Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:34, курс лекций

Описание работы

Содержание
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. ДеятельностьФинансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.
С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. Деятельность
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151

Работа содержит 1 файл

Финансы. Конспект лекций_Котельникова Е.А_2008 -160с.doc

— 778.50 Кб (Скачать)

Цена страховой услуги получает свое выражение в страховом тарифе и складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежит размер страхового возмещения и расходов на ведение дела.

В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда движется в определенных границах.

Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступлением платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения.

Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика. Ее превышение ставит страховщика в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента.

Цена услуги конкретного страховщика  зависит от величины и структуры  его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов и ожидаемой прибыли.

Цена страховой услуги, или тарифная ставка (брутто-ставка), состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Она  устанавливается в денежном выражении с единицы страховой суммы или в процентах от совокупной страховой суммы.

Основная часть страхового тарифа — нетто-ставка — предназначена для формирования предстоящих страховых выплат страхователям. В основе построения нетто-ставки лежит вероятность наступления страхового случая, которая определяется на основе

103

 

статистических данных, накопленных  за ряд лет (тарифный период).

Нетто-ставка определяется с помощью  актуарных расчетов, представляющих собой систему математических и  статистических приемов, при помощи которых устанавливаются расходы, связанные со страхованием отдельных объектов, и рассчитывается тарифная ставка.

Проведение актуарных расчетов связано с исследованием и  группировкой страховых рисков, исчислением  математической вероятности наступления страхового случая, определением частоты и степени тяжести последствий причиненного ущерба и прогнозированием их тенденций развития.

Базой для формирования нетто-ставки служит показатель убыточности страховой  суммы, который определяется как  отношение суммы страхового возмещения, выплаченной за определенный период, к страховой сумме всех застрахованных объектов за этот же период.

Затем рассчитывается средний показатель убыточности с поправкой на величину рисковой надбавки (вероятность отклонения показателя убыточности от его средней величины). Для этого строится динамический ряд показателей убыточности и оценивается его устойчивость с помощью показателя среднего квадрати-ческого отклонения.

Второй элемент тарифной ставки — нагрузка. Она включает расходы страховщика на ведение дела, отчисления на предупредительные мероприятия, в резервные фонды и прибыль от проведения страховых операций.

Доля нагрузки в брутто-тарифе определяется страховщиком самостоятельно.

Перечень видов страхования, которым может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Помимо видов страхования, предлагаемых для широкого использования, в отдельных случаях могут разрабатываться индивидуальные условия страхования для конкретного объекта или страхователя.

Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшими из которых являются рисковая ситуация, платежеспособность страхователей, размер страхового тарифа, объем и структура предложения страховых услуг и т. д. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в кон-104

 

кретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка.

Конъюнктура характеризует  в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг. Она может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.

Развитый рынок предполагает, что  предложение опережает спрос. Объективная основа спроса на страховую услугу — потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы общества чрезвычайно разнообразны. Так, страховые интересы населения определяются не только уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потенциального страхователя, принадлежностью его к той или иной национальности и социальной группе, возрастом, полом и т. д.

Объективно существующая потребность  в страховании не обеспечивает автоматического  превращения потенциального страхователя в страхователя реального. Потенциальный страхователь лишь тогда вступит в страховые отношения, когда страховой интерес будет им осознан. Но и наличие страхового интереса не идентично спросу на страховую услугу, так как для ее приобретения потенциальный страхователь должен быть платежеспособным. Поэтому страховщик, предлагая свои услуги, должен показать ее экономическую целесообразность и выгодность для страхователя. Необходимость помощи страхователю в определении его страхового интереса особенно важна для всего страхового рынка России, поскольку существовавшие ранее страховые традиции утрачены, а в ряде случаев они даже не успели оформиться. Кроме того, страховая услуга должна быть построена таким образом, чтобы цена на нее соответствовала платежеспособности страхователей, для которых она предназначена.

 

ЛЕКЦИЯ  № 14. Финансовый контроль

1. Финансовый контроль — формы и методы проведения

Финансовый контроль — неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.

Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

Государственный финансовый контроль — это комплексная система экономико-правовых действий отдельных органов власти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.

Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движе-

106

 

ния денежных ресурсов, связанных  с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Главная цель государственного контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. д.

Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский (внешний) контроль. Задача негосударственного контроля — повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

Органы  финансового контроля

Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

  1. ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства — контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
  2. налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
  3. контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
  4. аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;

107

 

5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых — снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа (с преобладающей государственной собственностью) государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.

Переход к рыночной экономике  в России привел к появлению  новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и приближается к западной модели, по оценкам специалистов, доказавшая свою эффективность.

Развитие демократии и парламентаризма  вызывает необходимость более строгого контроля за исполнительной властью и повышения профессионального уровня контрольных служб. Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специалистов специализированных консультационных и аудиторских фирм.

Принципы  организации финансового контроля

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство.

Эти принципы изложены в Римской  декларации ИНТОСАИ, в их числе такие  универсальные, как независимость  и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более дли-

108

 

тельными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

Объективность и компетентность подразумевают  обязательное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Существуют и другие принципы, носящие  более прикладной характер, в том  числе:

  1. результативность контроля;
  2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  3. неподкупность субъектов контроля;
  4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  5. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  6. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих ор 
ганов и др.

Каждый институт и разновидность контроля имеет свой регламент, т. е. порядок и последовательность контрольных действий.

Например, общепринятый регламент  проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

  1. инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
  2. визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов, их данных;

Информация о работе Сущность и функции финансов