Современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является расмотреть современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…с.3
1.Понятие финансовой системы. Ее состав, структура и функции…………………………...с.4
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………………...…………с.4
1.2. Сущность и функции финансов………………………………………………….………с.5
1.3. Состав и структура финансовой системы………………………………..………...……с.9
2.Финансовая система РФ…………………………………………………………..…………..с.19
2.1. Государственный бюджет………………………………………...…………………….с.20
2.2. Внебюджетные фонды………………………………………………………………….с.23
2.3. Государственный кредит……………………………………………………………….с.24
2.4. Фонд страхования………………………………………………………………....…….с.26
2.5. Фондовый рынок………………………………………………………………………..с.28
2.6. Финансы предприятий………………………………………………………………….с.29
3. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ……………………...……с.30
3.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие…………………………....с.30
3.2.Государственные и муницыпальные финансы и их составляющие……………….…с.35
4. Основные направления совершенствования финансовой сисемы в России……………..с.46
Заключение………………………………………………………………………….….………..с.48
Список использованных источников и литературы…………………………………………..с.49
Приложение А…………………………………………………………………………….……..с.50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 260.18 Кб (Скачать)

     Основные  функции бюджета:

         -перераспределение национального  дохода и примерно 50% ВВП между  территориями, отраслями деятельности,  социальными группами населения;

         -государственное регулирование  и стимулирование экономики;

        -финансовое обеспечение финансовой  политики;

        -контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда денежных средств.

     В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

     В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в  этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

     Бюджетное устройство - это организация бюджетной  системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

     Организационная структура - включает республиканский  бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов   автономных округов, бюджет автономной Еврейской  области и около 29 тыс.  местных  бюджетов.

     Единой  правовой базой бюджетной системы  является Конституция РФ и Закон  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ” 

     Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

     Принципы  бюджетного  устройства:  единство, полнота,  реальность, гласность  и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную  систему.

     Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие  “Консолидированный бюджет” РФ.

     Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве - бюджетный федерализм,  т.е. взаимоотношения центра и регионов.

     В соответствии  с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

     Закрепленные  доходы это доходы, полностью поступающие  в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий  для бюджетов РФ и налоги на имущество  физических лиц для местных бюджетов.

     Регулирующие  доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

     Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для  сбалансирования нижестоящего бюджета  при его дефиците.

     Субвенции — средства на возмещение текущих  расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

     Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий  стихийных бедствий,  катастроф  и других ЧП предоставляются по решению  правительства РФ за счет резервных  фондов правительства, а также целевых  отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

     Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые  на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.

     Исполнение  бюджета осуществляется на основе бюджетной  росписи доходов и расходов - основному  оперативному плану распределения  доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором  проставлены сроки поступления  налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

     Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ - структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального  казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами.  Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат  для транзитного перемещения бюджетных  средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета.  Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти - ежемесячно.

     Главное  управление Федерального казначейства МФ РФ:

     -организует  бюджетное и финансовое исполнение  ФБ и государственных внебюджетных  фондов;

     -доводит  до территориальных органов ФК  размеры бюджетных ассигнований;

     -ведет  сводный реестр распорядителей  средств ФБ;

     -организует  распределение  в установленных  размерах  доходов между  ФБ  и бюджетами субъектов РФ;

     -осуществляют  управление   доходами и расходами  ФБ и иными централизованными  ресурсами;

     -регулируют  финансовые отношения  между  ФБ и государственными внебюджетными   фондами;

     -организует  и осуществляет ведение операций  по учету государственной казны  РФ и другие мероприятия по  исполнению ФБ.

     Правительство ежемесячно предоставляет в ГД   информацию о ходе исполнения  ФБ и ежеквартально — отчет.

     Составлением  отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его   утверждает.

     Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением ФБ.

       Бюджетный дефицит и его причины. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

     При выработке стратегии борьбы с  бюджетным дефицитом необходимо помнить:

     Бюджетный дефицит  допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды  ее развития. 
 
 

     2.2. Внебюджетные фонды.

     Внебюджетные  фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

     -Пенсионный  фонд РФ;

     -Государственный  фонд занятости населения;

     -Российский  фонд технологического развития  и отраслевые фонды НИОКР;

     -Фонд  инвестирования жилищного строительства,  и др.

     Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование  средств, в полном объеме.

     Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Государственный  кредит.

     Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

     Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

     Необходимость использования государственного кредита  обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

     В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

     Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

     Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

     Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

     Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

     Внутренний  долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

     Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

     Огромный  государственный долг России, как  внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может  использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

     Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Фонд страхования.

Информация о работе Современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ