Современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является расмотреть современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…с.3
1.Понятие финансовой системы. Ее состав, структура и функции…………………………...с.4
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………………...…………с.4
1.2. Сущность и функции финансов………………………………………………….………с.5
1.3. Состав и структура финансовой системы………………………………..………...……с.9
2.Финансовая система РФ…………………………………………………………..…………..с.19
2.1. Государственный бюджет………………………………………...…………………….с.20
2.2. Внебюджетные фонды………………………………………………………………….с.23
2.3. Государственный кредит……………………………………………………………….с.24
2.4. Фонд страхования………………………………………………………………....…….с.26
2.5. Фондовый рынок………………………………………………………………………..с.28
2.6. Финансы предприятий………………………………………………………………….с.29
3. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ……………………...……с.30
3.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие…………………………....с.30
3.2.Государственные и муницыпальные финансы и их составляющие……………….…с.35
4. Основные направления совершенствования финансовой сисемы в России……………..с.46
Заключение………………………………………………………………………….….………..с.48
Список использованных источников и литературы…………………………………………..с.49
Приложение А…………………………………………………………………………….……..с.50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 260.18 Кб (Скачать)

     Финансы – это динамично развивающаяся  экономическая категория, носящая  исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического  прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Состав и структура финансовой системы.

     Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

     а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

     б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности  развития государства в условиях перехода к рынку.

     Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие  фонды денежных средств и соответствующие  им правовые институты:

     1) Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

     2) Государственные внебюджетные фонды 

     3) Фонды страхования.

     4) Государственный кредит.

     5) Финансы хозяйствующих субъектов.

     6) Фондовый рынок.

     Основные  звенья финансовой системы РФ представлены на рисунке №1.

 

     

     

     

     

     

     

       

     

     

     

     

     

     

       
 
 

     Рисунок № 1  «Основные звенья финансовой системы РФ» 

     В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное  понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

  1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

     Централизованные (государственные) финансы  включают:

  • государственные бюджеты;
  • государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • государственное страхование.

     К децентрализованным финансам относят:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы домохозяйств.

     Сначала рассмотрим централизованные финансы. Основой централизованных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К этим финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.

     Централизованным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.

     А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.

     Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

     Централизованные финансы органически связаны с другими звеньями финансовой системы.

     С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального  производства (далее через налогообложение  формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).

     С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями  осуществляется не только за счёт собственных  средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

     Финансы предприятий связаны также с  кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

     Для решения своих финансово-экономических  проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих  субъектов (предприятий, страховых  компаний, банков и т.д.).Это может  осуществляться разными методами: для  того чтобы увеличить свои собственные  финансовые ресурсы, прибегают к  акционированию, для осуществления  займов выпускают облигации, векселя  и.т.д.

     Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы  обусловлены их единой сущностью.

     Роль, которую государство выполняет  в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через  привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов  и населения формируются финансы  страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий  образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий.

     Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны:

  • Федеральный, региональные и местные бюджеты являются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

     Бюджет  в условиях развития рыночной экономики  играет ведущую роль в создании экономических  условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов  государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

  • Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные

внебюджетные  фонды. Это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.

  • Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации

государством  временно свободных денежных средств  предприятий, организаций и населения  на началах возвратности, платности  и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами  выступают физические и юридические  лица, заёмщиком – государство  в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.

     Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую  государственную задолженность. Различают  государственный внутренний долг и  внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими  лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

     Государственный внешний долг – полученные из различных  источников внешние заимствования.

  • Звеном финансовой системы являются фонды страхования, которые обеспечивают

возмещение  возможных убытков при наступлении  страховых случаев.

     Страхование, с одной стороны, является самостоятельной  сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:

     - бюджетами всех уровней бюджетной  системы;

     - финансами предприятий;

     - организациями кредитно-банковской  системы.

     Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через  систему страховой защиты.

     Денежным  обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие  организационные формы страхового фонда:

     а) Централизованный страховой (резервный) фонд.

     б) Фонд самострахования.

     в) Страховой фонд страховщика (андеррайтеры).

     1) Централизованный страховой фонд образуется за счёт общегосударственных ресурсов. Назначение фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и ркупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы.

     Централизованный  страховой фонд имеет натуральную  форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые  постоянно обновляются.

     Источники формирования централизованного срахового  фонда – пополнение государственных  запасов и резервов.

     2) Фонд самострахования (резервный  фонд, или фонд риска) формируется  у хозяйствующих субъектов, размеры  его не регламентированы законодательством.

     Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения  неблагоприятной ситуации.

     Используется  для покрытия убытков, погашения  облигаций и выпуска акций  при отсутствии других средств, для  приобретения основных средств производства.

     3) Страховой фонд страховщика создаётся  большим кругом участников (предприятия,  граждане). Формирование фонда осуществляется  в децентрализованном порядке.  Страховой фонд по своему использованию  имеет целевой характер.

     Страховой фонд позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения  средств страхового фонда.

     Отношения страхования возникают между  двумя сторонами: страховщиком и  страхователем.

  • Финансы кредитно-банковской системы служат основным источником

Информация о работе Современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ