Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция

Описание работы

1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов и предполагает осуществление мероприятий по получению и возврату внешних кредитов.

Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство Финансов. Одной из важных задач в этой области является контроль за темпами увеличения государственного долга, их ограничение прежде всего путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.

При значительном росте государственной задолженности и не снижающемся дефиците государство может осуществлять рефинансирование государственного долга. Рефинансирование означает погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Как инструмент управления государственным долгом может использоваться конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия означает изменение доходности займов в сторону уменьшения или увеличения.

Консолидация займов означает изменение их сроков, обычно в сторону увеличения.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению предполагает, что несколько ранее выпушенных облигаций приравниваются к одной новой.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату доходов. Этим отличается отсрочка от консолидации займов, при которой владельцем облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил. Так в 1918 г. правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы.


3. Формы государственного кредита, классификация государственных займов

 

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма в виде хлебных и сахарных займов применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной способности советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.

В настоящее время в соответствии с Законом "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь" внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов и кредитов Национального банка на покрытие дефицита государственного бюджета и других краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных ценных бумаг.

Государственная облигация наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента (государства) возместить номинальную стоимость, а предусмотренный срок с у платой процентов.

В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков. Рассмотрим основные из них.

1.По эмитентам - займы делятся на республиканские и местные. В отличие от России, в Республике Беларусь честные (территориальные) займы пака не получили большого развития.

2. В зависимости от места размещения, бывают, внутренние и внешние займи.

3. В зависимости от срока привлечения средств, используются краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Краткосрочные займы применяются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях в некоторых странах выпускаются векселя. Центральные правительства выпускают казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии, к примеру, казначейские векселя выпускаются сроком на 5, 6, 12 месяцев, а Японии - 60 дней, в Великобритании - 91 день. В Германии казначейские векселя выпускаются сроком до 2 лет.

В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространен, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два - три гола, в США - от одного до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций. В Республике Беларусь облигации являются наиболее распространенной формой.

4. По характеру выплачиваемого дохода - процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные, беспроцентные (целевые) Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается несколько раз в год. Выплата доходов по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получить стабильный доход, а не полагаться на волю случая.

Местные органы власти могут проводить займы общего назначения и целевые на: финансирование капитальных вложений; развитие городском инфраструктуры, коммуникаций; осуществление работ по охране окружающей среды; жилищно-социальные и другие нужды.

5. По методам размещения займы могут быть добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. В 1958 году широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально такие займы являются добровольными, но их реализация происходит под давлением со стороны органов власти, что по сути делает их обязательными.

6. По оформлению бывают займы облигационные и безоблигационные. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются: путем записей в долговых книгах; подписанием договоров и соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне.

7. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске бывают обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

В Республике Беларусь осуществляется выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (ГДО). Они представляют собой ценные бумаги, которые выпускаются в форме записи на счетах и реализуемые с дисконтом. Это означает, что продажа государственных краткосрочных облигации производится по ценам ниже их номинальной цены (нарицательной стоимости). Доход покупателей зависит от разницы между ценой, уплаченной за облигации, и их стоимостью на момент погашения. Государственные краткосрочные облигации выпускаются с различным сроком обращения, их первичное размещение осуществляется путем продажи на закрытых аукционах. Круг первичных инвесторов относительно узкий, в основном это коммерческие банки и финансовые компании. Инвесторы имеют право продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через фондовые биржи, которые обязаны вести учет инвесторов.

Владельцами государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций могут быть только юридические лица – резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

Несмотря на динамичное развитие рынка государственных краткосрочных облигаций, и государственных долгосрочных облигаций, они занимают незначительное место в покрытии дефицита государственного бюджета республики. Основными источниками такого процесса являются кредиты Национального банка и внешние займы.

Кредиты Национального банка выдаются как государству, так и местным органам власти. Источниками этих финансовых ресурсов служат средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.


ТЕМА 16: Сущность и значение страхования

 

1.                  Социально-экономическая сущность страхования и его функции.

2.                  Страховой рынок и его структура.

3.                  Классификация страхования.

4.                  Страховой тариф и его построение.

5.                  Финансовые основы страховой деятельности.

 

1. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в современной рыночной экономике

 

Как в процессе осуществления хозяйственной деятельности, так и в частной жизни могут произойти различные случайные событии, наносящие материальный ущерб. Поскольку они несут реальную угрозу благосостоянию людей, еще в древние времена возникла необходимость поиска эффективных способов противодействия. В результате был разработан ряд мер, направленных на борьбу с негативными случайными явлениями и преодоление их отрицательных последствий – страховая защита.

Таким образом, под страховой защитой понимается общественное понятие, отражающее совокупность отношений, связанных с недопущением наступления неблагоприятных событий, носящих случайный характер, преодолением отрицательных последствий их воздействия и возмещением потерь, наносимых ими. Отсюда система экономических отношений, связанных с реализацией страховой защиты обозначается термином «страхование».

Главный побудительный мотив страхования – это рисковый характер производства и жизни человека. Такие явления как засуха, наводнение, ураган, а также ошибки в результате неосторожного обращения с источником опасности, могут привести к пожару, взрыву, транспортным авариям и причинить крупный ущерб, нарушить производственный процесс и привести к человеческим жертвам. Сегодня не существует более экономичного, рационального и доступного способа защиты экономических интересов от вышеуказанных бед, чем страхование.

Сущность страхования как экономической категории раскрывается в системе экономических перераспределительных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и возмещение его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.

Страхование выполняет ряд функций, среди которых: рисковая, предупредительная, сберегательная и контрольная.

Содержание рисковой функции заключается в перераспределении части страхового фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий.

Предупредительная функция отражает отношения по использованию части страхового фонда для предотвращения или уменьшения возможного ущерба путем осуществления предупредительных и профилактических мероприятий.

Сберегательная функция присуща долгосрочным видам страхования жизни, в которых накапливается страховая сумма, обусловленная в договоре, и выплачивается страхователю по окончанию срока страхования. Однако в условиях инфляции эта функция утрачивает свою значимость.

Контрольная функция страхования обусловлена строго целевой направленностью в использовании и формировании страховых фондов и резервов.

Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием и использованием специальных страховых фондов. В современной практике существуют три основные формы создания страховых фондов:

      фонд самострахования, создаваемый, как правило, на предприятии для погашения, возникающего в процессе деятельности ущерба;

      централизованный резервный фонд, формируемый как в денежной, так и натуральной форме (продовольствие, строительные материалы, средства защиты и т.д.) для устранения негативных последствий чрезвычайных событий общегосударственного масштаба;

      непосредственный фонд страховщика, создаваемый за счет взносов страхователей и предназначенный для погашения ущерба в результате наступления страхового случая.

По мере развития человеческого общества и его жизнедеятельности возникла необходимость страховой защиты самого человека.

Технический прогресс, урбанизация, загрязнение окружающей среды, рост интенсивности общественной жизни за последние десятилетия вызвали заметный рост производственного и бытового травматизма, заболеваемости и смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. Обострилась проблема материального обеспечения граждан, утративших трудоспособность в связи с достижением преклонного возраста. В страховом риске утраты собственности, здоровья и доходов населения и в соответствующих защитных мерах заключается социальная сущность экономической категории страховой защиты.

Данная категория носит характер общественной страховой защиты, материализуясь в общественных фондах потребления (социальное страхование, пенсионное обеспечение). Поскольку государство не может полностью удовлетворить интересы людей за счет общественных фондов, складываются объективные возможности для дополнения общественной страховой защиты населения путем части денежных вложений самого населения;

Одна из особенностей экономических отношений, представляющих экономическую категорию страхования, заключается в том, что данная категория обладает рядом признаков аналогичных с категорией финансов. Как и финансы, страхование обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответствующих целевых фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения доходов и накоплений, т. е. страховая деятельность, как и финансовая, может обеспечивать осуществление коммерческих операций и инвестиционной деятельности. Однако страховая деятельность отличается от финансовой вероятностным движением денежной формы стоимости. Кроме того, категория страхования отличается от категорий «финансы» замкнутостью распределения ущерба, тогда как доходы государственного бюджета, формирующиеся за счет платежей юридических и физических лиц, распределяются не только на плательщиков взносов.

Информация о работе Сущность финансов