Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:31, курсовая работа
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Целью исследования является изучение сущности, функций, классификации структуры налогов.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы.
Избежание налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.
Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Понятие налогов и их роль…………………….............
1.1. Понятие налогов, характеристики налогового платежа…………
1.2. Условия эффективности налоговой системы……………………..
ГЛАВА 2. Структура и сущность налоговой системы………….
2.1. Способы взимания налогов…………………………………………..
2.2. Виды налогов, Налоговые ставки, Виды налоговых сборов…….
2.3. Элементы налогов……………………………………………………..
ГЛАВА 3. Основные функции налогов…………………………..
3.1. Классификация налогов……………………………………………...
3.2. Иные виды классификации налогов……………………………….
Заключение…………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………
•
экономии, предполагающий минимизацию
издержек взимания налога.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
В
налогах заложены большие возможности
по регулированию социально-
Так,
налоги могут использоваться для
регулирования производства - стимулирования
развития определенных отраслей, ограничения
развития или сдерживания каких-либо экономических
процессов и т.п.
Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Взимается
налог по определенной ставке, представляющей
собой долю облагаемых налогом средств
субъектов экономики. При этом налог
может быть денежным и натуральным.
Налоги могут
взиматься следующими способами:
1. кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
2. на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника.
Этот
налог вносится лицом, выплачивающим
доход. Поэтому оплата налога производится
до получения дохода, причем получатель
дохода получает его уменьшенным на сумму
налога. Например, подоходный налог с физических
лиц. Этот налог выплачивается предприятием
или организацией, на которой работает
физическое лицо. То есть до выплаты, например,
заработной платы из нее вычитается сумма
налога и перечисляется в бюджет. Остальная
сумма выплачивается работнику.
Виды
налогов
Различают, твердые,
пропорциональные, прогрессивные и
регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки
устанавливаются в абсолютной сумме
на единицу обложения, независимо от
размеров дохода (например, на тонну нефти
или газа).
Пропорциональные
- действуют в одинаковом процентном
отношении к объекту налога без
учета дифференциации его величины.
В современном
государстве для мобилизации
средств в бюджет применяется
сложная система налогов, включающая
до 40-50 различных их видов (в России действует
51 налог и сбор и около 20 лицензионных
видов деятельности).
Причины такой
множественности заключаются в
различиях источников (зарплата, дивиденды
по акциям, арендная плата, другие формы
дохода на капитал) и объектов (доход, имущество,
его передача, потребление, экспорт и импорт)
налогообложения.
Множественность
налогов позволяет в большей
мере уловить платежеспособность налогоплательщиков,
сделать общее налоговое бремя
психологически менее заметным, отразить
разнообразные формы доходов, воздействовать
на поведение участников экономических
процессов.
Доходы бюджетов
образуются за счёт налоговых и неналоговых
видов доходов, а также за счёт
безвозмездных и безвозвратных
перечислений. К налоговым доходам
относятся предусмотренные налоговым
законодательством РФ федеральные, региональные
и местные налоги и сборы, а также пени
и штрафы (ст. 41 БК РФ).
В соответствии
со ст. 12 НК РФ в России установлены
три вида налогов и сборов:
-федеральные налоги
и сборы;
-налоги субъектов
РФ (региональные налоги);
-местные налоги.
Статьи
13—15 Налогового кодекса РФ (часть
первая) предполагают перечень федеральных
региональных и местных налогов.
Федеральные налоги:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;
• налог на прибыль (доход) организаций;
• налог на доходы от капитала;
• налог на доходы физических лиц;
• единый социальный налог;
• государственная пошлина;
• таможенная пошлина и таможенные сборы;
• налог на пользование недрами;
•
налог на воспроизводство минерально-
• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
• сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
• лесной налог;
• водный налог;
• экологический налог;
•
федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги
и сборы:
• налог на имущество организаций;
• налог на недвижимость;
• дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный бизнес;
•
региональные лицензионные сборы;
Местные налоги
и сборы:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на наследование или дарение;
•
местные лицензионные сборы.
Введение
в действие указанных статей отложено
до введения в действие части второй Налогового
кодекса РФ в полном объеме. До этого момента
фактически действующий на территории
России перечень налогов регулируется
Законом РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» с учетом последующих
изменений и дополнений.
В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина - это по своим признакам сбор), в том числе федеральных - 10, региональных - 3, местных -2. Следует также обратить внимание, что в рамках специальных налоговых режимов установлено три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощённой системы налогообложения, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
Как
правило, в местные бюджеты целиком поступают
акцизные сборы, налоги на недвижимость
и различные местные налоги и сборы. Поступления
от налогов на прибыль и личные доходы
делятся между центральными и местными
бюджетами в заранее согласованных пропорциях.
Говоря о видах налогов, необходимо также отметить, что существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой
системе весь доход, получаемый налогоплательщиком,
делится на части - шедулы. Каждая из
этих частей облагается налогом особым
образом. Для разных шедул могут быть установлены
различные ставки и льготы.
В глобальной налоговой
системе все доходы физических и
юридических лиц облагаются одинаково.
Такая система облегчает расчет
налогов и упрощает планирование
финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая
система широко применяется в
Западных государствах.
Налоговая система
базируется на соответствующих
К ним относятся:
- субъект налога
- это налогоплательщик, то есть
физическое или юридическое
- носитель налога
- лицо, которое фактически уплачивает
налог;
- объект налога
- доход или имущество, с
- источник налога
- доход, за счет которого
- ставка налога
- важный элемент налога, который
определяет величину налога на
единицу обложения (денежная
- налоговая льгота
- полное или частичное
- срок уплаты
налога - срок в который должен
быть уплачен налог и который
оговаривается в
ОСНОВНЫЕ
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая
современную систему
-регулирующая;
-стимулирующая;
-распределительная (социальная);
-контрольная;
-поощрительная
-фискальная;.
Рассмотрим эти
функции более подробно.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
По
мнению, крупного английского экономиста
Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе
исключительно для регулирования экономических
отношений. Регулирующая функция направлена
на достижение посредством налоговых
механизмов тех или иных задач налоговой
политики государства.