Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием социальной сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.

Содержание

I. Введение
II. Финансы
1.Сущность и эволюция финансов в экономике - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
• История развития финансовых отношений
• Сущность и функции финансов
2. Роль финансов в экономике - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
III. Финансовая политика государства
1.Сущность, содержание и основные цели финансовой политики - - - - - - - - 13
2.Типы и виды финансовой политики - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16
3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политике - - - - 16
4. Инструменты финансовой политики - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18
5.Современная финансовая политика РФ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 21
IV. Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Копия Сущность финансов.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

   Вообще  в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит количественно допустимых пределах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, то есть сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных грамм. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2—3%.

   Сокращение  разрыва между расходами и  доходами можно та достичь с помощью  увеличения доходов и сокращения расходов. 

    Современная финансовая политика Российской Федерации

   В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

   К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

  • Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой 
    финансовой, кредитной и денежной политики;
  • Министерство финансов РФ осуществляет выработку единой 
    государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы;
  • Министерство экономического развития и торговли РФ вырабатывает государственную политику в сфере финансового оздоровления организаций;
  • Министерство иностранных дел РФ участвует в разработке и 
    реализации государственной политики в области расширения 
    финансовых связей Российской Федерации с иностранными 
    государствами и международными организациями;
  • Федеральное казначейство совместно с Центральным банком 
    РФ принимают участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики.

   Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

   В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляется Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

   Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

«Цели и задачи бюджетной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу.

Главной целью  является повышение уровня и качества жизни населения. Государство

должно способствовать повышению реальных доходов и  занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка  жилья. В сфере его прямой ответственности  — удовлетворение потребностей граждан  в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для  решения социальных проблем —  высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы  в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав

собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое  условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий.

Создание условий  для будущего развития — важнейшая  миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и  внуки будут благодарны старшим  поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы». 2

   Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т. е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики.

   Впервые основные положения в области  налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный его труд — книга «О богатстве народов», 1776). По его мнению, существуют три источника богатства: земля — труд — капитал. Отсюда и разные формы налогообложения. Можно рассматривать налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.

   В дальнейшем финансовая наука обосновала много весьма полезных выводов для налоговой политики. Например, превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т. е. на большинство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях дохода.

   Однако  не все принципы и выводы науки  находят свое применение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в целом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влияние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.

   Современная налоговая политика в России связана  с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

   Налоговую реформу намечено проводить по следующим  трем

   направлениям:

  • во-первых, совершенствование налогового законодательства;
  • во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за 
    соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности 
    граждан и организаций за уклонение от налогов;
  • в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.

   В ходе проведения налоговой реформы  предусматривается проведение конкретных мероприятий, направленных на:

  • сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных 
    и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, а также ряда 
    мелких региональных и местных целевых сборов;
  • повышение значения налогов, связанных с использованием 
    природных ресурсов;
  • переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имущество и земельного налога);
  • введение системы экологических платежей, охватывающей 
    все виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
  • унификация ставок налогов и принципов налогообложения в 
    отношении инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка; и т.д.

   Реализация  указанных мер должна позволить  привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.

«Налоговая политика в 2006–2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования».3

Вот некоторые  из обозначенных задач:

«Существенное увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации. Целесообразно разрешить учитывать в сумме социального вычета и взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования.

Необходимо разработать  критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей, а качество исполнения ими  обязанностей по контролю за соблюдением  налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям».4 

   Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

   Страховая политика Российской Федерации направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:

  • формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
  • развитие обязательного и добровольного видов страхования;
  • создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
  • стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного 
    страхования жизни;

   • поэтапная  интеграция национальной системы страхования  с международным страховым рынком.

   Валютная  политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.

   По  длительности решения задач различают  текущую валютную политику и долговременную валютную политику.

Информация о работе Сущность финансов