Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:31, курсовая работа
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Целью исследования является изучение сущности, функций, классификации структуры налогов.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы.
Избежание налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.
Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Понятие налогов и их роль…………………….............
1.1. Понятие налогов, характеристики налогового платежа…………
1.2. Условия эффективности налоговой системы……………………..
ГЛАВА 2. Структура и сущность налоговой системы………….
2.1. Способы взимания налогов…………………………………………..
2.2. Виды налогов, Налоговые ставки, Виды налоговых сборов…….
2.3. Элементы налогов……………………………………………………..
ГЛАВА 3. Основные функции налогов…………………………..
3.1. Классификация налогов……………………………………………...
3.2. Иные виды классификации налогов……………………………….
Заключение…………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………
Стимулирующая
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов
государство перераспределяет часть
прибыли предприятий и
Перераспределительная
функция налоговой системы
Контрольная функция
Через
налоги государство осуществляет контроль
над финансово-хозяйственной
Через
контрольную функцию
Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение
функций налоговой системы
Классификация
налогов
По способу
изъятия налоги подразделяются на два
вида:
Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
По методу установления налоги принято разделять на:
Прямые налоги
взимаются с непосредственного
владельца объекта
К прямому налогу относятся:
- подоходные налоги,
- налоги на прибыль,
- взносы в фонды социального страхования,
- налоги на
имущество (земельный налог,
Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иногда рассматривалось как устаревшее3. Тем не менее, даже в современной экономической литературе это деление еще встречается.
Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов:
- подоходный с физических лиц
- налог на прибыль корпораций (фирм),
- налог на сверхприбыль,
- налог с наследств и дарений и др.
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся:
- плата за землю
- налог на недвижимость
- подомовой, промысловый налог и др.
Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
Косвенные налоги
являются наиболее весомой частью налоговых
платежей в федеральный бюджет РФ.
Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов
государства, полученных за счет косвенных
налогов, составляла приблизительно 80%
от суммы всех налоговых поступлений.
Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.
Основным
преимуществом прямого
К
недостаткам можно отнести
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.
Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.
Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.
Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.
Главный
недостаток косвенных налогов заключается
в том, что они усиливают неравномерность
распределения налогового бремени среди
населения. Очевидно, что для богатой части
населения повышение цены из-за включения
в нее косвенного налога не столь ощутимо,
как для бедной части. В этой связи нередко
товары для бедных освобождаются от налогообложения,
и наоборот, товары для богатых облагаются
повышенными налогами. Другой недостаток
косвенных налогов заключается в их инфляционном
характере.
В зависимости
от наличия или отсутствия целевого
режима расходования средств, полученных
с помощью налогов, принято различать
общие и целевые налоги.
К
общим относятся налоги, которые, в соответствии
с действующим законодательством, зачисляются
в бюджет для покрытия общих расходов
бюджета. То есть налоги указанной группы
не имеют целевого назначения. Подавляющее
большинство действующих в России налогов
(на прибыль предприятий и организаций,
на добавленную стоимость, на доходы физических
лиц, на имущество предприятий, таможенные
пошлины и многие другие) относится именно
к этой группе.
Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.
В Российской
Федерации к целевым относятся,
в частности, налоги, вводимые для
финансирования дорожных фондов, которые
зачисляются в Федеральный
По характеру
властной компетенции налоги подразделяют
на государственные и местные.
Государственные
налоги вводятся законодательными актами
высшего представительного органа государства.
Однако не все эти налоги поступают в государственный
бюджет. Часть из них может зачисляться
и в доход местных бюджетов.