Содержание
Введение.
1. Сущность дефицита
бюджета и пути их решения.
2. Источники финансирования
дефицита бюджетов различных уровней.
3. Меры по сокращению
бюджетного дефицита на различных
уровнях управления.
4. Проблемы бюджетного
дефицита и их решение в
зарубежных странах.
Практическая часть.
Анализ федерального бюджета 2004.
1. Анализ доходной
части бюджета.
2.Анализ расходной
части бюджета.
3. Анализ сбалансированности
бюджета.
Заключение.
Список литературы.
Введение
В своей работе
я хочу раскрыть некоторые вопросы
- изучение бюджетной системы, бюджетного
процесса, теоретических и законодательных
основ и реальной практики функционирования
бюджетного механизма обрело в настоящее
время особую актуальность.Бюджет как
экономическая категория представляет
собой сложную систему социально-экономических
отношений, развивающихся в обществе в
процессе формирования, распределения
и использования централизованных финансовых
ресурсов, создаваемых на различных уровнях
управления народным хозяйством и предназначенных
для обслуживания общественных потребностей.
При этом государственный бюджет интегрирует
все социально – экономические отношения,
складывающиеся в обществе в процессе
формирования, распределения и использования
централизованного денежного фонда страны.
Необходимость создания этого фонда обусловлена,
прежде всего, потребностями в финансовых
средствах, возникающих у государства
в связи с выполнением им своих политических,
экономических и прочих функций:
Целью данной работы является рассмотрение
понятия и проблем бюджетного дефицита.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
Определить сущность дефицита бюджета
и причины его возникновения; Перечислить
источники финансирования дефицита бюджетов
различных уровней;
Описать меры по сокращению бюджетного
дефицита на различных уровнях управления;
Раскрыть проблемы бюджетного дефицита
и их решение в зарубежных странах;
Проанализировать федеральный бюджет
2004 года.
1.
Сущность дефицита
бюджета и пути
их решения
В экономической
теории принято выделять три основных
состояния бюджета: профицитное, сбалансированное
и дефицитное. Превышение доходов
над расходами (положительное сальдо
бюджета) составляет профицит бюджета.
Если расходы полностью обеспечиваются
доходами, такой бюджет называется
сбалансированным.
Бюджетный дефицит, о котором в основном
и пойдет речь в работе, представляет собой
превышение расходов бюджета над его доходами
(отрицательное сальдо бюджета). Бюджетный
дефицит – это финансовое явление, не
обязательно относящееся к разряду чрезвычайных,
исключительных событий. В современном
мире не существует ни одного государства,
которое в те или иные периоды своей истории
не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Однако, качество самого дефицита может
быть различным. Бесспорно, бюджетный
дефицит - нежелательное для государства
явление: его финансирование на основе
денежной эмиссии гарантированно ведет
к инфляции, с помощью не эмиссионных средств
- к росту государственного долга. Тем
не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно
относить к разряду чрезвычайных, катастрофических
событий, так как различным может быть
качество, природа дефицита. Он может быть
связан с необходимостью осуществления
крупных государственных вложений в развитие
экономики, и тогда дефицит не является
отражением кризисного течения общественных
процессов, а скорее становится следствием
стремления государства обеспечить прогрессивные
сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
До 1991 г. бюджетная система станы была
единой. В последние годы в условиях создания
Российского государства, развития рыночных
отношений, многообразие форм собственности,
усиления самостоятельности регионов
произошли принципиальные изменения и
в бюджетном устройстве. В соответствии
с действующим законодательством стали
самостоятельными: республиканский бюджет
РФ (он получил название федерального
бюджета), республиканские бюджеты республик
в составе РФ, бюджеты национально-государственных
и административно-территориальных образований.
Сегодня бюджетная система России состоит
из федерального бюджета, 21 республиканского
бюджета республик в составе РФ , 56 краевых
и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга,
10 окружных бюджетов автономных
округов и около
29 тыс. местных бюджетов, к которым
относятся городские, районные, поселковые
и сельские бюджеты. Единство бюджетной
системы в новых условиях реализуется
через единую социально-экономическую
политику и правовую базу, использование
единых бюджетных классификаций
и форм бюджетной документации, взаимодействие
бюджетов всех уровней и согласование
принципов бюджетного процесса. В
условиях перехода к рыночным отношениям
формирование доходной части бюджета
приобрело в основном налоговый
характер.
Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные,
безвозвратные платежи в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов
федерального бюджета (свыше 1/3) занимает
налог на добавленную стоимость. Вместе
с таможенными пошлинами и налогом на
прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов
федерального бюджета. Министерство финансов
Российской Федерации как федеральный
орган исполнительной власти и его органы
на местах обеспечивают управление финансами
и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение федерального
бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль
за поступлением и целевым использованием
средств , выделяемых из федерального
бюджета предприятиям, учреждениям и организациям
. По истечении года отчет об исполнении
федерального бюджета и консолидированного
бюджета и представляет их в Правительство
РФ.
Во-первых, причиной роста дефицита может
служить сознательное, целенаправленное
осуществление крупных государственных
капитальных вложений в развитие экономики.
Примером тому может служить экономическая
политики США времен Великой депрессии.
Тогда по кейнсианскому рецепту были сознательно
повышены государственные расходы и снижены
налоги в целях оживления экономики.
Во-вторых, бюджетный дефицит может возникнуть
или увеличиться в результате чрезвычайных
ситуаций (войны, крупномасштабные стихийные
бедствия и т.д.). Например, военные действия
в Чечне требуют значительного увеличения
бюджетных расходов.
В третьих, дефицит бюджета может отражать
кризисные явления в экономике, ее развал,
неэффективность финансово-кредитных
связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую
ситуацию в стране.
Так падение производства непременно
приводит к снижению налоговых поступлений
в бюджет. В нашей стране этот процесс
начался в конце 80-х годов, и примерно с
того же времени до 2001 года наш федеральный
бюджет был дефицитным. Кроме того, важную
роль играет контроль за исполнением бюджета,
который в девяностые годы находился не
на должном уровне. План по сбору налогов
за год в указанный период часто выполнялся
только благодаря инфляционным процессам
в экономике, то есть номинально, а не реально.
Немаловажной причиной усугубления бюджетного
кризиса является государственный долг
и расходы на его обслуживание. Возьмем
федеральный бюджет Российской Федерации
на 1999 год. Впервые в бюджете было заложено
превышение доходов над расходами (профицит
бюджета). Но, к сожалению, за исключением
расходов на обслуживание государственного
долга (более 166 млрд. рублей), которые планировалось
покрыть с помощью новых займов. Это привело
к увеличению подобных расходов в последующих
периодах, усугублению проблемы бюджетного
дефицита и к новым займам. Государственный
долг, особенно внешний, является важной
проблемой для бюджета не только России,
но и многих зарубежных стран.
2.Источники
финансирования дефицита
бюджетов различных
уровней
В зависимости
от источников финансирования можно
различать инфляционный (эмиссионный)
и неинфляционный (неэмиссионный) дефицит
бюджета. Первый тип дефицита характеризуется
привлечением тех источников финансирования,
которые инициируют инфляционные процессы.
К ним относятся: эмиссия денег;
заимствования у Центрального банка страны
(т.е. получение кредитов), что равносильно
росту массы денег в обращении;
повышение уровня налоговых изъятий в
бюджет в основном через механизм косвенного
налогообложения.
Покрывая дефицит с помощью этих источников,
правительство тем самым усугубляет его
в последующих периодах. Кроме того, повышение
налоговых ставок даже теоретически не
может продолжаться бесконечно, в отличие
от увеличения количества денег в обращении.
В период с 1992 года до 1995 года Правительство
РФ постоянно использовало кредиты Центрального
банка РФ для покрытия бюджетного
дефицита. В 1999 году
к этому методу пришлось прибегнуть
вновь из-за резкого ухудшения
финансовой ситуации после августовского
(1998 г.) кризиса. Однако, пунктом 2 статьи
93 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
вводимого в действие с 1 января 2000
года, предусмотрено, что кредиты
Банка России не могут быть источниками
финансирования бюджета.
Займы государства на внутреннем и внешнем
финансовых рынках относятся к неинфляционным
источникам финансирования. Однако, они
ведут к возрастанию государственного
долга и, соответственно, к росту расходов
на его обслуживание. Возрастание государственного
внешнего долга является наиболее негативным
фактором, так как при этом увеличивается
доля национального богатства, вывозимая
из страны в виде процентов за кредит.
Согласно статье 94 Бюджетного кодекса
Российской Федерации источниками финансирования
дефицита федерального бюджета являются
государственные займы. Это более эффективная
форма финансирования дефицита, чем эмиссия
денег.
Государственные займы характеризуются
тем, что временно свободные денежные
средства населения, предприятий и организаций
привлекаются на финансирование общественных
потребностей путем выпуска и реализации
облигаций, казначейских обязательств
и других видов государственных ценных
бумаг.
Облигация – наиболее распространенный
вид ценных бумаг. Она символизируется
государственным долговым обязательством
и дает право ее владельцу по истечении
срока получить определенную сумму долга
и проценты.
Казначейские обязательства. Основное
их отличие от облигаций заключается в
целях выпуска, форме выплаты дохода и
свободе обращения. Средства, поступающие
от продажи облигаций, направляются на
пополнение бюджетного фонда, внебюджетных
фондов или специально оговоренные цели.
Средства от реализации казначейских
обязательств государство направляет
только на пополнение бюджета. По облигациям
государственных займов доход может быть
выплачен в виде процентов, выигрышей
или не выплачивается вовсе (по целевым
займам). Условиями выполнения казначейских
обязательств предусмотрена оплата доходов
только в процентах. Широкое распространение
получила практика выпуска государственных
займов центральным правительством. Задолженность
республиканских
и местных органов власти, как
правило, незначительна. По форме выплаты
доходов займы делятся на процентные,
выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные
(целевые). По срокам погашения бывают
краткосрочные (до 1 года), среднесрочные
(до 5 лет) и долгосрочные (больше 5 лет)..
По методам размещения займы делятся на
добровольные и принудительные. В настоящее
время в нашей стране действуют добровольные
государственные займы.
Облигационные и безоблигационные государственные
займы.
Облигационные займы сопровождаются эмиссией
ценных бумаг государства.
Безоблигационные займы оформляются подписанием
соглашений, договоров. Используются в
настоящее время на межправительственном
уровне.
С 1995 года для покрытия бюджетного дефицита
в России использовались и используются
различные государственные ценные бумаги
- ГКО с трехмесячным, шестимесячным и
годовым сроками погашения, казначейские
обязательства (КО), облигации внутреннего
валютного государственного облигационного
займа, облигации федеральных займов с
переменным купоном (ОФЗ), государственные
сберегательные займы, золотые сертификаты.
К внутренним источникам финансирования
относятся: кредиты, полученные Российской
Федерацией от кредитных организаций
в валюте Российской Федерации; государственные
займы, осуществляемые путем выпуска ценных
бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской
Федерации. Внешние источники финансирования
дефицита федерального бюджета: государственные
займы, осуществляемые в иностранной валюте
путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации; кредиты правительств иностранных
государств, международных финансовых
организаций, предоставленных в иностранной
валюте. Все вышеперечисленные источники
покрытия дефицита бюджета имеют очевидные
недостатки. Поэтому важнейшими направлениями
в бюджетной политики являются: повышение
эффективности финансово-кредитных связей,
усиление контроля за исполнением бюджета,
оздоровление общей экономической ситуации,
привлечение частных отечественных и
зарубежных инвестиций в производство
и т.д. Однако, на это необходимы