Современная финансовая политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика государства - одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
Успешное развитие экономики во многом связано с выбором курса финансовой политики, являющейся материальной основой преобразований в государстве.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики 5
1.1. Понятие финансовой политики и ее содержание 5
1.2. Финансовый механизм 8
1.3. Структура целей и основные задачи финансовой политики 9
1.4 Виды и типы финансовой политики 11
Глава 2. Направление финансовой политики на современном этапе в структуре ее элементов 15
2.1. Бюджетная политика 15
2.1.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. 17
2.1.2 Бюджетная политика в части доходов 21
2.1.3. Анализ бюджетной политики в области расходов 23
2.2. Налоговая политика 27
2.2. Налоговая политика 27
2.2.1. Задачи налоговой политики 27
2.2.2. Современная налоговая политика 28
2.3. Денежно-кредитная политика 31
2.3.1.Определение и цели денежно-кредитной политики 31
2.3.2. Основные направления денежно- кредитной политики на 2009 г. и период 2010-2011 гг. 33
2.4. Таможенная политика 36
2.5. Социальная политика 39
2.6. Инвестиционная политика 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 710.00 Кб (Скачать)

Несмотря на незначительное сокращение доли расходов на раздел «Образование», абсолютная величина ассигнований вырастет почти на 149 млрд руб.

В 2011 г. физические объемы ассигнований из федерального бюджета планируются  ниже, чем в 2008 г. (по закону о бюджете) по двум разделам: «Социальная политика»  и «Культура, искусство и средства массовой информации». С такой позицией вряд ли можно согласиться, ведь эти расходы представляют собой часть инвестиций в человеческий капитал, что противоречит стратегической цели вложения средств государства в эту сферу.

Из шести подразделов  «Социальной политики» - два крупных: «Пенсионное обеспечение» (в 2008 г. по закону о бюджете его доля в ассигнованиях данного раздела равнялась 67,5%) и «Социальное обеспечение населения» (доля в 2008 г. - 29,3%). Ассигнования по первому из них в 2011 г. предлагается увеличить (в физическом выражении на 15,6%), по второму - сократить (на 71% в ценовом выражении). Это означает, что приоритетным в разделе «Социальная политика» считаются вопрос пенсионного обеспечения населения.

В 2009-2011 гг. наибольшее увеличение физического объема расходов федерального бюджета планируется по разделу «Национальная экономика» - на 32,9-41,3%. Его наиболее крупные подразделы - «Другие вопросы в области национальной экономики», «Дорожное хозяйство» и «Транспорт» [10, с. 56 - 60] (приложение №9). Структура ассигнований из федерального бюджет по разделу «Национальная экономика»).

К 2011 г. доля расходов на первый из них в общем объеме ассигнований по разделу должна уменьшиться на 14,3 п.п. Удельные веса расходов на вторые два подраздела вырастут соответственно на 15,7 и 5,6 п.п., и в 2011 г. совокупная доля ассигнований из федерального бюджета на эти подразделы в расходах раздела «Национальная экономика» может превысить 76% [11, с. 19 - 25].

Тем самым явный приоритет в проекте федерального бюджета на 2009-2011 гг. отдается развитию транспортной инфраструктуры, что чрезвычайно важно для любой страны.

В физическом объеме наиболее быстро в 2009-2011 гг. будут расти  ассигнования на подразделы «Дорожное  хозяйство (более чем в 2 раза), «Транспорт» (1,9-2 раза) и «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» (1,4-1,5 раза). С учетом того, что расходы на подраздел «Связь и информатика» в физическом выражении предлагается увеличить в 1,3-1,4 раза, «Топливно-энергетический комплекс» - примерно в 1,4 раза, можно сказать, что проект бюджета учитывает приоритет развития телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, а также курс на переход к инновационной экономике.

В проект федерального бюджета заложено сокращение (в ценовом измерении) ассигнований на два подраздела раздела «Национальная экономика» - «Водные ресурсы» и «Сельское хозяйство и рыболовство». Расходы на подраздел «Водные ресурсы» в 2009 - 2011 гг. в ценовом измерении планируется уменьшить почти на 45%.

Ассигнования  на подраздел «Сельское хозяйство  и рыболовство» предлагается уменьшить  на 15 млрд руб. (на 25% в ценовом измерении). При этом ассигнования на сельское хозяйство, проходящие по разделу «Межбюджетные  трансферты», планируется увеличить на 59,4 млрд руб. Так, в целом расходы на сельское хозяйство возрастут. Не исключено, что это можно понимать как косвенные инвестиции в «человеческий капитал».

Приведенные в таблицах 4 - 5 данные позволяют считать, что в проекте федерального бюджета на 2009-2011 гг. учтен приоритет обеспечения обороноспособности страны и безопасности граждан.

В целом, как представляется, можно заключить, что в проекте федерального бюджета учтены не все национальные приоритеты. Увеличение ассигнований из федерального бюджета на национальную экономику отвечает стратегическим целям «развития транспортной инфраструктуры» и «построения национальной инновационной системы». Однако заложенные в проект федерального бюджета расходы вряд ли будут способствовать ускоренному выполнению других не менее важных стратегических целей - наращиванию инвестиций в человеческий капитал, развитию образования и здравоохранения.

  
2.2. Налоговая политика

2.2.1. Задачи налоговой политики

Важнейшей составной  частью финансовой политики является налоговая политика.

Налоговая политика государства – совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством в области формирования налоговой системы страны и направленных на реализацию задач, стоящих перед обществом. Содержанием налоговой политики является деятельность органов власти по обеспечению условий для создания эффективных и стабильных механизмов правового регулирования налогообложения.

Политика в области налогов решает следующие задачи:

1) фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней);

2) экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны);

3) контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами [12, с. 6 - 7].

При разработке налоговой политики необходимо учитывать интересы государства и налогоплательщиков. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и законной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для налогоплательщиков условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.


2.2.2. Современная налоговая политика

В трехлетней перспективе приоритетами Правительства РФ в области налоговой политики являются создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, поддержка инновационного развития экономики, снижение налоговой нагрузки для некоммерческого сектора.

Переход экономики с экспортно-сырьевого на инновационный, социально ориентированный путь развития будет поддерживаться тремя основными направлениями:

1) создание налоговой системы, позволяющей России конкурировать на рынке труда и капитала. Налоговая политика должна быть вовлечена в процесс повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, а также интенсивного роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения;

2) повышение  стабильности системы налогообложения и предсказуемости налогообложения бизнеса;

3) перераспределение  налоговой нагрузки между отдельными  отраслями экономики и, может  быть между разными видами  хозяйственной деятельности. Обеспечение  более интенсивного снижения  налогового бремени в отношении несырьевых отраслей, прежде всего видов деятельности с высокой инновационной и инвестиционной активностью, связанной с освоением новых рынков и технологий, обновлением ассортимента продукции, созданием новых форм организации бизнеса [15, 5 - 7].

Снижение налоговой  нагрузки возможно с помощью повышения  качества налогового администрирования (включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов), нейтральности и эффективности налогов. Планируется сократить затраты налогоплательщиков на выполнение установленных законом обязанностей [13, с. 269 - 272].

В 2009 г. и плановом периоде 2010 и 2011 гг. намечены следующие основные меры в области налоговой политики:

1) налог на прибыль организаций:

- обеспечение учета при налогообложении прибыли всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в социально разумных размерах;

- расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего 2 года;

- создание дальнейших  стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства возможно путем изменения состава амортизационных групп. Отказ от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению налоговой амортизации по группам.

2) акцизы. В НК РФ будут внесены изменения, предусматривающие дифференциацию ставок акцизов на нефтепродукты с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.

3) налог на добычу полезных ископаемых. В целях повышения эффективности налога, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти с 2009 года повышается необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 НК РФ, с $9 до $15.

4) налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. В целях реализации демографической политики с 2009 года увеличение размеров налоговых вычетов с 600 до 800 рублей по НДФЛ, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок. Одновременно планируется отмена действующего ограничения на уровне 40 тысяч рублей дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет.

С 2009 года увеличен также предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по НДФЛ, с 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей.

5) налог на добавленную стоимость. В составе важных направлений совершенствования НДС является освобождение от налогообложения с 2009 года реализацию услуг, имеющих социальный характер. Изменения направлены, прежде всего, на обеспечение ситуации, при которой от налогообложения освобождаются услуги вне зависимости от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация [18, с. 13 - 23].

6) налогообложение в рамках специальных налоговых режимов. В целях придания специальным налоговым режимам более целевого характера при подготовке изменений в НК планируется:

- уточнить критерии  по идентификации субъектов предпринимательской  деятельности. Упрощенная система  налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должна применяться представителями малого предпринимательства;

- внести ряд  изменений в положения НК, регламентирующие применение упрощенной системы налогообложения на основе патента;

- в целях  облегчения административной нагрузки  следует предусмотреть уменьшение  объема отчетности, представляемой  налогоплательщиками, закрепив обязанность  представления налоговых деклараций  только по итогам налогового  периода. Это позволит сократить количество отчетности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в 4 раза, для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога - в 2 раза;

- для объективного  установления величины базовой  доходности по единому налогу на вмененный доход следует разработать порядок ее определения по видам предпринимательской деятельности на основании отраслевых исследований [2].

В целом, налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения обязательств объём бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда. Одновременно следует создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.

При определении  возможностей, сроков и порядка снижения налоговой нагрузки и принятии других решений в сфере налоговой  политики, в том числе направленных на повышение собираемости налогов, следует учитывать не только краткосрочный фискальный эффект от тех или иных изменений, но прежде всего их долгосрочные последствия для экономики, социальной сферы и доходной части бюджета.

2.3. Денежно-кредитная политика

2.3.1.Определение и цели денежно-кредитной  политики

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

Денежно-кредитное  регулирование экономики со стороны  государства преследует шесть основных целей:

1) высокий уровень занятости;

2) экономический  рост;

3) стабильность цен;

4) стабильность  ставки процента;

5) стабильность  на финансовых рынках;

6) стабильность  валютного рынка.

Но указанные  цели являются в большей части  теоретическими. На практике государству  приходится в зависимости от экономической  ситуации и конъюнктуры выбирать приоритетные цели, так как мероприятия, направленные на достижение указанных целей, могут оказывать двойственное влияние. К примеру, излишне быстрые темпы роста общественного производства, способствующие высокому уровню занятости и экономическому росту, сопровождаются инфляционными процессами в экономике, что ставит под сомнение стабильность цен. В конечном итоге результаты денежно-кредитного регулирования могут одновременно достигать каких-то определенных целей и в то же время приводить к большему отставанию в других направлениях. Отсюда основной показатель эффективности - это способность правильно и своевременно выбирать цели и грамотно проводить монетарную политику для достижения максимального положительного эффекта от такой политики. В таких условиях государству нередко приходится определять «комбинированные» цели и мероприятия по их достижению, направленные одновременно на решение нескольких проблем, балансируя между ними. Это утверждение находит отражение в конкретных изменениях целей и задач денежно-кредитной политики в РФ (см. приложение 3).

Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации