Автор: s********@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа
Основной целью при написании курсовой работы является изучение сущности, правовых основ, современного состояния имущественного страхования, изучение действующей практики и поиск путей и перспектив развития страхования имущества предприятий и организаций.
Объектами исследования является деятельность страховых компаний по организации страхования имущества юридических лиц, его теоретические основы и законодательное регулирование.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….………….........4-6
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ...………………………7-14
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХО-ВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..15-25 3 ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРА-ХОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛА-РУСЬ………………………………………………….…………………………..26-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………………………………………………….36-39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………......40-42
Рынок имущественного страхования юридических лиц в Беларуси харак-теризовался наиболее развитой инфраструктурой и относительно благоприят-ной правовой базой на постсоветском пространстве в 90-х годах, что позволи-ло Беларуси занимать лидирующие позиции среди стран СНГ. Беларусь стала первым государством, которое еще в 1996г. ввело отнесение на издержки премии по страхованию жизни за счет нанимателя. Разделение страхования на страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни, формально существовавшее еще с 1994г., было законодательно прописано уже в 1998г. В то же время подобное законодательсво еще до сегодняшнего дня не принято во многих странах СНГ. Однако в конце 90-х годов ситуация на рынке стра-хования Беларуси изменилась, что было вызвано особенно пристальным вни-манием государства к данной сфере. Обязательные виды страхования стали приоритетными направлениями государственной политики, а Белгосстрах был призван системообразующей страховой компанией. В рамках новой госу-дарственной экономической политики Беларусь стала одной из первых стран СНГ, введших в свою практику страхование гражданской ответственности вла-дельцев транспортных средств (ОСГО) в 1999г.
Дальнейший
рост рынка страхования
Несмотря
на постоянное развитие на протяжении
последних лет, в соот-ветствии с
западными стандартами страховой рынок
до сих пор остается относительно
небольшим и с ограниченным количеством
страховых услуг.
28
Уровень распространения страховых услуг среди предприятий до сих пор низкий, что подтверждается с помощью двух показателей: плотность страхо-вания и уровень проникновения страхования.
Данные
показатели в разрезе
Таблица 1-Показатели страхового сектора в ряде стран в 2009г.
Страна | Плотность
cтрахования USD |
Уровень проникновения
Страхования % |
Беларусь | 9.5 | 0.63 |
Украина | 17.1 | 2.01 |
Россия | 66.6 | 2.77 |
Германия | 1627.7 | 6.76 |
Великобритания | 3879.1 | 14.75 |
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения экономичес-кой литературы.
Плотность страхования рассчитывается как отношение собранных страховых премий к численности предприятий за период. Уровень проникновения предс-тавляет собой отношение собранных премий к валовому внутреннему про-дукту.
Как показал анализ статистических показателей имущественного страхо-вания за 2009 г., можно сказать, что страховой рынок в Республике Беларусь развивается, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 36,1% увеличилась сумма собранных стра-ховых взносов, в том числе по добровольным видам страхования имущества прирост составил 46,7%; на 7,2% возрос уровень страховых выплат; 27,4% составил прирост страховых резервов компаний; на 50% увеличился уставный фонд страховых организаций республики. Из негативных тенденций можно от-метить снижение доходности инвестиций по сравнению с 2008 годом (-7%) на рубль вложенных средств; снижение суммы (-3%) собранных страховых взносов по обязательным видам страхования; увеличение суммы расходов на ведение страхового дела на 52,9% по сравнению с 2001 годом. При этом
Бесспорным лидером на страховом рынке Республики Беларусь является
29
«Белгосстрах» (56,7% от общей суммы собранных страховых взносов в РБ).
Основными факторами спроса, влияющими на развитие имущественного страхования прежде всего является, то что предприятиями страхование не рассматривается как механизм передачи собственного риска третьему лицу. Без сомнения, отсутствие традиций страхования и адекватных побудитель-ных причин главным образом объясняет медленный рост спроса на страхо-вые услуги со стороны предприятий. Именно поэтому вопросы государст-венного регулирования являются ключевыми для восстановления требуемого уровня спроса на страховые услуги. [14, c.11].
Существующие традиции и отсутствие стимулов к страхованию – еще один сдерживающий фактор. В Советском союзе не существовало страхова-ния собственности предприятий, ровно как и страхования рисков, связанных с производственной деятельностью.
В обязанность
государственных страховых
Очевидна необходимость прививания традиций страхования, что может быть достигнуть путем установления верной системы стимулов. Например, посредством введения обязательности страхования при осуществлении опре-деленных видов деятельности, например, строительно-монтажных работ, или
30
иных законодательных изменений, включая вопросы налогооблажения. На-логооблажение в Республике Беларусь – один из немаловажных сдержи-вающих факторов имущественного страхования юридических лиц. Страховые взносы являются издержками производственной деятельности и поэтому вычитаются из суммы, подлежащей налооблажению, практически во всех го-судаствах. В Беларуси с 1 января 2004г. В затраты по производству и реа-лизации продукции, при определении прибыли включаются исключительно страховые взносы по видам обязательного страхования, по добровольному имущественному страхованию по перечню видов такого страхования, определяемому Президентом Республики Беларусь. Однако на сегодняшний день ни перечня видов страхования, предусмотренного в законе «О налогах на доходы и прибыль», ни размеров (предельных расходов) не установлено. Данная ситуация уже привела к тому, что спрос на добровольное страхование со стороны предприятий существенно снижается. Частным компаниям теперь придется самим покрывать возникающие потери, в то время как государствен-ные компании станут бременем для государства. Однако следует отметить, что для некоторых компаний текущее положение не будет препятствием к уходу от налогооблажения. Такие виды страхования как страхование- каско боль-шегрузных транспортных средств, страхование грузов составляют около 70% страховых премий, выплачиваемых предприятиями по договорам доб-ровольного страхования, и являются неотъемлемой частью их производст-венной деятельности. В связи с этим, предприятия - автоперевозчики поку-пают полисы за границей, включая выплаты в иные статьи расходов в своей отчетности. В результате чего отечественные страховые компании лишают-ся клиентов, а государство недополучает налоговых доходов как с предп-риятий, скрывающих доходы, так и со страховых компаний, недополу-чающих страховые премии. Подобное отношение к добровольному страхо-ванию еще больше усугубляет спрос на страховые услуги со стороны предп-риятий, в то время как прогрессивное законодательство могло бы, наоборот, стимулировать предприятия страховать свои риски, что привело бы к боль-
31
шей защищенности субъектов хозяйствования к развитию добровольных ви-дов страхования.
Возврат к практике страхование советских времен, стремление прави-тельства к чрезмерному регулированию рынка страхования, установление монополистической позиции государственных страховых организаций и диск-риминация частных и иностранных компаний сдерживает конкуренцию и тор-мозит развитие рынка страхования.
Можно предложить некоторые пути для совершенствования страховой деятельности в Беларуси.
Во-первых: Взносы по добровольному страхованию должны выпла-чиваться не из прибыли, а относиться на издержки предприятий. При отсутст-вии у предприятий традиций страховать риски, связанные с производствен-ной деятельностью, а также невысокие доходы, выплата страховых премий из прибыли расценивается руководителями как дополнительные издержки и вынуждает их отказаться от добровольных видов страхования. Однако подоб-ное отношение не означает снижение вероятности наступления непредвиден-ных событий, влекущих за собой убытки, поэтому отнесение выплат как по обязательным, так и по добровольным видам страхования на издержки пос-лужит необходимым стимулом для предприятий страховать возможные риски. [24, c.530].
Во вторых: Обязательное страхование не должно рассматриваться как средс-тво прививания страховой культуры. Понимание необходимости страхования -должно вытекать из невозможности осуществления без него определенных ви-дов экономической деятельности. Следовательно, требуются соответствую-щие изменения в законодательстве, которые бы предполагали приобретение страхового полиса для получения разрешения на оказание, например, услуг по перевозке грузов, строительно - монтажных работ и так далее, что в свою очередь будет стимулировать спрос на страховые услуги.
В третьих : Право проводить обязательные виды страхования должно быть предоставлено всем компаниям без исключения, независимо от струк-
32
туры их уставного фонда. Демонополизация обязательных видов стра-
хования не значит их передачу на полное усмотрение страховщиков. Для обя-зательных видов страхования государство должно проводить тарифную поли-тику, которая бы предусматривала регулирование тарифов, чтобы страховые компании, с одной стороны, не могли чрезмерно занижать тарифы, таким образом увеличивая риск своей деятельности и вероятность дестабилизации рынка, а с другой, не использовали бы обязательные виды страхования как средство наживы.
В четвертых: открыть доступ иностранным страховщикам на Белорусский рынок страховых услуг. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в белорусское законодательство, которые бы одинаково регулировали деятельность как белорусских, так и иностранных страховых компаний. Протекционизм внутреннего рынка ведет к отказу от новых технологий, которые приносят с собой иностранные компании, а также ограничивается необходимый для динамичного экономического развития приток иностранного капитала, как в сектор страхования, так и в другие отрасли экономики.
Только в случае, когда правительство гарантирует равноправное функционирование всех участников рынка страховых услуг и устанавливает необходимые стимулы к страхованию для предприятий, страховой рынок будет полноценно развиваться и определять основу устойчивого экономического роста.
Дальнейшее развитие отечественного страхового дела предполагает решение ряда текущих и наиболее актуальных проблем отечественного страхования, которые можно свести в несколько групп: создание правовой базы страховой деятельности; совершенствование организации страхового дела; создание инфраструктуры страхования; организация международного сотрудничества. Так, в рамках решения первой группы проблем предполагается внедрение прогресссивных видов страхования, пользующихся повышенным спросом у субъектов хозяйствования; гармонизация национального страхового законно-
33
дательства с законодательством Российской Федерации и с принципами построения страхового законодательства стран ЕС; обеспечение комплексности нормативно -правовой базы страховой деятельности, с перспективой разработки Страхового кодекса Республики Беларусь; в рамках второй группы - укрепление финансовой устойчивости страховщиков путем совершенствования новых правил формирования технических и математических резервов, увеличения размеров собственного капитала; в рамках третьей - развитие посреднической деятельности, развитие сети спе-циализированных компаний по оценке ущерба при наступлении страхового случая, а также независимых комиссарских и сюрвейерских компаний; создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для страховой отрасли. В перспективе также необходимо будет укрепление международного сотрудничества отечественных организаций. При этом достижение успеха по всем вышеперечисленным направлениям дальнейшего развития национального страхового дела возможно только при условии полной их реализации, четком выполнении уже разработанных государственных мероприятий, углублении текущих реформ, особенно в части ускорения разгосударствления и приватизации собственности, формировании рынка ценных бумаг, реформирование предприятий, демонополизации и создании конкурентной среды.
Информация о работе Страхование имущества предприятий и организаций