Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:34, курс лекций

Описание работы

Содержание
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. ДеятельностьФинансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.
С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. Деятельность
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151

Работа содержит 1 файл

Финансы. Конспект лекций_Котельникова Е.А_2008 -160с.doc

— 778.50 Кб (Скачать)

Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

Правительством РФ утверждены Положение  «О Министерстве финансов РФ» (Постановление от 6 марта 1998 г.), Положение «О Казначействе» (Постановление от 27 августа 1993 г.).

При Правительстве РФ действует  Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный  согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.

В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.

Важнейшее место в системе финансового  контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществле-116

 

ние органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового  контроля играет утвержденное Минфином Методическое руководство по организации бухгалтерского учета в стране, а также осуществление аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Необходимо отметить, что контрольные  полномочия Минфина распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне.

Бюджетное законодательство предусматривает  финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного самоуправления, которые несут ответственность  за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент финансового контроля и аудита Минфина РФ был создан Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и заменил Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ.

Департамент и его территориальные  подразделения должны осуществлять комплексные ревизии и тематические проверки для контроля поступлений и целевого использования средств фе-

 

дерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной  деятельности по решениям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета, контролируя  при этом жесткий контроль поступления и целевого использования государственных средств.

На Казначейство возложены следующие  задачи:

  1. контроль доходной и расходной частей бюджета в ходе его исполнения;
  2. контроль состояния государственных финансов и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
  3. контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  4. контроль над государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право  производить проверки денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по счетам в банках в случае обнаружения нарушений.

Они имеют право принимать решения  о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков при несвоевременном зачислении ими средств, поступающих от хозяйствующих субъектов, на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Пени взимаются в размере 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с органами налоговой службы и правоохранительными органами по решению Правительства РФ.

118

 

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля.

Практически не известны случаи, когда  возбужденные по фактам нецелевого использования  государственных ресурсов дела были доведены до суда.

Бюджетный кодекс РФ 1998 г. призван способствовать повышению эффективности бюджетного контроля. Так, Бюджетный кодекс вменяет в обязанность распорядителей бюджетных средств осуществление контроля за обеспечением целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств их получателями путем проверок подведомственных предприятий и бюджетных учреждений.

У нарушителей бюджетного законодательства могут быть заблокированы расходные  счета, изъяты бюджетные средства, приостановлены операции по счетам в кредитных организациях и т. д.

Кроме того, в Бюджетном кодексе  более четко определены контрольные  функции в области бюджета  и бюджетного процесса со стороны Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Вместе с тем отсутствует  действенный механизм контроля за бюджетами  всех уровней. Решить эту проблему призван  находящийся в стадии рассмотрения специальный Федеральный закон «О государственном финансовом контроле РФ», предусматривающий соответствующие санкции и механизмы их применения.

Специализированные  органы

В связи с повышением роли налогов  в доходах государства при  переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых  органов в особую централизованную систему — Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована

119

 

в Министерство РФ по налогам и  сборам. На Министерство возложены  следующие функции:

  1. выработка основных направлений налоговой политики и ее осуществление;
  2. координация деятельности территориальных налоговых органов;

3) взаимодействие с другими контролирующими структурами

и правоохранительными органами.

Главная задача налоговых органов  — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют текущий налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право  проверять денежные документы юридических  и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать от них необходимые сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения, применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговый кодекс РФ определяет виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Согласно Федеральному закону РФ от 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Государственной налоговой инспекции”» налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах их компетенции.

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогов были созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.

Налоговая полиция, взаимодействуя с  органами налоговой службы, призвана решать следующие задачи:

1) выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Налоговые органы обязаны в деся-120

 

тидневный срок направлять в налоговую  полицию материалы о предполагаемых налоговых преступлениях. В соответствии с внесенными в декабре 1995 г. изменениями  в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» последние получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям;

  1. обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций;
  2. защищать сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
  3. предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых органах. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г.

«О государственном страховом  надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ.

Основные задачи и принципы работы этой службы определены Федеральным законом РФ «Об организации страхового дела» от 31 декабря 1997 г.

Помимо лицензирования страховой  деятельности и регулирования единого страхового рынка, органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей.

Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов.

В случае неоднократного выявления  нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России (Центральному банку). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих

121

 

банков. Созданное с этой целью  специальное подразделение — Департамент банковского надзора — проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.

При установлении фактов нарушений  или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу в размере от 1% от величины уставного капитала; выполнению требований ЦБ по финансовому оздоровлению; реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации на срок до полутора лет и крайней мере — отзыву лицензии и ликвидации банка.

На Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

3. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики  повышает роль тех видов финансового  контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного  участия государственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового  контроля относятся:

  1. внутрифирменный (корпоративный);
  2. контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;
  3. аудиторский контроль. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется

экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими — за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Информация о работе Сущность и функции финансов