Сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Сущность и социально экономическое значение государственного бюджета.
Государственный бюджет является важнейшим звеном системы финансов РФ и взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы страны.

Содержание

I.Сущность и роль государственного бюджета в социально – экономическом развитии общества………………………………………………………………..3
1.Отличительные особенности государственного бюджета как самостоятельной экономической категории…………………………………….5
2.Основные задачи бюджетной политики……………………………………...13
II.Понятие государственного и муниципального долга……………………..14
III.Управление государственным и муниципальным долгом………………19
Тест……………………………………………………………………………….29
Решение задач……………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

контрольная - финансы и кредит.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

       По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги:  казначейские обязательства, государственные  краткосрочные облигации, государственные  казначейские векселя.

     Недофинансирование из бюджета стало основой появления, например, таких самостоятельных видов долгов, как задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.

       По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяется, например, задолженность по авалированным векселям Агропромбанку.

      В зависимости от вида долговой  деятельности выделяются такие  долги, как государственные гарантии; государственные гарантии, предоставленные  субъектами Российской Федерации,  муниципальные гарантии.

      Например, по форме долговых обязательств  в качестве самостоятельных видов  внутренних долгов выделяются  кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени Российской  Федерации; кредитные соглашения  и договоры, заключённые от имени  муниципального образования.

       Государственный внешний долг  и государственные внешние активы  группируются по следующим признакам:  характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заёмщика, форма долговых обязательств и вид займа.

       В результате последовательного  применения этих признаков в  составе долгов России выделяются: государственный внешний долг  Российской Федерации, внешний  долг субъекта Российской Федерации,  внешний долг перед Российской  Федерацией. При этом внешние кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, подразделяются на: кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Центрального банка РФ. Для субъектов РФ возможность привлечения кредитов от правительств иностранных государств и Банка России не предусмотрена.

       Государственные внешние займы  Российской Федерации подразделяются  на еврооблигационные займы и  внутренний государственный валютный  заём (облигации этого займа впервые  отнесены на внешний долг по  состоянию на 1 января 1999г.), а внешние  займы субъекта РФ представлены  государственными ценными бумагами  субъектов Российской Федерации,  выраженными в иностранной валюте.

      Наконец, внешний долг перед  Россией в зависимости от типа  заёмщика делится на долг правительств  иностранных государств и долг  иностранных коммерческих банков и фирм.  
 
 
 
 
 

III.Управление государственным и муниципальным               долгом.

      Долг государства, как и финансы в целом, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный и муниципальный долг обеспечивает возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

     Когда государственный и муниципальный  долг выступает в качестве  объекта управления, государство  определяет соотношение между  различными видами долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов и гарантий, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Органы власти и органы местного самоуправления устанавливают и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного и муниципального долга.

      В процессе управления государственным  и муниципальным долгом решаются  следующие общие задачи:

  привлечение государственных и муниципальных  заимствований в объёмах, дополняющих  доходы органов государственной  власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных  для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;

  удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

  минимизация стоимости долга на основе удлинения  срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

  сохранение  репутации Российской Федерации  как первоклассного заёмщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

  поддержание стабильности и предсказуемости  рынка долговых обязательств;

  достижение  эффективного и целевого использования  средств, заимствованных органа государственной  власти и органами местного самоуправления, и гарантированных ими заимствований;

  диверсификация  долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

  координация действий федеральных органов государственной  власти, органов власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления на долговом рынке страны.

     Таким образом, управление государственным  и муниципальным долгом представляет  совокупность мероприятий органов  местного самоуправления по использованию  долговых отношений для формирования  благоприятных макроэкономических  условий развития страны и  отдельных ее территорий.

      Различают стратегическое и оперативное  управление государственным и  муниципальным долгом. Перспективные вопросы управления долгом находятся в компетенции Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнительные органы власти готовят проекты законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми отношениями. Федеральное Собрание РФ, законодательные органы государственные власти субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления их принимают, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют их или подписывают их.

      В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете устанавливаются предельные объёмы государственного внутреннего и внешнего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. По представлению Правительства РФ Государственная Дума РФ утверждает программу государственных внешних заимствований Российской Федерации.

     Оперативное управление государственным  и муниципальным долгом осуществляют  Правительство РФ, Министерство  финансов РФ, а также Центральный  банк РФ и Внешэкономбанк как  агенты Минфина РФ. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, а время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, предоставление государственных кредитов и государственных гарантий, контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

  Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции  решают исполнительные органы государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. При этом они исходят из норм федерального законодательства.

     В управлении государственным  и муниципальным долгом можно  выделить пять этапов управления, на каждом из которых решаются  специфические задачи.

     На первом этапе идёт процесс  обоснования предельных объёмов  внутреннего и внешнего долга,  предельных объёмов внутренних  и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.

  На  втором этапе формируется программа  эмиссии государственных и муниципальных  ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничением на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов – резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

  На  третьем этапе проводиться размещение облигаций и регулирование котировок  по государственным и муниципальным  долговым обязательствам на вторичном  долговом рынке. Воздействие на котировки  по государственным и муниципальным  облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга.

  Четвертый этап связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных  долговых ситуаций, характерных для периода развития Российской Федерации после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.

  Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению  государственных и муниципальных  внутренних и внешних долгов.

  Таким образом, под управлением государственным  и муниципальным долгом следует  понимать совокупность мер по регулированию  его обьёма и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

  Остро стоит вопрос об эффективности управления государственным и муниципальным долгом, под которой понимается степень достижения основных параметров долга (его величина, структура, стоимость обслуживания и другие) и способность органов власти удерживать их на уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния её граждан.

  Нет и ,видимо, не может быть единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным и муниципальным долгом, поскольку, осуществляя эту деятельность, органы власти оказывают прямое воздействие на самые разнообразные области общественной жизни. Не существует, например, методик оценки влияния долга на бюджет и денежное обращение страны, инвестиционный процесс, степень доверия населения к финансовой деятельности государства и т.п.

  Однако  отдельные стороны результативности управления долгом можно измерить. В частности, о масштабах мобилизации  ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления  средств от осуществления государственных  и муниципальных заимствований. Более полное представление об эффективности долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по привлечению государственных и муниципальных заимствований к сумме расходов, выраженное в процентах.

  Наиболее  общим показателем долговой нагрузки является отношение государственного долга к объему ВВП, выраженное в процентах. Этот же показатель при необходимости более углубленного анализа рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга.

  Важным  для характеристики долговой нагрузки является также отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к обьему ВВП, к доходам и расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. Эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.

Информация о работе Сущность и роль государственного бюджета