Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:50, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в раскрытии проблематики представленной темы «Действующая банковская система Казахстана, становление и развитие». В ходе написания дипломной работы преследовались следующие задачи:
рассмотреть организацию кредитных взаимоотношений на современном этапе развития экономики государства;
изучить международный опыт по данной проблеме;
определить сущность Национального Банка Республики Казахстан в условиях рыночной экономики;
изучить роль Национального Банка Республики Казахстан в регулировании банковской системы Казахстана.
введение…………………………………………………………………………..3
глава 1. становление и развитие банковской системы в Казахстане……………………………………………………………………….6
1.1. Банковская система Казахстана в условиях командно-административной системы…………………………………………………………6
1.2. Реформирование банковской системы при переходе к рыночной экономике…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Банкоская система суверенной Республики Казахстан……………………………………………………………………….25
2.1. Национальный Банк Казахстана, организационная структура, задачи, функции……………………………………………………………………………..25
2.2. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан……………………………………………………………………………32
2.3. Банки второго уровня, принципы их деятельности и функции……….35
заключение……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
В 1992-1993 гг. состояние банковской системы оценивалось достаточно негативно. Нарушение нормального денежного обращения использовалось отдельными банками в корыстных целях. Дешевые кредитные ресурсы стали привлекательными для многочисленных коммерсантов.
В июле 1993 г. учреждена Ассоциация банков Республики Казахстан. К моменту организации Ассоциации подали заявления 35 банков. Несмотря на то, что Ассоциация банков принимала активное участие во всех важных мероприятиях, она не сложилась в мощную межбанковскую организацию, способную лоббировать интересы банков в государственных органах, хотя события последних дней (назревание сильнейшего банковского кризиса) показывают сплоченность банков в трудный момент и необходимость объединяющей структуры. Если обратиться к деятельности АБР (Ассоциация банков России), то, очевидно, что, несмотря на сложности в деятельности банков и центробежные силы, АБР смогла превратиться в мощную силу, способную продвигать необходимые решения.
В октябре 1993 г. Казахстан посетила группа экономических консультантов из Южной Кореи. После детального изучения финансовой и банковской системы эксперты встретились с Президентом Республики Казахстан и предложили свое видение и решение проблем. Они предложили сконцентрировать капитал в одном-двух крупных банках путем объединения существующих крупных банков. Также было предложено реорганизовать мелкие банки и установить минимальный размер уставного капитала. Решение об увеличении минимального уставного фонда было принято немного позднее, примерно через полгода, а предложение о создании крупных банков путем слияния не было реализовано. Развитие банковской системы пошло другим путем, и нельзя сказать, что даже сейчас мы имеем достаточно крупные банки, способные осуществлять финансирование целой отрасли или крупного проекта. Кроме очевидной маломощности банков, мы имеем также очень низкую по международным стандартам капитализацию для подавляющего большинства наших банков. Предположим, что были бы созданы крупные объединенные банки, тогда вполне возможно, что мы были бы более защищены от ощутимых потерь активов от гиперинфляции и многочисленных злоупотреблений.
До 1994 г. Национальный банк слабо использовал классические пруденциальные нормативы для контроля банков второго уровня. Наиболее выражены были приемы контроля фискального характера. В это время была слабо развита нормативная база деятельности банков, что способствовало многочисленным нарушениям, а также давало возможность осуществлять неправомерные операции.
Сильным ослабляющим фактором денежной системы Казахстана явилось прекращение обращения банкнот Госбанка СССР и банка России выпуска 1961-1992 гг. на территории ряда стран СНГ. После этого резко увеличился объем незаконного ввоза таких банкнот на территорию Казахстана, что привело к ослаблению финансовой системы страны в целом, повышению уровня инфляции и понижению уровня жизни населения.
Период с 1992 до конца 1993 г. является вторым этапом формирования банковской системы. Основные его черты: постепенный переход Национального банка к выполнению ряда функций Центрального банка, экстенсивное формирование и развитие коммерческих банков.
Сильным толчком к появлению банков способствовало введение собственной национальной валюты: именно с того периода началось мощное экстенсивно-интенсивное (количественное и качественное) развитие банковской системы. Введение национальной валюты потребовало от Национального банка активных мер по поддержанию стабильности и устойчивости национальной валюты. Вследствие отсутствия опыта и совместного взаимодействия Нацбанка с правительством идея стабильной национальной валюты приказала долго жить, вплоть до середины 1994 г. В то время вынужденно сохранялась практика финансирования бюджетного дефицита за счет прямого заимствования. В этом как раз и состояло противоречие задач, стоящих перед Национальным банком и правительством.
Именно в начале 1994 г. встал вопрос о позитивности процентных ставок. Не секрет, что до середины 1994 г. процентная ставка была негативной, что имело достаточно ощутимые отрицательные последствия. Назовем основные из них:
В сентябре 1994 г. с целью повышения ликвидности собственного капитала банков были ужесточены требования к структуре уставных фондов банков второго уровня. Были введены ограничения на оплату уставного фонда не денежными средствами.
С сентября 1994 г. введен новый порядок резервирования, предусматривающий размораживание задепонированных в Национальном банке средств коммерческих банков и введение платы за резервы, размещенные в Нацбанке. Банкам было разрешено осуществлять альтернативный порядок резервирования, который более выгоден. Плата определялась равной 25% от ставки рефинансирования.
В октябре 1994 г. в Казахстане функционировало около 200 банков, из них имели лицензию на проведение банковских операций 15 банков.
Именно в 1994 г. вопросы платежного оборота и стабилизации национальной валюты стали настолько актуальными, что вызвали даже внимание Президента Республики Казахстан в виде принятия специального постановления в августе 1994 г.
На 1 января 1995 г. было 237 банков, из них 25 имели генеральную валютную лицензию и по размеру уставного фонда относились к самым крупным банкам республики. Из общего числа только 8 банков имели уставный фонд от 5 млн. долл. и выше.
С января 1995 г. началось количественное сжатие банковской системы, основной целью которого явилось повышение надежности банковской системы республики. Сжатие банков достигалось путем ужесточения требований Национального банка, усиления конкуренции между банками. Основной задачей Национального банка стало качественное улучшение деятельности всех банков и формирование группы (10-15) банков, приближающихся к мировым стандартам.
К февралю 1995 г. Национальный банк уже использовал следующие классические денежно-кредитные инструменты:
интервенции Национального банка на валютном рынке.12
За полтора года наблюдается тенденция снижения сети банковских учреждений, так как на конец 1995 г. было зарегистрировано 130 банков второго уровня, имеющих лицензию Нацбанка на проведение банковских операций, и их количество снизилось на четверть по сравнению с 1 января 1995 г. и на треть - с 1 января 1994 г. - Ухудшение финансового состояния промышленных предприятий в республике отражается на показателях банковской деятельности (рост невозвращенных кредитов), тем самым банки вынуждены закрывать часть действующих нерентабельных филиалов. Величина их уставного капитала колебалась от 20 тыс. тенге и в целом составила более 6,8 млрд. тенге, что в 1,4 раза больше, чем было на 1 января 1995 г.
В конце 1995 г. процесс ликвидации переживали 62 банка, действительно ликвидированы только 6. В не которых случаях эта процедура тянулась целых 2 года. Подобные же проблемы существуют и у России, где должны были быть ликвидированы в 1995 г. В настоящее время механизм ликвидации банков более отработан и не занимает столь продолжительного времени. На 1 января 1998 г. осталось 77 банков.
Нацбанк как орган государственного регулирования прилагал усилия к тому, чтобы придать нужное направление происходящим изменениям в банковском секторе. Некоторые процессы уже идут не так стихийно, к, примеру, слияние банков, которому создается режим благоприятствования. По ряду банков, в соответствии с законодательством, возможно, будет введен режим консервации.13
Достаточно длительное время находился в режиме санации один из крупнейших «бывших» банков - Агропромбанк. Судя по нынешнему состоянию банка, санация дала необходимые результаты: банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание, пытается вернуть потерянных клиентов.
В 1995 г. Национальный банк продемонстрировал другую возможность вмешательства в деятельность банков второго уровня. Крупнейший банк Казахстана Алембанк находился непродолжительное время во временной администрации Нацбанка. Нацбанк использует также механизм слияния банков. Так, в 1996 г. были слиты два крупных банка Туран и Алем, в 1997 г. - Жилстройбанк и Кредсоцбанк.
Еще одним методом является допуск иностранных банков, присутствующих на рынке Казахстана, к приобретению тех казахстанских банков, которые находятся в плохом финансовом положении. Например, в Польше в свое время запрещалось иностранным банкам открывать дочерние банки и филиалы, за исключением тех случаев, когда они приобретали «в нагрузку» проблемные польские банки.
1.2. Реформирование банковской системы при переходе к рыночной экономике.
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты кредитуя хозяйства, выступая посредниками в перераспределении капитала, существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.
Практика банковской деятельности за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в Казахстане и других странах СНГ новой хозяйственной системы. Совершается переход от административно-управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частной коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли. Идет поиск оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и в тоже время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане. Задача усложняется тем, что недостаточно объявить о создании новых кредитных институтов, сменив название банка и присвоив статус «акционерного общества». Коренным образом должна изменится вся система отношений внутри банковского сектора, характер управления и контроля со стороны Национального банка, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, расчеты с госбюджетом и т.д. Но и это не все, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, инициативного, свободного от догм и готового идти на обдуманный и взвешенный риск.
Создание нового рынка - полноценный новый этап в развитии нашего общества. И естественно, что как любое новое явление, переход к рыночным отношениям имеет свои позиции и нечеткие моменты. Одним из нечетких моментов является глубокий кризис, который охватывает все сферы жизни общества. И как никогда в этих условиях возрастает роль экономической теории в выявлении сути происходящих преобразований, а так же в разработке практических рекомендаций по преодолению кризисной ситуации и достижения экономической стабильности. И дальнейшего развития общества. На сегодня существует много проблем и вопросов переходного периода, который требует научного осмысления и разрешения.
Особенную сложность выполнения поставленных целей придает то обстоятельство, что в ходе «социального эксперимента» были целенаправленно ликвидированы складывающиеся веками институты и инструменты финансового рынка. На основе утопических, идеологических концепций была создана гигантская уродливая монобанковская пирамида в виде Госбанка, подмявшая под себя всю кредитную серу и систему расчетов и полностью устранившая элементы конкуренции, состязательности и риска. Это определило другие дефектные системы - жесткую централизацию ценовых ресурсов и волевые методы их распределение, полное без правил и безынициативность низовых звеньев банковской сети, порочную практику автоматической выдачи ссуд «под план» и т.д.
Построение нового механизма возможна лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой рыночных финансовых структур. Поэтому столь велико значение вдумчивого и последующего изучения зарубежной практики, приемов и форм аккумуляции денег ресурсов, кредитования и расчетов, которые являются продуктами длительного исторического отбора в жестких условиях конкурентной борьбы и которые продемонстрированы свою высокую эффективность и приспособляемость к разным условиям хозяйственного развития. Разумеется, все указанные методы работы, институты и стратегии хозяйственного поведения не могут быть скопированы и пересажены в другом виде на казахстанскую почву. Попытки такой имплантации чреваты большими потерями дискредитаций самой идеи освоения чужого опыта. Новые формы следует предлагать после тщательного изучения как потребностей клиентов банка, их способность воспринять финансовое инновации, так рентабельности новых технологий новых видов услуг для самих банков, подготовленности их персонала.
Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстания утраченных рациональных признаков функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизационном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночно-финансовых структур. Поэтому актуальность проблемы становления качественно новой системы банков обоснованное тем, что сегодня, формируя данный механизм, важно не растерять положительные традиции, накопленные человечеством, элементы мирового опыта, которые помогут нашему молодому государству в какой либо мере избежать ошибок на пути к рыночным отношениям.
Информация о работе Становление и развитие банковской системы в Казахстане