Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:57, курсовая работа
Финансовая политика государства - одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
Успешное развитие экономики во многом связано с выбором курса финансовой политики, являющейся материальной основой преобразований в государстве.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач
Введение 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики 5
1.1. Понятие финансовой политики и ее содержание 5
1.2. Финансовый механизм 8
1.3. Структура целей и основные задачи финансовой политики 9
1.4 Виды и типы финансовой политики 11
Глава 2. Направление финансовой политики на современном этапе в структуре ее элементов 15
2.1. Бюджетная политика 15
2.1.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. 17
2.1.2 Бюджетная политика в части доходов 21
2.1.3. Анализ бюджетной политики в области расходов 23
2.2. Налоговая политика 27
2.2. Налоговая политика 27
2.2.1. Задачи налоговой политики 27
2.2.2. Современная налоговая политика 28
2.3. Денежно-кредитная политика 31
2.3.1.Определение и цели денежно-кредитной политики 31
2.3.2. Основные направления денежно- кредитной политики на 2009 г. и период 2010-2011 гг. 33
2.4. Таможенная политика 36
2.5. Социальная политика 39
2.6. Инвестиционная политика 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 51
В качестве «проводника» денежно-кредитной политики выступает центральный банк государства. Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики путем воздействия на состояние денежного обращения. Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса [7, c. 160 - 163].
Денежно-кредитная политика - одна из самых значимых составляющих всей государственной экономической политики. Оттого, насколько эффективно используются ее инструменты, насколько они адекватны текущим условиям, в немалой степени зависят динамика и перспективы социально-экономического развития страны.
Аспекты денежно-кредитной политики сегодня в значительной степени актуальны, это обусловлено борьбой правительства с растущей инфляцией и осознанием необходимости перемен в экономической политике, определяющей переход на инновационный тип развития страны [21, с.7].
Основные направления
единой государственной денежно-
Рассмотрим задачи денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.
В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5 - 6,8% в 2011 году.
В этот период планируется в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Но в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, причиной которых стали проблемы в экономике США. В результате акцент с контроля над инфляцией был перенесен на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.
Ускорение инфляции,
а также ожидаемые в
Банк России
продолжит движение к режиму свободно
плавающего валютного курса, так
как это необходимо для введения
таргетирования инфляции в полном объеме.
С сокращением участия Банка
России в образовании валютного
курса потребуется переход
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009 - 2011 годов необходимо учесть возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, в основном на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита.
В этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, поэтому Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты.
Но главной целью станет сдерживание роста инфляции в планируемых пределах, а на успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при относительно высоких ценах мирового рынка энергоносителей, также проведение консервативной бюджетной политики.
Процентная политика будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований. Это связано с удорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием
влияния этого является введение
российскими банками более
В целях снижения
негативного влияния
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Для перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования [19, 169 - 170].
Особое значение будет придаваться формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению своих целей, задач и принятых мер.
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная система России имеет богатый опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий было неразрывно связано с таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.]
Основной целью таможенной политики государства является обеспечение его экономических интересов.
Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:
1) обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
2) участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
3) стимулирование развития национальной экономики;
4) содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.
5) иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством РФ.
Таможенная
политика должна содействовать обеспечению
экономической безопасности, под
которой понимается состояние экономики,
гарантирующее достаточный
Статья 2 ТК закрепляет, что в РФ осуществляется единая таможенная политика, цели которой определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.
Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с финансовой политикой. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику, но и способствовать проведению мер с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.
Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Административные
инструменты регулирования
Главными направлениями современной таможенной политики являются совершенствование:
1) таможенно - тарифных мер;
2) порядка применения таможенных льгот и определения таможенной стоимости;
3) таможенного администрирования.
Говоря о процессе установления ставок таможенных пошлин на отдельные товары, следует отметить, что на ближайшую перспективу основными задачами в этой области будут:
1) выполнение международных обязательств Российской Федерации;
2) поддержка рационального соотношения ввоза и вывоза товаров;
3) защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства;
4) рационализация товарной структуры ввоза и вывоза;
5) пополнение доходной части бюджета;
6) обеспечение равных условий конкуренции.
Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифного регулирования при импорте товаров в 2009 г. будет сведена к оптимизации импортного таможенного тарифа, под которой понимается разумное снижение ставок таможенных пошлин по широкой номенклатуре товаров, при одновременной выборочной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем повышения или сохранения относительно высоких ставок тарифа.
Под социальной политикой принято понимать составную часть внутренней политики государства, воплощенную в его социальных программах и практике регулирующую отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации