Сущность финансовой системы и взаимосвязь между ее звеньями

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение направлений развития финансовой системы, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач: проследить эволюцию структуры финансовой системы; рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике; проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние; выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Эволюция и сущность финансовой системы
1.1 Эволюция финансовой системы 4
1.2 Сущность финансовой системы 8
Глава 2 Понятие о финансовой системе
2.1 Структура финансовой системы 12
2.2 Взаимосвязь звеньев финансовой системы 18
Глава 3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент 21
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России 26
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

финансовая система.docx

— 97.82 Кб (Скачать)

     Внебюджетные  фонды имеют взаимосвязи с  финансами предприятий при уплате организациями страховых взносов, налогов и других платежей и при  получении организациями сумм на определенные виды расходов. Взаимодействие с государственным бюджетом происходит при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, при использовании средств фондов при наличии бюджетного дефицита. Взаимодействие с другими внебюджетными фондами происходит при передаче некоторых средств одним фондом другому.

     Государственный кредит используется в качестве стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса.

     Согласованность и развитие элементов финансовой системы достигается посредством  ее регулирования.

     Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политике государства. 
 
 
 

     20

     Глава 3 Направления развития финансовой системы России

     3.1 Задачи в области  стабилизации финансовой  системы России  в настоящий момент

     Нестабильная  ситуация в российской экономике, сложившаяся  в силу многих обстоятельств, таких  как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с  промышленным развитием страны и  многие другие, а также в последнее  время влияние мирового финансового  кризиса, оказывает негативное влияние  на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

     В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране.

     Государственные финансы, прежде всего бюджетная  система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение  научно-технического прогресса, повышение  эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

     «Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство» [7, стр. 81]. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:

  • противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом;
  • отсутствие концепции управления государственным долгом и нормативной базы по решению этой проблемы;
  • снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

     Для преодоления указанных проблем  необходимо осуществить следующие  задачи:

21

  • устранить неясности в Бюджетном кодексе;
  • предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
  • создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
  • просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам.
  • увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

     Денежно – кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

     При этом необходимо учесть. Во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

     Во-вторых, особое внимание должно быть уделено  отладке механизмов, стимулирующих  поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для  более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

     В-третьих, необходимо разработать комплекс мер  по удешевлению формируемой ресурсной  базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

     В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

     В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной  экономики. Использование долларов во внутреннем обороте   существенно   сужает возможности   мультипликационного   расширения

     22

средств и в целом подрывает позиции  рубля как национальной валюты. Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным  стимулом для проведения операций в  рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.

     В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.

     Все названные меры должны быть составной  частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.

     На  сегодняшний день существуют следующие  проблемы в сфере территориальных финансов. Первая проблема – недофинансирование.

     Вторая  не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство  новых дорог.

     Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет  на себя финансирование федеральных  дорог, т.е. объем субвенций остается примерно на прошлогоднем уровне в 39 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что  нужны, как минимум, 47 млрд. рублей.

     Предполагается, что в качестве компенсации за выпадающие доходы региональных дорожных фондов от отмененных налогов с оборота, которые составили по ряду субъектов  РФ 15 млрд. рублей, оно передало в  регионы в 2007 году 1,5% налога на прибыль, акциз на нефтепродукты, создало  новый транспортный налог. Это позволит, по его мнению, с учетом субвенций, а также 50% земельного налога, недоимки по налогам с оборота, профинансировать дорожные работы на 216,3 млрд. рублей и  обеспечить сохранение объема дорожных работ на прошлогоднем уровне.

     Предполагаемый  объем налоговых доходов, направленных на дорожное строительство, имеющих  постоянный характер, составит 168,9 млрд. рублей. Поступления недоимки по налогу на пользователей автомобильных  дорог и налогу с владельцев   транспортных   средств составит 35,3 млрд. рублей. Субвенции из

     23

федерального бюджета равны 29 млрд. рублей.

     Способы решения проблем территориального финансирования:

  • тщательная проработка и анализ проблемы;
  • введение дополнительного финансирования по различным статьям расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования;
  • дополнительное финансирование непроцентных расходов в 2006- 2008 гг. на 67 млрд. рублей позволило субъектам Федерации лучше подготовиться к зиме, выплатить в полном объеме увеченную на 30% заработную плату бюджетникам, сократить потери сельскохозяйственных предприятий, пострадавших от засухи, расплатиться по долгам федерального правительства перед предприятиями ВПК, выделить дополнительные средства на дорожное строительство, погасить часть задолженности по ведомственному жилью, дополнительно профинансировать строительство метрополитена и ряд других социальных статей бюджета.

     Проблемы  в Налоговой системе Российской Федерации.

     Система создает два различных налоговых режима: финансовый прессинг (для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира) и сравнительно льготный (для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

     Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными  и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение  окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и  экономических издержек, эта система  оказывает негативное воздействие  на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.

     Необеспеченность  региональных и местных бюджетов естественными стабильными и  значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.

     Налоговая система не стимулирует повышение  платежной дисциплины. Использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению

     24

выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в  оплату поставленной продукции на расчетный  счет, а использовать разнообразные  схемы обналичивания и утаивания  этих средств.

     Усложненность налоговой системы. На сегодня в  России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в  том, что при отнесении тех  или иных налогов к соответствующей  группе, имеет значение не то, в какой  бюджет зачислится платеж, а органом  какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок  уплаты данного налога.

     Система не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего  правила экономической игры. В  условиях, когда ставки налогообложения  меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство  выступает ненадежным экономическим  партнером.

     Налогоплательщик  и налоговые органы поставлены в  неравноправное положение.

     Главным путем решения проблемы налоговой  системы является дальнейшее совершенствование  правового регулирования сферы  налогообложения.

     Задачи  в области стабилизации положения  финансовой системы исполняются  различными компетентными органами, министерствами, ведомствами, банками. Специальная денежно-кредитная политика проводится Центробанком и Правительством РФ. Недавно принятой мерой явилось  снижение ставки рефинансирования до 12%.

     Внешэкономбанк, начиная с осени 2008 года, в полном объеме и в соответствии с законом  выполняет задачи по стабилизации финансовой системы России. По данным ИТАР-ТАСС, Президенту РФ Дмитрию Медведеву  доложил об этом председатель госкорпорации Владимир Дмитриев: «Мы уже получили решение министерства финансов и нашего наблюдательного совета о работе с 175 миллиардами рублей из Фонда национального благосостояния».

     Итак, можно сказать,  что  только  при  комплексном  подходе   к    проблеме                                      

     25

совершенствования и стабилизации финансовой системы  России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально  ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

     3.2 Пути решения проблем  развития финансовой  системы России

     Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового  финансирования. В настоящее время  российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности  крупнейших предприятий. Без надлежащего  финансирования малого и среднего бизнеса  экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

Информация о работе Сущность финансовой системы и взаимосвязь между ее звеньями