Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:34, курс лекций

Описание работы

Содержание
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. ДеятельностьФинансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.
С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. Деятельность
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151

Работа содержит 1 файл

Финансы. Конспект лекций_Котельникова Е.А_2008 -160с.doc

— 778.50 Кб (Скачать)

137

 

Однако практика показала, что монополия на проведение страхования, как и любая другая монополия, не способствует ориентации на интересы страхования, порождает ведомственные интересы, удовлетворение которых становится первоочередной задачей, ведет к бюрократизации страхового аппарата, лишает его работу гибкости и маневренности.

К тому же повышение финансовой устойчивости страховых операций возможно при  концентрации страхового фонда только до определенного предела, за границами  которого дальнейшее наращивание объема страхового фонда перестает оказывать влияние на уровень устойчивости.

В условиях перехода к  рынку, который предполагает возможность выбора товара на основе конкуренции товаропроизводителей, правительство страны сочло возможным отказаться от монополии в страховании.

Процесс разгосударствления собственности, активное развитие разных ее форм, переход к реальному самофинансированию предприятий, повышение их ответственности за своевременное выполнение взятых на себя обязательств сопровождаются быстрым развитием страхования, расширением сферы его применения.

Оно становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность экономики в условиях перехода к рынку. В свою очередь потребности рыночной экономики стимулируют развитие страхового рынка как важного элемента общей системы рыночных отношений.

Рынок побуждает страховые организации  принимать участие в операциях  коммерческого характера, проводить  активную инвестиционную деятельность помимо, оказания сугубо страховых услуг, и в результате дает дополнительный импульс развитию экономики.

Атрибутами рынка, в том числе  и страхового, являются продавец, покупатель, товар (или услуга) и реальная свобода покупателя в выборе товара (услуги).

Развитый страховой рынок включает в себя, как правило, следующие категории продавцов страховой услуги: страховщиков, непосредственно заключающих договоры страхования; так называемых «страховщиков для страховщиков» — перестраховочные организации, которые принимают на себя часть крупных рисков за соответствующее вознаграждение; посредников между стра-138

 

ховщиками и страхователями; различные  объединения страховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью (обмен информацией, разработка перспективных программ, координация условий страхования и т. п.). Каждая категория продавцов страховой услуги может быть представлена разными формами собственности — государственной, акционерной, кооперативной, частной.

На страховом рынке России в  настоящее время действуют в  основном «прямые» страховщики: до недавних пор монопольное положение на внутреннем рынке занимал Госстрах СССР; в последнее время все большее распространение получают акционерные страховые общества.

На внешнем рынке действуют  страховое акционерное общество «Ингосстрах» и его представительства за рубежом (Черно-морско-Балтийское генеральное страховое акционерное общество «Блекбалси», Черноморско-Балтийское страховое транспортное акционерное общество «Софаг», страховое акционерное общество «Гарант» и др.).

Идет процесс формирования акционерных  страховых обществ, ориентированных на иностранное страхование («Россия», «Дальроссо» и др.).

Перестрахование, которое в условиях развитого рынка проводится настолько широко, что формируется самостоятельный перестраховочный рынок, в России находится в зачаточном состоянии.

В известной мере это связано с тем, что Госстрах, бывший до недавних пор монополистом в проведении страховых операций, в перестраховании не нуждался, — финансовая устойчивость его операций была очень высока вследствие огромного страхового портфеля и значительной территориальной раскладки ущерба.

Кроме того, за долгие годы монопольного владения рынком Госстрах накопил значительные запасные и резервные фонды, которые  позволяли покрыть любой, даже экстраординарный ущерб. Что же касается вновь создаваемых  страховых организаций, то они проводят в основном те виды страхования, где чрезвычайные убытки либо невозможны, либо маловероятны. К тому же особенностью российского страхового рынка является широкое участие банков как учредителей или гарантов страховых организаций.

139

 

Посредниками в проведении страхования  являются брокеры (брокерские фирмы) и  страховые агенты.

Страховые агенты заключают договоры добровольного страхования со страхователями от лица страховщика, разъясняют правила и условия страхования, помогают страхователю оформить соответствующие документы при наступлении страхового события для получения страховой суммы.

Брокеры в отличие от страховых  агентов выступают от лица и в интересах страхователя. Брокеры могут работать одновременно с несколькими страховыми организациями.

Союзы и ассоциации страховщиков находятся  в настоящее время в стадии становления.

В структурах Конгресса  Российских деловых кругов действует  Российский союз страховщиков. Создан также Страховой союз России.

Покупателями страховой услуги могут быть любые юридические или физические лица, если это не противоречит правилам и условиям данного вида страхования. Так, в личном страховании существуют определенные возрастные ограничения, в имущественном страховании — ограничения по составу имущества, по степени износа и т. д.

Страховая услуга может  быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании).

Иначе говоря, в тех  случаях, когда предоставление страховой  защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхователь принуждается к приобретению страховой услуги.

В прошлом Госстрах даже добровольное страхование считал «односторонне  обязательным», что означало обязательность приема на страхование любого страхователя, если это впрямую не противоречило условиям страхования. В зарубежном страховании принят более жесткий подход.

Например, может быть отказано в приеме на страхование владельцу автомашины, если он замечен в нарушениях правил уличного движения, или владельцу недвижимости, если он отказался выполнить требования специалиста страховой компании по обеспечению дополнительной противопожарной безопасности.

Акционерные и кооперативные  страховые организации России в настоящее время только формируют свой портфель и завоевывают клиентуру, поэтому в случаях повышенного риска они пред-140

 

почитают не отказывать в приеме на страхование, а использовать повышение цены на страховую услугу.

Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая  услуга.

Как и любой другой товар, она имеет потребительную и меновую стоимость.

Потребительной стоимостью страховой  услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия.

Страховое покрытие представляет собой страховое обеспечение конкретного объекта на случай определенных договором событий.

Меновая стоимость — это цена страховой услуги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем взносе или платеже.

Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги, т. е. размер страхового возмещения и расходы на ведение дела.

В условиях конкуренции  цена является объектом договора, но она всегда движется в определенных границах. Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступлением платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм.

Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика. Ее превышение ставит страхователя в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента.

Цена услуги конкретного страховщика  зависит от величины и структуры  его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.

Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис).

Поскольку выплата страхового покрытия имеет вероятностный характер, страхователь в момент заключения договора кредитует страховщика.

141

 

В страховании выделяются следующие  направления маркетинговой деятельности: изучение рынка с целью определения страховых потребностей; формирование страховых услуг на основе этих потребностей; определение цены на страховую услугу (страхового тарифа) по каждому виду страхования и способа ее уплаты; разъяснительная работа по действующим видам страхования и реклама новых услуг; управление продажей услуг (организация предложения услуг, выбор контингента страхователей, их обслуживание).

Важное место в управлении продажей услуг занимает контроль за жизненным циклом конкретного вида страхования. Как и любой другой товар, страховая потуга проходит определенные стадии жизненного цикла: внедрение на рынке, рост спроса, зрелость, насыщение рынка, спад продажи и прибыли.

В страховом деле жизненный цикл любого вида страхования хорошо просматривается  с помощью показателей охвата страхового поля и динамики количества заключенных договоров (числа продаж).

Когда страховое поле близко к насыщению, рост процента охвата резко замедляется, что сигнализирует о предстоящем прекращении роста продаж. Каждая фаза жизни страховой услуги предполагает использование различных приемов маркетинговой деятельности.

Например, первая фаза требует обратить внимание на рекламу, вторая фаза — на условиях продажи, третья — на цену страховой услуги, четвертая — показывает необходимость модификации данного вида страхования и нового вывода его на рынок.

Маркетинг дает практические результаты только в том случае, если его итоги учитываются при выработке страховой политики. Как правило, маркетинговая деятельность осуществляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Разрабатываются как долговременные, так и краткосрочные цели страховой организации, а также решаются текущие задачи, связанные с конъюнктурой рынка.

На страховом рынке страховщики  и потребители страховых услуг  являются формально свободными субъектами. Они автономны при принятии решений о предложении или покупке страховой услуги. При оценке потребностей в страховой услуге потребитель должен оценить рисковую ситуацию, в которой ему

142

 

потребуется страховая  защита, т. е. определить частоту и тяжесть вероятного ущерба.

Умение дать оценку величины риска и выработать стратегию борьбы с ним (страхование, самострахование, кредиты банка и т. д.) является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки менеджера в любой сфере деятельности.

Уяснив потребность в страховой  услуге, потенциальный страхователь появляется на страховом рынке, его  субъективные ожидания встречаются  с реально предлагаемыми страховыми услугами.

Рынок как форма организации  общественного хозяйства требует обеспечения возможности для страхователя свободного выбора страховой услуги, что реально только в условиях конкуренции между страховщиками.

Конкуренция страховщиков проявляется  в основном по следующим направлениям: предложение новых видов страхования на основе возникновения новых потребностей; разработка договоров страхования с самой различной комбинацией рисков, чтобы страхователь мог выбрать такие, которые подходят именно для принадлежащего ему объекта страхования; пониженные страховые тарифы по сравнению с предлагаемыми другими страховщиками при той же ответственности и том же наборе рисков; более удобные формы оплаты страхового договора; более высокое качество обслуживания страхователя.

2. Экономические основы страхового  дела

В условиях рынка деятельность страховой организации подразделяется на два вида: собственно страховую и коммерческую.

Страховая деятельность имеет целью  предоставление страховой защиты нуждающимся в ней юридическим и физическим лицам. Целью коммерческой деятельности страховщика является получение прибыли.

Страховая деятельность тоже может  приносить прибыль, иногда довольно значительную, но ее получение не является ориентиром в организации страховой деятельности. Общественная эффективность деятельности страховщика может быть оценена весьма высоко и при незначительной прибыли, а в определенных случаях — и при ее отсутствии.

143

 

Прибыль от страховой деятельности, полученная в благоприятные годы, используется, как правило, на нужды страхования: погашение убытков, полученных в неблагоприятные годы; дотации общественно необходимым, но убыточным видам страхования; улучшение организации страховых услуг; финансирование научных и социологических исследований в области страхования; переподготовку кадров и т. д.

Прибыль от операций коммерческого характера используется по канонам коммерции, хотя в условиях конкуренции часть ее направляется тем видам страхования, на которые необходимо поддержать конкурентоспособную цену и привлечь страхователя.

Информация о работе Сущность и функции финансов