Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическую целесообразность создания кредитных бюро.
Для ее достижения были поставлены и изучены следующие задачи:
1. Подобрать, проанализировать, обобщить и систематизировать литературу работы.
2. Охарактеризовать кредитное бюро.
...
5. Изучить методы, используемые кредитным бюро для оценки заемщика.
6. Сделать выводы и обобщение по итогам работы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОГО БЮРО
1.1. Понятие, цели и принципы кредитного бюро
1.2. Эволюция информации в кредитных бюро
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ КРЕДИТНОГО
БЮРО ДЛЯ ВСЕХ ЕЕ УЧАСТНИКОВ
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА КРЕДИТНЫМ БЮРО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «СХЕМА РАБОТЫ КРЕДИТНОГО БЮРО»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «ПРИМЕР ПОЛУЧЕНИЯ СПРАВКИ ПО НЕГАТИВНОМУ ФАЙЛУ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «ПРИМЕР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГА»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «РАЗБИВКА ЗАЕМЩИКОВ ПО КЛАССНОСТИ»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.2. Эволюция информации в кредитных бюро
Главная цель кредитного бюро — оценить риски, которым подвергаются банки при кредитовании. В большинстве стран мира кредиторы (банки, финансовые компании, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, торговые компании, предоставляющие коммерческие кредиты) на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитные бюро[13].
Так как информация занимает очень важную роль в функционировании и формировании базы данных кредитного бюро, следует остановиться на ней поподробнее.
Выделяются четыре основных этапа, каждый из которых может иметь особенности в зависимости от конкретных условий и развития бюро, а также от региона:
1. Обмен негативной информацией
Данный этап – первая ступень взаимообмена кредитной информацией между кредитными учреждениями; он характеризуется их общей озабоченностью в связи с ростом финансовых потерь от неоплаченных долгов. Как правило, несколько кредитных учреждений договариваются об обмене информацией по своим худшим клиентам. Во главе такой инициативы стоят сами кредиторы, желая решить проблему роста неоплаченных долгов и сбора задолженности. Кроме того, соответствующий Центральный банк может выдвинуть требование об обязательном обмене такой информацией и затем либо контролировать развитие упомянутой инициативы на первоначальном этапе, либо сводить предоставляемые данные [14].
Приступая к взаимному обмену кредитной информацией, кредитные учреждения должны прийти к соглашению относительно следующего.
Важно, чтобы предоставляющие информацию учреждения согласовали условия, на которых будет основано взаимное использование негативной информации. Обычно полный доступ имеют лишь те учреждения, которые сами предоставляют информацию для общей базы данных. В основу так называемой “обратимости” положен принцип, в соответствии с которым ни одно из предоставляющих информацию кредитных учреждений не должно получать выгоду больше той, что обеспечивается информацией (которую они предоставили в общую базу данных) для других членов бюро.
Также обязательно следует утвердить право собственности на общую базу данных. Обычно в роли коллективного собственника выступают все предоставляющие информацию члены бюро. В базе данных содержится информация только о тех клиентах, которые имеют негативную кредитную историю, негативное платежное досье нельзя использовать для успешного маркетинга. Эта информация не может дать какого бы то ни было конкурентного преимущества другим членам бюро: эти данные нельзя использовать для адресной работы с потенциальными клиентами, поскольку у этих лиц негативное платежное досье.
Члены кредитного бюро должны согласовать единое терминологическое определение "негативной информации". Нередко бывает так, что понятие "негативная информация" не обозначает данные по списанной неоплаченной задолженности, поскольку у каждого кредитного учреждения существуют собственные правила списания неоплаченного долга. Кроме того, дополнительные различия в объем понятия вносятся отраслевой спецификой, а также характеристиками того или иного финансового продукта.
Необходимо, чтобы все состоящие членами бюро кредитные учреждения использовали одно и то же определение просрочки платежа и применяли к нему единые критерии, чтобы представляемая в бюро информация отвечала согласованному стандарту.
Представленная информация должна включать уникальный ключ-идентификатор клиента, например, его национальный идентификационный номер, а также название учреждения, внесшего данное лицо в файл стоп-листов. Сумма неуплаты по счетам и дата регистрации (сумма и факт неуплаты) также указываются, чтобы иллюстрировать серьезность нарушения и актуальность статуса неплательщика.
Также могут быть использованы дополнительные поля для данных, например, "тип продукта", "отрасль", "кредитный лимит", "дата последнего платежа", "сумма задолженности" и "дата внесения в файл стоп-листов". Информация, указанная в этих полях, бывает особенно полезной для обоснования решения об отказе в кредите при оценке задолженности перед другими кредиторами, для проверки потенциального заемщика на предмет неоплаченной задолженности перед другими кредиторами.
Использование негативной информации повышает точность решений о предоставлении кредита.
В качестве иллюстрации того, как
использование негативного
Показано, что три заявления на предоставление кредита рассматривались кредитным учреждением с использованием имеющихся у него внутренних проверочных механизмов. На основе заявлений трех заемщиков, которые были оценены кредитным бюро.
В первой колонке показаны этапы проверки, а именно внутренние правила и оценка риска заявителя (скоринг) и обработка подтверждений. Рекомендованные решение и кредитный лимит приводятся под двойной (жирной линией).
Заявления прошли проверку на соответствие внутренним правилам и положениям кредитного учреждения. Во всех трех случаях принято решение об утверждении заявления и предоставлении кредита, причем лимиты установлены в зависимости от уровня риска каждого конкретного заявителя.
Если же кредитное учреждение имеет доступ к общеотраслевой базе данных по неплательщикам, то оно располагает дополнительными сведениями, позволяющими принять хорошо информированное решение. В негативный файл заносятся все счета, уплата по которым просрочена на 120 и более суток. Получение справки по такому негативному файлу отражено в ПРИЛОЖЕНИИ 3 как дополнительный шаг при обработке заявлений:
На заявителей номер 1 и 3 имелось негативное досье в общей отраслевой базе данных. В досье отмечен большой срок их задолженности перед другими учреждениями и, следовательно, данные заявители характеризуются повышенным уровнем риска [22].
В зависимости от того, насколько приемлем наблюдаемый уровень риска для данного кредитного учреждения, принимается то или иное решение по заявлению. В том случае, если бы дополнительный риск оказался неприемлемым с точки зрения кредитного учреждения, обоим заявителям (№ 1 и № 3) было бы отказано.
2. Обмен позитивной и негативной информацией
На втором этапе эволюции кредитных бюро начинается обмен как негативной, так и позитивной информацией.
После того как кредитные учреждения осознают преимущества использования общего файла стоп-листов, рассматривается возможность аналогичного обмена дополнительной (позитивной) информацией. Количество членов кредитного бюро и объем предоставляемой ими информации, как правило, растет, поэтому необходима стабильная и масштабируемая инфраструктура, которая обеспечивает подачу и хранение общих данных, а также подготовку справок на их основе.
Данный этап характеризуется более
тесным сотрудничеством членов кредитного
бюро из различных отраслей экономики.
Это предприятия розничной
Там, где ведется централизованная база данных, кредитные бюро могут уведомлять кредитные учреждения, когда один из клиентов заносится в негативный файл какой-либо другой организацией. Такое уведомление рассылается сразу же, как только еще одно кредитное учреждение зарегистрирует задержку оплаты по счету данным лицом. Поскольку каждого клиента можно соотнести со всем объемом его непогашенного долга, другие кредитные линии (кредитные учреждения) могут получить уведомление о занесении данного лица в негативный файл. После этого устанавливается соответствующий "семафор" в хост - системе и выполняются необходимые превентивные действия по управлению счетом.
Если же кредитное учреждение имеет доступ к общеотраслевой базе данных по неплательщикам, то оно располагает дополнительными сведениями, позволяющими принять хорошо информированное решение. В негативный файл заносятся все счета, уплата по которым просрочена на 120 и более суток. Получение справки по такому негативному файлу отражено в ПРИЛОЖЕНИИ 4, как дополнительный шаг при обработке заявлений [22].
Преимущество, которое получают члены кредитного бюро, состоит в возможности более точно оценивать риск по тому или иному клиенту на основании всей полноты данных, предоставленных другими кредиторами, а также в своевременных уведомлениях о потенциальном кредитном риске. Благодаря этому улучшается обработка заявлений клиентов и принимаются более взвешенные решения по управлению счетом, что в итоге приносит выгоду кредитному учреждению.
3. Разработка и применение рейтинговых моделей
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 иллюстрирует принятие решений на основе рейтинга кредитного бюро, в котором показан диапазон значений рейтинга, присвоенного кредитным бюро, и соответствующую вероятность попадания заявителей в тот или иной диапазон. Упомянутая вероятность есть вероятность неплатежа по счету, она указывается как соотношение "хороших" и "плохих" клиентов. Чем больше вероятностное соотношение, тем ниже риск [19].
4. Получение дополнительной информации
На этом этапе кредитное бюро
выполняет оптимизацию
Сюда входит получение дополнительных данных из прочих (не кредитующих) источников, например:
- Личные номера граждан
- Списки избирателей
- Списки частных абонентов телефонных сетей
- Регистрационные данные по сделкам с ценными бумагами и недвижимостью
- Базы данных по регистрации и владению личного автотранспорта
Основные выгоды, которые получают
члены кредитного бюро, - это повышение
надежности проверки заявителей и, следовательно,
более эффективное предотвращен
Как уже было отмечено выше, наличие общей базы данных по кредиту обеспечивает целый ряд существенных преимуществ:
Хотя эти преимущества уже получили практическое подтверждение, кредитные учреждения, как правило, не стремятся к совместной работе по организации первой структуры по взаимообмену информацией. Это объясняется, в первую очередь, бытующим мнением о том, что кредитная организация лишится своих конкурентных преимуществ даже в том случае, если раскроет информацию о самых неприбыльных своих счетах.
Основные требования, предъявляемые к кредитным учреждениям, намеревающимся создать некую организацию для взаимного обмена информацией, сводятся к тому, что им необходимо согласовать:
2.права собственности на информацию и порядок раскрытия информации в условиях данного законодательного пространства;
3.особые требования к содержанию информации и стандартизации файлов;
4.принципы обработки информации и программно-аппаратные требования.
Когда все это будет согласовано, кредитные учреждения могут продолжать работу над созданием необходимой инфраструктуры и заниматься разработкой правил подачи и хранения информации и управления общей базой данных. Однако при этом каждое кредитное учреждение должно обеспечить соблюдение согласованных принципов со своей стороны, например, разработать в соответствии с утвержденным форматом порядок ежемесячного получения и загрузки информации в общую базу данных, а также адаптировать условия использования существующих продуктов таким образом, чтобы предусмотреть возможность получения кредитной справки из базы данных.
Хотя организация бюро для взаимообмена
информацией довольно сложный процесс,
выгоды от наличия общей базы данных
существенно превосходят
Из вышеизложенного можно
1) содействие повышению информационной прозрачности на рынке финансовых услуг;
2) содействие установлению партнерских отношений между кредиторами и заемщиками;
3) снижение кредитного риска в банковской системе;
4) предоставление максимального объема информации о заемщиках;
5) формирование положительного имиджа добросовестных заемщиков, укрепление их деловой репутации и инвестиционной привлекательности.