Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция
1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.
В-третьих, пересматриваются тарифы на оказываемые услуги с тем расчетом, чтобы они в большей мере обеспечивали свою самоокупаемость и самофинансирование.
В-четвертых, происходит разумное сочетание в деятельности непроизводственного сектора бюджетного финансирования и платных услуг.
В-пятых, коренным образом перестраивается система бюджетного финансирования предприятий, учреждений и организаций этого сектора экономики - происходит замена планирования и финансирования расходов на их содержание в зависимости от достигнутого уровня на переход на нормативный метод покрытия затрат. Государство вводит такой механизм финансирования, когда потребности вышеназванных предприятий и организаций финансируются из бюджета на основе нормативов, определяемых из расчета на одного жителя или других показателей. Сами размеры бюджетного финансирования становятся в зависимость от результативности работы соответствующих учреждений и организаций.
В-шестых, применение на этих предприятиях разнообразных систем материального стимулирования. Все они призваны установить зависимость размеров материального поощрения от конечных результатов деятельности трудовых коллективов.
В последние годы были значительно расширены права предприятий, организаций и учреждений непроизводственного профиля в области оплаты труда своих работников.
1. Они получили право самостоятельно устанавливать должностные оклады.
2. Им предоставлено право, устанавливать своим работникам дифференцированные надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы. Надбавки можно уменьшать или полностью отменять при ухудшении качества работы.
3. Им было разрешено устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличения объема работ.
4. Вузы получили право оставлять себе всю валютную выручку.
Таким образом, знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их в условиях становления и развития рыночных отношений в республике.
ТЕМА 14: Государственный бюджет
1. Сущность и значение государственного бюджета.
2. Бюджетное устройство.
3. Доходы и расходы государственного бюджета.
1. Сущность и значение государственного бюджета
Бюджет представляет собой неотъемлемую часть общегосударственных финансов.
Общегосударственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общегосударственного продукта и национального дохода, связанного с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий.
Для выполнения своих функций государство нуждается в финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: на затраты, на расширение производства, удовлетворение потребностей социальной сферы, содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности.
Государственный бюджет по своей внешней форме является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансов. Через госбюджет перераспределяется примерно половина национального дохода или около ѕ денежных доходов многих стран.
В Республике Беларусь через госбюджет в 2005году перераспределялось 40,7% национального дохода. Такое распределение не только удовлетворяет общегосударственные потребности, но и активно влияет на всю жизнь общества.
Государственный бюджет формируется в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством на текущий период, платежи ассигнования из бюджета.
Основной финансовый план - государственный бюджет в процессе его составления, материализуется в централизованный фонд денежных средств государства. Бюджет, концентрируя денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. На этой стадии бюджет можно уже охарактеризовать как основной централизованный фонд денежных средств государства.
Форма бюджета и его материальное воплощение – внешние признаки государственного бюджета. Сущность его выражают экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета.
Бюджет как совокупность финансовых, денежных отношений можно выделить из общей системы экономических отношений по следующим признакам:
1. Денежной форме отношений (опосредуют движение финансовых ресурсов);
2. Сфере действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
3. Участникам отношений (один из них всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, вторым субъектом отношений выступает предприятия, организации, учреждения и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством);
4. Безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования.
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованный фонд денежных средств государства. Для прогнозирования этих денежных отношений разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределении на общегосударственные нужды.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет – историческая категория, он появляется с возникновением государства и товарно-денежных отношений и его сущность, как экономической категории и основное назначение не меняется в зависимости от смены общегосударственных формаций. На его содержание влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных факторов важное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, исторические, социальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства на определенном этапе развития и выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической и финансовой науки и т. п.
Особенностью бюджетов стран рыночной экономики является то, что доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов. В целом при формировании бюджета, изъятии доходов, направлении расходов государством регулируются экономические и социальные процессы. С помощью бюджета государство воздействует на воспроизводственные процессы в целях сглаживания отрицательных последствий стихийных рыночных сил, финансируют государственные программы развития производственной и социальной инфраструктуры, осуществляет поддержку фермерских хозяйств, малых фирм и другое.
Несмотря на развитие в условиях рынка платных социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета в основном финансируется начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных, культурные другие социальные программы.
Государственное регулирование экономических и социальных процессов достигается посредством:
налогов влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос и предложение на них;
бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех членов общества, их безопасность;
финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств, для выравнивания экономических условий функционирования или более быстрого их развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;
социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.
В странах рыночной экономики становится решающей в реализации финансовой политики правительства, регулировании общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций воспроизводства и его расширение развитие социальной сферы и т. п.
Подобные процессы происходят и в Республике Беларусь, что связано с расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней внешней безопасности страны.
Воздействие на общественное воспроизводство может осуществляться через распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Успешное ведение хозяйственной деятельности во многом зависит от правильного прогнозирования и планирования, формирования, движения и использования фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования.
2. Бюджетное устройство
Для выполнения своих функций государственные органы должны располагать финансовой базой управления на всех уровнях. Для этого в каждой стране создается сеть бюджетов, бюджетная система. Организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, т. е. установленного порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность установленных законодательством бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.
Бюджетное устройство в разных странах имеет особенности определяемые особенностями государственного устройства, территориально-
В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада) – три звена: федеральный бюджет, бюджет членов федерации (штатов, земель, республик) и местные бюджеты.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно- территориальных образований каждого государства. Бюджетная система во многом зависит от государственного устройства различных стран, их территориального деления. Например, бюджетная система Российской Федерации состоит из республиканского (федерального) бюджета, 21 бюджета республик Российской Федерации, 6 краевых бюджетов, 49 областных бюджетов, областного бюджета автономной области, 10 окружных бюджетов, городских бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и иных местных бюджетов.
Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты (областные, городские, районные, поселковые и сельские).
Бюджетная система Республики Беларусь построена на принципах реальности, единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты и гласности.
Единство бюджетной системы базируется на общей экономической и политической основе, единой финансовой политике. Организационное единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, общая форма бюджетной документации, статистической отчетности. Принцип единства основан и на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования.
Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский и местные бюджеты обеспечиваются своими доходами и правом их распределения. Каждый орган власти, самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития данной территории и компетенцией данного органа власти, самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Вместе с этим в рамках единой бюджетной политики самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов. Такой сводный бюджет носит название консолидированного. К консолидированным относятся бюджеты, состоящие из свода бюджетов: бюджет республики, области, района, города, имеющего районные бюджеты.
Принцип полноты отражает объективную необходимость учета в бюджете всех доходов и расходов. В связи с этим определяются все денежные поступления, размеры и направления расходов бюджет.
Принцип реальности отражает учет конкретной экономической и политической ситуации, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Для этого при расчете показателей учитываются анализ исполнения бюджетов, финансовых планов прошлого периода, прогнозные оценки, делаются многовариантные расчеты. Может также применяться моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год и более длительные периоды. При изменении условий может осуществляться корректировка финансовых планов.