Сущность дефицита бюджета и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:47, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия и проблем бюджетного дефицита. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Определить сущность дефицита бюджета и причины его возникновения; Перечислить источники финансирования дефицита бюджетов различных уровней; Описать меры по сокращению бюджетного дефицита на различных уровнях управления; Раскрыть проблемы бюджетного дефицита и их решение в зарубежных странах; Проанализировать федеральный бюджет 2004 года.

Содержание

Введение.
1. Сущность дефицита бюджета и пути их решения.
2. Источники финансирования дефицита бюджетов различных уровней.
3. Меры по сокращению бюджетного дефицита на различных уровнях управления.
4. Проблемы бюджетного дефицита и их решение в зарубежных странах.
Практическая часть. Анализ федерального бюджета 2004.
1. Анализ доходной части бюджета.
2.Анализ расходной части бюджета.
3. Анализ сбалансированности бюджета.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 59.01 Кб (Скачать)
 
 
 

Итак, доходы проекта  федерального бюджета на 2004 год предусмотрены  в объеме 496204,1 млрд. рублей и составляют 17,9 % к ВВП. В структуре доходов проекта федерального бюджета на 2004 год налоговые доходы занимают 42 %, что ниже утвержденного уровня 2003 года (78,3 %), неналоговые доходы 56 %, доходы целевых бюджетных фондов – 2 % Налоговые доходы проекта федерального бюджета на 2004 год предусматриваются в объеме 2 06200,4 млрд. рублей, что в реальном выражении составляет 99,7 % от их утвержденного объема на 2003 год и 92,6 % по сравнению с оценкой их ожидаемого поступления в 2003 году, при этом доля В структуре налоговых доходов проекта федерального бюджета на 2004 год наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость (34 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составляют 26 % и налог на прибыль – 7 %.                                            Неналоговые доходы проекта федерального бюджета в 2004 году предусмотрены в объеме 277003 млрд. рублей, что на 56 % выше утвержденного в 2003 году уровня и на 43,8 % - их ожидаемого поступления в текущем году. Доля неналоговых доходов в объеме доходов проекта федерального бюджета до2 % в 2004 году. Большую часть неналоговых доходов составили доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

2.Анализ расходной  части бюджета 

Бюджетная политика в отношении расходов федерального бюджета на 2004 год нацелена на сокращение доли государственных расходов в  ВВП и сохранение их уровня в реальном выражении (с учетом индекса-дефлятора  ВВП 109,8 %). При формировании расходов федерального бюджета на 2004 год проведена  работа по оптимизации бюджетных расходов исходя из предусматриваемых приоритетов среднесрочного бюджетного планирования и сокращению обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов. Рассмотрим функциональную структуру расходов бюджета на 2004 год (табл. 2.).  
 
 
 
 
 

Таблица 2. Функциональная структура расходов федерального бюджета 2004 года

Расходы. Сумма, млн. руб. В % к общей сумме
      расходов.
1. Государственное управление. 76000,9 3
2. Национальная оборона  и     
  правоохранительная  деятельность. 722000,1 28
3. Международная деятельность. 45000,1 2
4. Фундаментальные исследования и    
  содействие научно-техническому    
  прогрессу. 46000,2 2
5. Промышленность, энергетика и     
  строительство. 66000,6 3
6. Транспорт, связь  и информатика. 5000,6 0
7. Развитие сельского  хозяйства и     
  рыболовства. 32000 1
8. Дорожное хозяйство. 79000,1 3
9. культура, искусство  и кинематография. 15000,9 1
10. Здравоохранение физическая    
  культура. 48000,2 2
11. Средства массовой информации. 10000,9 0
12. Социальная политика. 161000,2 6
13. Образование. 117,8 0
14. Финансовая помощь другим бюджетам    
  бюджетной системы. 311000 12
15. Финансовая помощь субъектам Российской    
  Федерации на реализацию федеральных    
  программ развития. 25000,1 1
16. прочие расходы, в том числе,    
  обслуживание государственного долга. 904000,6 36
  Всего: 2545123,3 100
 

Расходы федерального бюджета на 2004 г. проектируются на уровне 2545123,3 млрд. долл., составляя 17,4 %. В сравнении с 2003 г.9 расходы федерального бюджета сократились на 0,6 % ВВП, при этом непроцентные расходы (без ЕСН) уменьшились на 0,4 % ВВП, процентные расходы уменьшились на 0,2 % ВВП. Расходы целевых бюджетных фондов в 2004 г. составят 0,1 % ВВП.                                                                                     Процентные расходы (расходы по обслуживанию государственного долга) в 2004 г. составят 1,9 % ВВП. Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга составят 1,5 % ВВП (в 2003 г. - 1,7 % ВВП).                    Удельный вес расходов, направляемых на обслуживание государственного внутреннего долга, в общем объеме расходов на обслуживание долга увеличится на 2 процентных пункта и достигнет 23 %, тогда как доля  
 

расходов на обслуживание государственного внешнего долга сократится до 77 %. Планируется, что объем непроцентных расходов федерального бюджета составит в 2004 г. 12,5 % ВВП (исключая ЕСН). (Таблица 1). Доля непроцентных расходов (без ЕСН) в  общем объеме расходов федерального бюджета останется на уровне 2002 и 2003 годов, составляя 72,1 %. В дальнейшем (к 2006 г.) планируется снизить уровень  непроцентных расходов до 11,2 % ВВП. В  структуре расходов федерального бюджета  сокращается доля капитальных расходов (с 8,2 % в соответствии с федеральным  бюджетом на 2003 г. до 7,4 % в соответствии с проектом бюджета на 2004 г.). Государственные  капитальные вложения во все большей  степени направляются на реализацию социальных программ, в то время  как задача развития производственной инфраструктуры остается на втором плане. Так, на объекты социального комплекса  в 2004 г. предполагается направить 36,34 млрд. рублей, что составит 67,3 % от объема государственных капиталовложений из федерального бюджета. В проекте  федерального бюджета на 2004 г. не предусматривается  существенного повышения финансирования федеральных целевых программ - соответствующие  расходы определены в объеме 154,6 млрд. руб. или 1,01 % ВВП (для сравнения: в 2003 г. - 147,1 млрд. руб. или 1,12 % ВВП). При  этом в расходах на реализацию ФЦП  доля капитальных вложений остается невысокой- 21,3 % (в 2003 г. - 21,7 %, в 2002 г. - 22,2 %).Общий объем финансовых ресурсов, передаваемых из федерального бюджета  для финансовой поддержки территориальных  бюджетов, составляет 371,4 млрд. руб. (2,45 % ВВП) или 14,3 % от общей величины расходов федерального бюджета. Хотя по сравнению  с 2003 г. объем перераспределяемых средств  несколько сократился10 , он остается довольно значительным, что свидетельствует  о несбалансированности системы  распределения налоговых доходов  и препятствует повышению прозрачности бюджетной системы в целом. В  составе расходов федерального бюджета  на 2004 г. были утверждены следующие  фонды - Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд соцфинансирования социальных расходов и Фонд регионального развития. Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов России прогнозируется в 2004 г. на уровне 175,7 млрд. рублей (1,15 % ВВП), Фонда компенсаций - 49,5 млрд. рублей (0,32 % ВВП),Фонда регионального развития - 25,1 млрд. рублей (0,16 % ВВП),  
 

Фонда софинансирования социальных расходов - 3 млрд. рублей (0,02 % ВВП). Объем перечисленных выше фондов составляет 253,3 млрд. руб. (1,66 % ВВП) или 9,5 % от общей величины расходов федерального бюджета.

3. Анализ сбалансированности  бюджета 

Таблица 3. Бюджет развития на 2004 год

Источники формирования. Сумма, млн. руб. Уд. В %
1. Военная программа  Минист.    
  Российской Федерации  по    
  атомной энергии. 13000.0 6
2. Разработка перспективных    
  технологий и  преоритетных    
  направлений научно-технич.    
  прогресса. 20354.0 9
3. Финансирование  программы     
  "Сокращение различий  в    
  социально-экономическом     
  развитии регионов Российской    
  Федерации" (2002-2010годы и )    
  до 2015 года.) 2000,6 1
4. Капитальные вложения в    
  основные фонды. 160000,1 68
5. Создание государственных    
  запасов и резервов. 14000,9 6
6. Капитальные трансферты. 22000,2 10
7. Прочие доходы. 100,1 0
  Бюджет развития РФ на 2004 год  
  всего: 231455,9 100
       
       

Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2004 г. являются сбалансированными (Таблица 4). Привлечение на внешнем рынке  составит 95 млрд. руб., в то время  как погашение государственного внешнего долга составит 270,6 млрд. руб. Для достижения сбалансированности источников финансирования дефицита федерального бюджета, с учетом необходимости  погашения государственного внешнего долга, привлечение на внутреннем рынке  составляет 324,4 млрд. руб. (из которых 81 % составляет выпуск ценных бумаг), в  то время как погашение на внутреннем рынке достигает 148,8 млрд. руб. Следует  отметить, что и в 2004 г. долговая  
 

политика будет  направлена на снижение государственного внешнего долга и расширение заимствований  на внутреннем рынке. Модификация политики внешних заимствований предполагает ориентацию на размещение облигационных  займов. В 2004 г. планируется привлечь порядка 73 млрд. руб. в форме еврооблигационного займа со сроком погашения не ранее 2011 г. Рефинансирование государственного внутреннего долга будет производиться, в основном, за счет выпуска ценных бумаг. Кроме того, предполагается постепенно увеличивать использование средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также прав на заключение договоров их аренды, на погашение внутреннего долга. Если в 2003 г. данный источник для погашения внутреннего долга не использовался, то в 2004 г. размер привлеченных средств составит 4,5 млрд. рублей, а в 2005 г. - 6,0 млрд. рублей. В связи с высокой зависимостью российской экономики России от цен на нефть законами о федеральном бюджете на 2002 г. и 2003 г. было предусмотрено формирование финансового резерва. Федеральный бюджет на 2004 г. предусматривает создание Стабилизационного фонда, призванного сохранить финансовую стабильность федерального бюджета при неблагоприятном изменении внешнеэкономической конъюнктуры. В качестве базовой цены на нефть Urals предлагается утвердить 20 долларов за баррель. В результате, при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре (цена на нефть превышает 20 долларов за баррель) предполагается все средства от превышения доходов над расходами (по доходным источникам, зависящим непосредственно от мировых цен - НДПИ на нефть и вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты) направлять на пополнение данного фонда. Кроме того, в Стабилизационный фонд предполагается зачислять (полностью или частично) остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, вне зависимости от причин их образования. При неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре накопленные средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального Проект бюджета предусматривает, что объем перечислений в Стабилизационный фонд составит не менее 83,4 млрд. рублей (в объеме профицита бюджета 2004 г.). Максимальный объем стабилизационного фонда на конец года может составить 264,3 (в том числе, планируется зачислить 180,9 млрд. рублей из средств финансового резерва 2003 г.).  
 

Таблица 4. Дефицит  бюджета 2004 года и источники его  покрытия

Показатели. Сумма, млн. руб. %
1. Дефицит бюджета (предельный 429002,8 97
  дефецит)    
2. В % к ВВП. 13000,7 3
3. Источники покрытия дефицита    
  бюджета. 416002,6 100
  в том числе:    
  3.1 Внутренние источники:    
  выпуск ценных бумаг. 263000,1 63
   поступления  от продажи имущества    
  находящегося в  федеральной     
  собственности. 36000,8 9
  доходы от продажи  земельных    
  участков. 4000,5 1
  сальдо по госзапасам. 20000,5 5
  3.2 Внешние источники:    
  иностранные кредиты. 20000,7 5
  Кредиты иностранных  фирм. 73000 18
 

Таким образом, анализ законопроекта позволяет  сделать вывод о том, что бюджет сформирован не в полном соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации. Законопроект не основывается на Плане развития государственного и муниципального секторов экономики, как это установлено статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием плановых заданий по предоставлению государственных  и муниципальных услуг по главным  распорядителям средств федерального бюджета, и, соответственно, объем и  качество предоставляемых государственных  услуг не предопределяют размеров бюджетных  ассигнований, предусматриваемых главным  распорядителям, распорядителям и получателям  средств федерального бюджета в 2004 году.  Кроме того, отсутствие плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных  услуг бюджетными учреждениями, установление которых предусмотрено статьями 176 и 178 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приведет к тому, что в  составе отчета Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2004 год не будет представлен, как и в предыдущие годы, сводный  отчет о  
 

Информация о работе Сущность дефицита бюджета и пути их решения