Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:14, курсовая работа
Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием социальной сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.
I. Введение
II. Финансы
1.Сущность и эволюция финансов в экономике - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
• История развития финансовых отношений
• Сущность и функции финансов
2. Роль финансов в экономике - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
III. Финансовая политика государства
1.Сущность, содержание и основные цели финансовой политики - - - - - - - - 13
2.Типы и виды финансовой политики - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16
3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политике - - - - 16
4. Инструменты финансовой политики - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18
5.Современная финансовая политика РФ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 21
IV. Заключение
Литература
Текущая валютная политика направлена на оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д.
Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.
Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.
Учетная политика в сфере международных валютных отношений направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.
Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.
В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.
Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения Отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий. Для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей.
Политика в сфере государственного долга направлена на укрепление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэкономику.
Для российской политики в сфере государственного долга наиболее значимыми являются следующие обстоятельства:
достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;
Российская Федерация имеет просроченную (неурегулированную) задолженность бывшего СССР перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегулированные взаимные финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.
США, Великобритания, Германия и Франция проявляют готовность решить проблему части долга бывшего СССР путем осуществления политизированных конверсионных схем погашения, включая в них элементы «помощи развитию», которые предполагают в качестве непременного условия предварительное выполнение должником согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за порядком использования долговых платежей в рамках конверсии. Такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым российской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями.
По «связанным» кредитам, привлекаемым от правительств иностранных государств исключительно для закупки товаров и услуг, Российская Федерация несет значительные косвенные расходы, вызванные нерыночным механизмом ценообразования на поставляемые инвестиционные и другие товары.
По займам международных финансовых организаций при сравнительно невысокой их стоимости весьма значительны расходы на консультационные услуги, на содержание групп реализации проектов и др. Внушителен перечень предварительных условий, предшествующих началу реализации проектов, финансируемых за счет займов. Устанавливаемые международными финансовыми организациями правила проведения конкурсных торгов создают предпосылки для удорожания закупаемых в рамках проектов услуг, работ и товаров
Наряду с государственной политикой существует и финансовая
политика
предприятий, представляющая собой
целенаправленную деятельность финансовых
менеджеров по достижению целей ведения
бизнеса. Цели финансовой политики конкретного
предприятия индивидуальны, так как существуют
различные интересы в вопросах формирования
и использования прибыли, выплаты дивидендов,
регулирования издержек производства,
увеличения имущества и объемов выручки
от реализации.
IV.
Заключение
Представленная работа позволяет сказать о целях финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в России на современном этапе.
Проделанный анализ финансовой политики позволил объяснить финансовый механизм, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.
Так, целью финансовой политики является построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.
Финансовая стратегия предполагает выбор методов, с помощью которых финансовая политика будет реализовываться.
И, наконец, финансовая тактика охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.
Таким образом, сочетание финансовой стратегии и тактики и есть финансовый механизм.
Большое
внимание при разработке финансов и
финансовой политики уделяется определению
рациональных форм изъятия доходов
предприятий в пользу государства,
а также доли участия населения
в формировании финансовых ресурсов.
Большое значение придается повышению
эффективности использования финансовых
ресурсов путем их распределения между
сферами общественного производства,
а также их концентрации на главных направлениях
экономического и социального развития.
Финансовая политика является субъективной, надстроечной категорией. Но в то же время она носит объективный характер, т.к. определяется объективными экономическими законами развития общества. Хотя финансовая политика и порождается экономическими отношениями и развивается на основе характера и степени использования производственных факторов, по сути своей она субъективна, так как полезность, эффективность и результативность ее выводится из оценки людей. В этом смысле представляется оправданной позиция многих западных экономистов, рассматривающих финансовую политику в конкретной плоскости как систему управленческих решений, систему управления финансами.
Действительно,
финансовая политика не может быть
плохой или хорошей: она может
быть эффективной или нет; соответствовать
интересам определенных групп людей или
интересам всего общества; способствовать
достижению поставленных целей и конкретных
задач.
Литература