Сущность и содержание дохода

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Единство функций в их взаимообусловленности делает доход тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника. Отсюда ясна важность проблемы образования и распределения дохода, практическое решение которой обеспечивает необходимую зависимость эффективности деятельности хозяйствующего субъекта от величины полученного и оставляемого в его распоряжении дохода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ДОХОДНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА 5
1.1 Сущность и содержание дохода………………………………………………..5
1.2 Виды доходов 8
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДНОСТИ НА ПРИМЕРЕ АО «ГМЗ №1» 18
2.1. Краткая характеристика развития предприятия. 18
2.2 Анализ распределения доходности 20
2.3 Пути оптимизации распределения доходов на предприятии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Доходы и их распределение на предеприятии курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

(9,2 * 10421) / 100 = 958,73 тыс. тенге

Итого по прибыли от реализации продукции:

543,2 +1094,2 - 958,73 = 699,3 тыс.  тенге.

Разница в 40,3 тыс. тенге  с цифрой 659 тыс. тенге объясняется  округлением цифр при расчете.

4. Рост прибыли от  прочей реализации на 50 тыс. тенге. - с 150 до 200 тыс. тенге. - увеличил балансовую прибыль на 50 тыс. тенге

5. Рост доходов от  внереализационных операций на 100 тыс. тенге. - с 900 до 1000 тыс. тенге. - повысил прибыль на 100 тыс. тенге.

6. Рост расходов по  внереализационным операциям на 50 тыс. тенге. - с 50 до 100 тыс. тенге. - снизил прибыль на 50 тыс. тенге. Итого по балансовой прибыли:

699,3+50+100-50=799,3 тыс. тенге.

Разница в 40,3 тыс. тенге. с цифрой 759 тыс. тенге. произошла  за счет округления цифр.

7. Рост суммы налогов,  уплачиваемых из прибыли, на 198 тыс. тенге. - с 662 до 860 тыс. тенге. - снизил сумму чистой прибыли на 198 тыс. тенге.

Итого по чистой прибыли:

799,3-198 = 601,3 тыс. тенге.

Разница в 40,3 тыс. тенге. с цифрой 561 тыс. тенге. произошла  за счет округления цифр.

Положительным результатом работы является увеличение уровня рентабельности по сравнению с прошлым годом на 6,3 %. - с 23 до 29,3 % - и по сравнению с планом на 3,3 % - с 26 до 29,3 %. Это означает, что хозяйствующий субъект получил прибыли на каждый тенге затрат в производство продукции больше по сравнению с прошлым, годом на 6,3 тенге и по сравнению с планом - на 3,3 тенге.

Таким образом, величина полученной выгоды (т.е. величина полученной прибыли) составила по сравнению  с прошлым годом 379,7 тыс. тенге. ((6,3 * 6027) / 100) и по сравнению с планом - 199 тыс. тенге. ((3,3 * 6027) / 100).

Анализ выполнения плановых данных показал, что план чистой прибыли перевыполнен на 561 тыс. тенге. (2006-1800), или на 11,4 %. Это положительно характеризует работу хозяйствующего субъекта и работников его финансовой службы. Повышение уровня рентабельности произошло за счет снижения уровня себестоимости продукции. На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно свести в две группы.

Таблица  15.

Анализ доходности хозяйствующего субъекта

(в сопоставимых  ценах)

Показатели

2009 год

1 квартал

 

2010 год

1 квартал

Отклонения

к плану

к прошлому году

план

Отчет

абсолютное

%

абсолютное

%

Выручка от реализации продукции, тыс. тенге

7026

9000

10421

1421

116

3395

148,3

Налог на добавленную  стоимость, тыс. тенге

1119

2008

2628

628

131

1509

234,9

в процентах к выручке, %

16

20

25,2

5,2

126

9,2

158

Акцизы, тыс. тенге

-

-

-

-

-

-

-

Себестоимость продукции: тыс. тенге

4800

5500

6027

527

110

1227

126

в процентах к выручке, %

68,3

63

57,8

- 5,2

91,7

-10,5

84,6

Прибыль от реализации, продукции, тыс. тенге

1107

1400

1766

366

126

659

160

Уровень рентабельности. %

23

26

29,3

3,3

112,7

6,3

127

Прибыль от реализации продукции  в процентах к выручке %

15,8

16

17

1

106

1,2

107,6

Прибыль от прочей реализации тыс. тенге

150

-

200

-

-

50

133

Доходы от внереализационных  операций тыс. тенге

900

950

1000

50

105

100

111

Расходы по внереализационным  операциям, тыс. тенге

50

-

100

-

-

50

200

Балансовая прибыль  тыс. тенге

2107

2600

2866

266

110

759

130

Налоги, выплачиваемые  из прибыли тыс. тенге

662

740

860

120

116

198

130

Чистая прибыль тыс. тенге

1445

1800

2006

206

111,4

561

139


 

Расчет точки безубыточности можно производить аналитическим методом. Он заключается в определении минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет больше 0%,

Анализ влияния изменения суммы  выручки на уровень себестоимости приведен в табл. 2.

По данным табл. 2 можно  определить, что минимальный объем  выручки прошлого года, превышение которого ведет к росту рентабельности, составляет:

Т(миним.) = ((Ипост. * Т) / (Т - Ипер.)) = ((1119 * 7026) / (7026 - 3681) =2350,4 тыс. тенге

 

 

Таблица  16.

Расчет степени  влияния выручки на уровень себестоимости  хозяйствующего субъекта.

Показатели

2009 год 1 квартал

Должно быть с учетом суммы выручки отчетного года

Отклонения

Тыс. тенге

% к выручке

тыс. тенге

% к выручке

тыс. тенге

% к выручке

Выручка

7026

-

10421

-

3395

-

Себестоимость

В том числе

4800

68,32

65,79

63,13

17,79

-5,19

условно-постоянные затраты

1119

15,93

1119

10,74

-

-5,19

переменные затраты

3681

52,39

5460

52,39

17,79

-


 

Данные табл. 16. показывают, что уровень себестоимости в  процентах к выручке в прошлом  году с учетом суммы выручки отчетного  года должен составить 63,13 %, в том числе по условно-постоянным затратам - 10,74 % ((1119 / 10421) * 100 %) и по переменным затратам - 52,39 %.

Рост выручки на 3395 тыс. тенге должен понизить уровень  себестоимости за счет условно-постоянных затрат на 5,19 % - с 15,93 до 10,74 %, а сумму себестоимости - на 540,85 тыс. тенге. (( -5,19 * 10421 ) / 100 =

=540,85 тыс. тенге

Следовательно, уменьшение себестоимости за отчетный год на 10,5 % - с 68,3 до 57,8 %  или на 1094,2 тыс. тенге, был обусловлен следующим.

1. Рост выручки снизил уровень себестоимости на 5,19 %, а сумму - на - 540,85 тыс. тенге

2. Действие других  факторов, характеризующих использование материальных и денежных средств, уменьшило уровень себестоимости на 5,31 % и сумму - на 553,35 тыс. тенге.

Итого - 5,19 - 5,31 = - 10,5 %;

  - 540,85 - 553,35 = - 1094,2 тыс.  тенге.

 

Таблица 17.. Проверка обоснованности плана дохода от

реализации продукции

Показатели

По учетным ценам, тыс.тенге

2

3

Фактические остатки  нереализованной готовой продукции  на начало года

Выпуск товарной продукции

Остатки нереализованной  продукции на конец года

Возможный доход (выручка) от реализации продукции (стр..1 + стр.2 - стр.3)   

Доход (выручка) от реализации продукции по плану 

Отклонение (стр.4 – стр.5)

1039

8884

1091

8832

7793

1039


 

     Плановый доход от  реализации продукции (объем реализации) должен был составить не 7793 тыс.тенге, а на 1039 тыс.тенге больше, т.е. 8832 тыс.тенге. Иными словами, не было бы перевыполнения плана.

Остатки нереализованной  продукции образуются по следующим причинам.

Часть готовой продукции  закономерно оседает на складе для  ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение здесь остатков готовой продукции сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине. Такое явление может иметь место на предприятиях, где выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе

Нередко товары находятся  на ответственном хранении у покупателя, т.е. продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Переход на метод начисления привел к тому, что доход от реализации продукции определяется по отгруженной ее величине, а не по мере поступления за нее оплаты.. Как известно, часть товаров отгруженных не оплачивается в срок покупателями. Не поступление денег в этом случае практически не зависит от поставщика К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения денег - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей банку, оформить коммерческий кредит.

В условиях рынка применяется  и такая новая форма расчетов за отгруженную продукцию как предоплата. Предоплата отгружаемой продукции исключает образование остатков отгруженных товаров, срок оплаты которых истек. Эта форма расчета за отгруженную продукцию практикуется многими предприятиями. Но она имеет ряд неудобств:

во-первых, эта форма  выгодна для поставщиков;

во-вторых, в определенной степени снижается контроль за качеством  произведенной продукции, особенно если предприятие-поставщик занимает монопольное положение на рынке товаров и услуг;

в-третьих, возможна ситуация, когда потребитель, оплатив товар, получает меньшее его количество, чем необходимо (например, когда осуществляется покупка сырья и материалов, измеряемых в тоннах и др.).

Вторым абсолютным показателем  доходности является валовый доход. Он представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности.

Важнейшим фактором, влияющим на валовый доход, является производственная себестоимость, поэтому снижение еe заметно сказывается на его величине.

Для расчета предлагаются разные оценки объема реализованной  продукции: в действующих реализационных ценах, по производственной себестоимости. При расчете процента выполнения плана по объему реализованной продукции различная оценка приводит к значительным отклонениям при определении влияния на прибыль. Первый метод отрицается экономистами, изменение дохода (выручки) от реализации продукции влияет не только на физический объем реализации, но и на рентабельность реализуемой продукции в связи со сдвигами в структуре. Цены в настоящее время ежедневно претерпевают серьезные изменения, поэтому, на наш взгляд, оценка объема реализации по производственной себестоимости является более оправданной.

Влияние на валовый доход  изменения объема реализации товарной продукции определяется следующими расчетами:

Nспл = (Sф / Sпл) * 100 = (24108 /19200) * 100 =125,56

 

где: Nспл - степень выполнения плана объема реализации по производственной себестоимости,

Sф и Sпл - соответственно  фактическая и плановая производственная

себестоимость реализованной  продукции. 

Пп = (Ппл * Nспл) / 100 = (28104 *125,56) / 100 = 35288

где: Пп - влияние на доход  объема реализации товарной продукции,

Ппл - плановый валовой  доход.

Предприятие перевыполнило  план по реализации продукции на 25,56 % , в результате было получено сверх плана валового дохода 6336 тыс. тенге.

В теории и практике аналитической  работы известны два способа расчета  влияния на валовой доход структурных  сдвигов в составе реализованной  продукция: 1) путем сравнения суммы валового дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» с плановой величиной валового дохода, скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему реализации;

2) путем вычитания  из разности между показателями  дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» и «по плану» суммы влияния фактора «изменения объема реализации» (сальдовый способ).

На практике наиболее часто употребляется второй способ, поскольку до исчисления размера  влияния этого фактора определяют влияние изменения объема реализации. Так как сумма валового дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» отражает совокупное влияние этих двух факторов, то, вычитая из нее влияние применения объема реализации, находят влияние на прибыль структурных сдвигов в составе реализованной продукции.

На наш взгляд, влияние  этого фактора целесообразно  определить путем сопоставления  дохода по плану на фактически реализованную  продукцию с доходом, полученным в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана по объему реализации продукции.

В условиях рыночной экономики, когда цены на товары являются свободными и когда их уровень определяется состоянием рынка, возникает необходимость иметь информацию об изменениях цен. Предприятия не ведут учета продукции в двойных ценах - действующих на рынке и действовавших в прошлом году. Все это вызывает необходимость в целях управления и контроля за экономикой иметь данные о движении цен, об их индексе не только за годовой, но и за более короткие промежутки времени - месяц, квартал, полугодие, Наличие таких сведений в первую очередь необходимо предпринимателям, налоговым инспекциям и органам управления экономикой на различных уровнях.

В нашем примере по сравнению с прошлым годом  индекс цен составил 1,05. Рост цен должен повлиять на валовой доход.

Основными факторами, влияющими  на изменение валового дохода, являются изменения:

1) цен на реализованную  продукцию;

2) дохода от реализации  продукции;

3) затрат на 1 тенге  реализованной продукции.

Доходом от реализации продукции в свободных отпускных ценах отчетного года (без НДС и акцизов). Разница покажет, на какую сумму изменились (повысились или снизились) цены, а соответственно и доход.

Информация о работе Сущность и содержание дохода