Сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Сущность и социально экономическое значение государственного бюджета.
Государственный бюджет является важнейшим звеном системы финансов РФ и взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы страны.

Содержание

I.Сущность и роль государственного бюджета в социально – экономическом развитии общества………………………………………………………………..3
1.Отличительные особенности государственного бюджета как самостоятельной экономической категории…………………………………….5
2.Основные задачи бюджетной политики……………………………………...13
II.Понятие государственного и муниципального долга……………………..14
III.Управление государственным и муниципальным долгом………………19
Тест……………………………………………………………………………….29
Решение задач……………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

контрольная - финансы и кредит.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

  По  внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности  к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное в процентах. Критическим уровнем обслуживания внешнего долга принято считать достижение коэффициента 25%.

  Методы  управления государственным и муниципальным  долгом можно условно разделить  на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга и др.К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

  Характерным моментом для административного  подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом  управленческого решения (без получения  предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом – переговорный процесс, который  предшествует принятию управленческого  решения и в процессе которого согласовывается позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем  порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы  добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые  условия, предложенные эмитентом.

  Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость  заимствований в последние годы вынуждали государство постоянно  заботиться об удлинении сроков и  сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный и муниципальный долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

  В отличии от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалась путем проведения конверсий и консолидаций. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией – увеличение сроков функционирования выпущенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.

  В сфере внешних заимствований  реструктуризация долга также проводится на договорной основе. Здесь под рестуктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

  В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.

  Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций  у инвесторов, проведения тиражей  выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения тиражей погашения  по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга  частями).

  Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций  в виде разницы между новой  ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой  или годовой) оплаты купонов или  оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

  Кроме указанных методов управления государственным  и муниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному  соотношению (несколько выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения  займа, аннулирование государственного долга.

  Страны  с рыночной экономикой в обычных  условиях не используют названные методы управления задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимому ущерба репутации государства как заёмщика. В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенного восстановления экономики или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.

  Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые методы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них – погашение долга  товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации  компаний страны-должника, оплата долга  в местной валюте с последующим  обращением её в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства  третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

  Большое значение для повышения эффективности  государственной долговой деятельности будет иметь создание единой системы  управления государственным долгом РФ. Она обеспечит проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных мер по их преодолению. Органичное взаимодействие управления внутренним и внешним долгом, обеспечение беспрепятственного их взаимного замещения на основе проведения единой долговой политики, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволят:

  оптимизировать  сроки обращения, погашения и  уровень доходности государственных  ценных бумаг;

  минимизировать  неблагоприятное воздействие колебаний  курсов иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных  заимствований;

  оптимизировать  бюджетные расходы на обслуживание государственного долга;

  своевременно  и в полном объеме выполнять обязательства  перед внутренними и внешними кредиторами.

    Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к российскому государству как к надежному заемщику, обеспечить полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и результативный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для осуществления политики сокращения долговой нагрузки на экономику страны.  

        

                           Тест.

1.Что такое  федеральный бюджет?                                                                                          а основной финансовый план государства;                                                                          б часть государственного бюджета страны;                                                           в свободный план доходов и расходов федерального правительства.

2. Виды внебюджетных  фондов:                                                                                          а  федеральные;                                                                                                                         б  региональные;                                                                                                                            в  местные;                                                                                                                                г верно а и б

3. Внебюджетные  фонды имеют следующее целевое  назначение:                              а экономическое                                                                                                              б социальное                                                                                                                       в верно а и б

4. Как часто  государством (правлением Пенсионного  фонда) определяется тариф взносов  на социальное страхование, уплачиваемый  работодателями и гражданами  в Пенсионный фонд?                                                                                     а ежегодно;                                                                                                                                б 1 раз в 3 года;                                                                                                                  в нет правильного ответа.

5. Страховые  взносы в Пенсионный фонд начисляются  на                                          а все виды заработка;                                                                                                    б выплаты единовременного характера (компенсацию за неиспользованный отпуск, материальную помощь, выходное пособие);                                                   в нет правильного ответа 

Задача 1

Вы имеете 100 тыс. руб. и хотели бы утроить сумму  через 6 лет. Каково минимально приемлемое значение процентной ставки?

Решение:

Минимальное значение процентной ставки  рассчитывается по формуле: 

где  i – минимальное  значение  процентной ставки;

S – желаемая сумма через 6 лет;

P – сумма вклада;

N – количество лет.

         i =

Минимально приемлемое значение процентной ставки составит 33,3% годовых. 
 
 
 
 
 
 

Задача 2

  Конвертируемая  облигация — долгосрочное долговое обязательство эмитента, включающее право инвестора на приобретение акций этого эмитента (заемщика) на оговоренных при размещении займа  и юридически закрепленных условиях.

  Преимущество  конвертируемых облигаций перед  акциями заключается в возможности  инвесторов выбирать наиболее оптимальный  вариант вложения средств.

  Обыкновенная  акция — ценная бумага, эмитируемая акционерным обществом, дающая право на получение нефиксированных дивидендов в случае соответствующих решений Собрания акционеров и в огромном большинстве случаев Совета директоров (Наблюдательного совета).

Следует ли производить  обмен конвертируемой облигации на обыкновенные акции, если облигационная стоимость конвертируемой облигации  7600 руб. Коэффициент конвертации – 3. Рыночный курс акции – 1800 руб.

Посчитаем стоимость  трёх акций:

1800 * 3 = 5400 руб

Не следует  производить обмен конвертируемой облигации на обыкновенные акции, так  как рыночный курс акции в 1800 руб. не выгоден при обмене конвертируемой облигации в 7600 руб. при коэффициенте конвертации 3.

Если рыночной акции вырастит до 2533 и более, либо коэффициент конвертации достигнет 5 , только в этом случае следует производить  обмен 
 
 
 

    Список использованных источников.

1.Белотелова  Н.П. Финансы. Уч. пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. – 452с.

2.Финансы: Уч/под редакцией профессора  А.Г. Грязновой, профессора Е. В. Маркиной. Москва «Финансы и статистика» 2004г-504с.

3.Финансы учебник  для вузов под редакцией Вахрин П.И., Нешитой А.С.М.: 2000г – 502с.

  4. Т.В. Коновалова, Л.Г. Волкова и др. Финансы и кредит 
Мичуринск – наукоград РФ, 2005

5. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник/Под ред. А.А. Володина. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 504 с. – (Высшее образование).

 

 

Информация о работе Сущность и роль государственного бюджета