Сущность финансовой системы и взаимосвязь между ее звеньями

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение направлений развития финансовой системы, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач: проследить эволюцию структуры финансовой системы; рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике; проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние; выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Эволюция и сущность финансовой системы
1.1 Эволюция финансовой системы 4
1.2 Сущность финансовой системы 8
Глава 2 Понятие о финансовой системе
2.1 Структура финансовой системы 12
2.2 Взаимосвязь звеньев финансовой системы 18
Глава 3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент 21
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России 26
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

финансовая система.docx

— 97.82 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ  СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет истории, управления и сервиса

Кафедра муниципального управления и социального  сервиса 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 «Сущность финансовой системы и взаимосвязь между ее звеньями» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка VI курса

очной формы  обучения

специальности ГиМУ

Юнюшина Юлия Васильевна 

Проверила:

к.э.н. Максимова  Юлия Юрьевна 
 
 
 
 
 

Коломна 2010 год

Содержание 

Введение    3
Глава 1 Эволюция и  сущность финансовой системы  
1.1 Эволюция финансовой системы 4
1.2 Сущность финансовой системы 8
Глава 2 Понятие о финансовой системе  
2.1 Структура финансовой системы 12
2.2 Взаимосвязь звеньев  финансовой системы 18
Глава 3 Направления развития финансовой системы России  
3.1 Задачи в  области стабилизации финансовой системы  России в настоящий момент 21
3.2 Пути решения  проблем развития финансовой системы  России 26
Заключение  31
Список  используемой литературы 33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение

     Финансовая  система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая  жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи  с этим необходимо осознавать всю  важность этой системы, изучать механизм ее действия и функционирования.

     В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные  темпы развития экономики, отставание в адаптации к изменениям на внешних  товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     Финансовая  система представляет собой совокупность финансовых отношений. Они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение направлений развития финансовой системы, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

     Реализация  поставленной цели предопределяет решение  следующих задач: проследить эволюцию структуры финансовой системы; рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике; проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние; выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

     Объектом  курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические  отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы  РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением. 

     3

     Глава 1 Эволюция и сущность финансовой системы 

    1. Эволюция  финансовой системы

     В конце XIX и начале XX веков в области финансовой системы не существовало координации. Финансовой столицей мира был Лондон, и большинство стран придерживались золотого стандарта: финансовые обязательства устанавливались в валютах, обмениваемых на золото. Если страна тратила слишком много валюты на импорт или иностранные инвестиции, то она теряла золотой запас, что вынуждало ее ограничивать денежную массу и кредит. Многие исследователи считают, что с 1871 до 1914 года такая система работала достаточно хорошо.

     Первая  мировая война вызвала более  мощные международные потоки капитала, так как европейские страны набрали  много долгов у Соединенных Штатов Америки. Версальский договор 1919 года наложил репарации на Германию, которая начала проводить гиперинфляционную политику. Попытка восстановить золотой стандарт в 1920-х годах была неудачной.

     Великая депрессия 1930-х годов была вызвана  резким спадом в международной торговле, объяснившимся высокими таможенными  тарифами. С 1934 года страны стали снижать торговые барьеры. Важную роль в этом отношении сыграл принятый в США Закон «О взаимных торговых соглашениях». Возврат к нормам финансовой системы был прерван в 1939 году Второй мировой войной.

     В период 1944 по 1960 год произошли важные перемены, изменившие характер международной  финансовой системы. Для восстановления экономики Джон Мейнард Кейнс  и Гарри Декстер Уайт предложили на конференции в Бреттон-Вудсе  в 1944 году новый международный финансовый порядок. Были созданы Международный  валютный фонд (МВФ) и Международный  банк реконструкции и развития (МБРР, Всемирный банк). МВФ будет помогать странам, испытывающим проблемы платежного баланса и трудности с поддержанием резервов в соответствии с согласованными валютными курсами на основе золотого паритета. В 1971 году система золотого паритета распалась. Всемирный банк предоставлял ссуды пострадавшим от войны странам на цели реконструкции, но к

     4

1950-м  годам банк расширился и начал  финансирование новых проектов  развития.

     В 1945 году в Сан-Франциско была создана  ООН. Ее учреждения, ЮНКТАД (Конференция  ООН по торговле и развитию) и  ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры), занимались экономическими и финансовыми вопросами. Важную роль приобрел принцип международной помощи для преодоления финансовой напряженности с принятием Программы США по оздоровлению экономики (План Маршалла) 1948-1952 годов, в рамках которой предоставлена помощь многим европейским странам в форме ссуд на общую сумму более 12 млрд. долларов.

     После 1945 года в период «холодной войны»возникли новые формы экономического сотрудничества в связи с созданием двух военных  альянсов – НАТО (Организация Североатлантического договора)  и Варшавского пакта государств во главе с Советским Союзом.

     В 1947 году начало действовать Генеральное  соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое обеспечило резкое снижение барьеров международной торговли.

     После Второй мировой войны разрушилась колониальная система. Независимыми странами стали крупные регионы Азии и Африки. Каждая новая страна создавала свою валюту и нуждалась в заимствовании значительных денежных сумм у Европы. МВФ и Всемирный банк становились более весомыми в этих условиях.

     В 1950 году был создан Европейский платежный  союз для борьбы с долларовым дефицитом. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начала собирать экономическую  информацию по странам Европы, Америки, Азии и Африки. В 1957 году подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общий рынок), которое в 1958 году превратилось в группу из 27 государств, включая общую валюту (евро).

     Примеру Европы следовали страны Азии, Африки и Латинской Америки. Азиатский  банк объединяет 40 стран, Североамериканское соглашение  о свободной торговле (НАФТА) 1994 года распространило принципы таможенного союза на оба американский континента.

     5

     В 1995 году на смену ГАТТ пришла Всемирная  торговая организация (ВТО), получившая широкие полномочия на укрепление международных  стандартов в торговле и трансграничных финансовых операциях. МВФ и Всемирный банк играют решающую роль для финансирования долгосрочных потребностей в области развития. Они осуществили важные финансовые вливания в страны, пострадавшие от кризисов 1998 года (Азия и Россия) и от кризиса 2008 года.

     Финансовая  система Русского государства стала  складываться в IX - X веках одновременно с объединением русских земель в  Киевскую Русь. Централизованная система  управления финансами начала формироваться  с конца XV века.

     В XVIII веке в России было создано Министерство финансов, которое занималось государственными доходами. Государственными расходами  занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался  ревизией всех счетов.

     В эпоху бурного развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия - одной из крупнейших, ведущих держав мира.

     «Первая мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи»[1, стр. 5].

     После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма»  финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с  началом НЭПа, когда были сняты  запреты на торговлю, на местный  кустарный промысел, появились иностранные  концессии. Была разработана система  налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных  условий функционирования налоговой  системы.

     В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа от налогов перешли к

     6

административным  методам изъятия прибыли предприятий  и перераспределения финансовых ресурсов через государственный  бюджет. Таким образом, в 30-х годах  прошлого столетия впервые в мировой  практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики - экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной  собственности на землю, недра и  все средства производства. В такой  модели нет места налоговой системе  по причине исчезновения основного субъекта налогообложения - самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

     Полная  централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей  всякой инициативы и постепенно подводило  страну к финансовому кризису, который  разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки»  или «рыночных преобразований».

     После прихода к власти Горбачева в  соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»  был проведен эксперимент по распространению  новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась  к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение  и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения  доходов. Устанавливались нормативы  платежей в бюджет, в фонд производственного  и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Информация о работе Сущность финансовой системы и взаимосвязь между ее звеньями