Сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Сущность и социально экономическое значение государственного бюджета.
Государственный бюджет является важнейшим звеном системы финансов РФ и взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы страны.

Содержание

I.Сущность и роль государственного бюджета в социально – экономическом развитии общества………………………………………………………………..3
1.Отличительные особенности государственного бюджета как самостоятельной экономической категории…………………………………….5
2.Основные задачи бюджетной политики……………………………………...13
II.Понятие государственного и муниципального долга……………………..14
III.Управление государственным и муниципальным долгом………………19
Тест……………………………………………………………………………….29
Решение задач……………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

контрольная - финансы и кредит.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

      Организация распределительных  процессов в народном хозяйстве  также осуществляется государственным  бюджетом. Через него перераспределяется  не весь чистый доход, создаваемый  на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, однако бюджет влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

      В процессе бюджетного планирования  и исполнения бюджета осуществляется  контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и отраслей народного хозяйства в целом. Контрольная функция бюджета проявляется посредством формирования и использования фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики и социальной сферы. Благодаря этому свойству бюджет свидетельствует о поступлении в распоряжение государства финансовых ресурсов от субъектов хозяйствования, соответствии размера централизуемых ресурсов государства объёму его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных доходов и расходов.

      Проявление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента распределения,  регулирования и контроля возможно  только в процессе человеческой  деятельности, что находит своё  отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

      Бюджетный механизм позволяет  на практике использовать бюджет  в качестве инструмента государственного  регулирования экономики, стимулирования  производственных и социальных  процессов. Бюджетное перераспределение  национального дохода способствует  совершенствованию структуры общественного  производства. При этом государство  принимает различные формы прямого  и косвенного воздействия на  экономику – субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отдельных отраслей и т.п., добиваясь в конечном итоге изменения сложившихся народнохозяйственных пропорций. При правильном построении бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и развития социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

      Регулирование экономики посредством  использования бюджетного механизма  осуществляется тупеем маневрирования  поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи, с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

      Бюджетный механизм исторически  и логически связан с бюджетом; вместе с тем существенное  влияние на него оказывают  задачи, решаемые обществом на том или ином этапе развития. С изменением задач должен изменяться и бюджетный механизм. Поэтому по мере развития экономики, внедрения рыночных условий хозяйствования будет радикально изменяться и бюджетный механизм, приобретая качественно новые черты: директивное администрирование субъектов власти заменят методы косвенного влияния бюджета на экономику; изменятся приоритеты бюджетной политики, которая от решения текущих, хотя и очень важных задач, перейдёт к разработке и последовательной реализации долгосрочных целевых программ; коренным образом преобразуются методология и методика бюджетного планирования, в которых, к примеру, на смену объёмным показателям придут качественные ориентиры типа социальных стандартов и т.д.

      Бюджетный механизм является  реальным воплощением и активным  инструментом реализации бюджетной  политики государства, сущность  и направленность которой характеризуют  статьи бюджетных доходов и  расходов, отражающие источники  формирования и направления использования  бюджетного фонда страны. Государственный  бюджет, составляемый в форме  баланса доходов и расходов, выступает действенным орудием общегосударственного финансового контроля. Адресность бюджетных показателей, отражающих многообразие связей бюджета с народным хозяйством, создаёт основу для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений.

      Формирование доходов бюджета  происходит главным образом в  виде налогов и обязательных платежей. Предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, граждане как физические лица выступают плательщиками налогов и сборов в государственный бюджет. Эти взносы перечисляются в бюджет в строгом соответствии с законодательством.

       Расходы бюджета подразделяются  на две основные части: бюджет  текущих расходов и бюджет  развития. Ассигнования, включаемые  в бюджет текущих расходов, направляются  на финансирование различных  отраслей отечественной экономики  и социальной инфраструктуры, на  содержание органов государственной  власти и управления, поддержание  обороноспособности страны. Бюджет  развития обеспечивает финансирование  инвестиционной, инновационной деятельности  государственных органов, а также  затрат, связанных с расширением  уровня воспроизводства.

      В действующих условиях ощущается  острая нехватка средств в бюджете для обеспечения бесперебойного финансирования государственных расходов. Основными причинами такого положения являются общий спад производства, недополучение налогов. Поэтому бюджетные ассигнования сегодня выделяются, как правило, в пределах получаемых доходов с учётом мероприятий по индексированию расходов. 
 

  Основные  задачи бюджетной политики.

       В условиях финансовой нестабильности  основные задачи бюджетной политики  следующие:

  развитие  промышленного производства. Это позволит обеспечить рост темпов внутреннего валового продукта и национального дохода;

    принятие действенных и неотложных мер по укреплению денежного обращения. В этих целях необходимо: снижать бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на содержание государственного аппарата управления, установить жёсткий контроль над динамикой денежной массы;

  Укрепление  доходной базы бюджета за счёт совершенствования  налоговой системы и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

  Увеличение  доли накопления в национальном доходе;

  Развитие  инвестиционной активности;

  Оптимизация величины государственного долга;

  Создание  действенной системы финансового  контроля за эффективным и целевым  использованием государственных средств.

      Выполнение вышеперечисленных задач позволит бюджету стать одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.

      Государственный бюджет функционирует  посредством особых экономических  форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы  перераспределения стоимости общественного  продукта, концентрируемой в руках  государства. Доходы и расходы  бюджета – это объективно обусловленные  категории, каждая из которых  имеет специфическое общественное  значение; доходы служат финансовой  базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

    II. Понятие государственного и муниципального долга.

  Привлекаемые  государственные и муниципальные  заимствования формируют государственный  и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заёмщиков. Поэтому государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

      В общем виде государственный  и муниципальный долг можно  определить как долговые обязательства  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  перед физическими и юридическими  лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными  организациями иными субъектами  международного права, включая  обязательства по предоставленным  государственным муниципальным  гарантиям.

       Государственный и муниципальный  долг выражает собой результат  взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнёрами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований). Его динамика характеризует рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определённую дату суммарную величину непогашенных долговых обязательств.

      Классификация государственного  и муниципального долга может  проводиться по разным признакам.  Обычно используются следующие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заёмщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, официальный (бюджетный) признак.

     В зависимости от степени охвата  совокупности обязательств (по экономическому  признаку) государственный и муниципальный  долг подразделяется на капитальный, основной и текущий.

  Капитальный долг представляет собой всю сумму  выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных  ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

        По типу заёмщика долг делится,  например, в России, на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации муниципальный долг. Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с учётом того, что долговые обязательства бывшего СССР включается в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

      Долг органов государственной власти и органов местного самоуправления может существовать в форме государственных и муниципальных займов, кредитных соглашений и договоров, договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, договоров о предоставлении государственных и муниципальных гарантий, соглашений и договоров, в том числе международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет  (ст. 97 – 100 БК РФ).

      По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), и долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования – десятью.

      В зависимости от рынка заимствований,  типа кредитора или валюты  заимствований государственный  долг может быть внутренним и внешним. Российское бюджетное законодательство в основу деления долга на внутреннюю и внешнюю закладывает признак валюты, в которой выражены долговые обязательства. Однако Международный валютный фонд и экономически развитые страны проводят деление долга в зависимости от типа кредитора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внутренней и внешний рынок).

      В Российской Федерации сейчас действуют два вида бюджетной квалификации долгов: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов (Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»). В составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам:  вид займа, вид ценной бумаги, недофинансирование из бюджета как основа признания задолженности, источник заимствований, вид долговой деятельности, форма долговых обязательств.

      В зависимости от вида займов  выделяются, например, такие виды  долгов, как целевой заём 1990г., государственный  внутренний заём Российской Федерации  1991г., государственный сберегательный  заём.

Информация о работе Сущность и роль государственного бюджета