Современная финансовая политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика государства - одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
Успешное развитие экономики во многом связано с выбором курса финансовой политики, являющейся материальной основой преобразований в государстве.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики 5
1.1. Понятие финансовой политики и ее содержание 5
1.2. Финансовый механизм 8
1.3. Структура целей и основные задачи финансовой политики 9
1.4 Виды и типы финансовой политики 11
Глава 2. Направление финансовой политики на современном этапе в структуре ее элементов 15
2.1. Бюджетная политика 15
2.1.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. 17
2.1.2 Бюджетная политика в части доходов 21
2.1.3. Анализ бюджетной политики в области расходов 23
2.2. Налоговая политика 27
2.2. Налоговая политика 27
2.2.1. Задачи налоговой политики 27
2.2.2. Современная налоговая политика 28
2.3. Денежно-кредитная политика 31
2.3.1.Определение и цели денежно-кредитной политики 31
2.3.2. Основные направления денежно- кредитной политики на 2009 г. и период 2010-2011 гг. 33
2.4. Таможенная политика 36
2.5. Социальная политика 39
2.6. Инвестиционная политика 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 710.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

Финансы


 

 

 

Студента(ки)       Аксеновой Ирины Ивановны

Группа №           2ФК3           Курс № 2

Тема:                   «Современная финансовая политика Российской Федерации»

 

 

 

 

Факультет:                         Финансово - учетный

Специальность:                 Финансы и кредит

Отделение:                        Очное

Научный руководитель:   Иванова Е.В.

 

 

 

 

 

___________________     ____________________       ___________________

  Дата поступления                                   Допуск к защите                             Защита работы

   работы в деканат                              Подпись преподавателя                          Оценка

            Подпись преподавателя

 

 

 

 

Омск – 2008 / 2009 уч.год 

Содержание

 

Введение

Финансовая  политика государства - одна из составных  частей экономической политики. Она  формируется в зависимости как  от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.

Успешное развитие экономики во многом связано с  выбором курса финансовой политики, являющейся материальной основой преобразований в государстве.

Финансовая  политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение  необходимой величины ресурсов и  выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей.

Представленная  тема в значительной степени актуальна, так как затрагивает рассмотрение финансовой политики на современном этапе и среднесрочную перспективу ее развития, а также факторов влияющих на выбор ее направлений в условиях мирового финансового кризиса. Каким будет путь выхода из кризиса, и с какими его экономико-социальными последствиями необходимо будет справляться государству, во многом зависит от действий, предпринимаемых в сфере финансовой политики в настоящее время.

Основной целью данной курсовой работы в части теоретического аспекта стало изучение сущности финансовой политики, ее видов и механизма, а в части анализа – рассмотрение современной финансовой политики России с целью дальнейшего выявления ее особенностей.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

1) дать определение финансовой политики и финансового механизма;

2) рассмотреть задачи и цели финансовой политики;

3) исследовать  классификацию финансовой политики  по видам и типам;

4)изучить элементы, составляющие финансовую политику;

5) определить  перспективные направления финансовой  политики России;

6) систематизировать изученную информацию, определив особенности современной финансовой политики.

При составлении  курсовой работы использовались данные нормативных актов, материалы периодической  печати, данные учебных пособий и книг, также информация ресурсов интернета. Необходимые для проведения анализа и наглядного изложения информации данные представлены в приложениях.

 

Глава 1. Сущность и цели финансовой политики

    1. Понятие финансовой политики и ее содержание

В общем смысле политика (греч. politika - государственные и общественные дела) определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Финансовая  политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Это деятельность государства, по целенаправленному использованию финансов [3, с. 40].

Финансовая  политика также рассматривается как самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, как комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития [9, с.60].

Субъектами финансовой политики выступают законодательные органы власти, а также органы исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования и государства. Объектами ее является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Содержание финансовой политики раскрывается в ее элементах, к которым относятся следующие мероприятия:

1) выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения;

2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и снижения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы;

3) разработка конкретных направлений использования финансов на перспективу. Этот элемент предполагает выработку путей решения поставленных  целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном этапе [8, с.528] (приложение 1).

Финансовая  политика строится на следующих основных принципах:

1) объективности  и научной обоснованности (отражение  в финансовой политике объективных  процессов, происходящих в экономике,  финансах, обществе; в основе такой  политики должна лежать научно-обоснованная  экономическая и финансовая концепция);

2) преемственности (цель, задачи, концептуальные направления и подходы финансовой политики не должны меняться при смене руководства страны в текущем и стратегическом плане до тех пор, пока не будет достигнут прогнозируемый экономический и социальный эффект);

3) обязательности (положения финансовой политики  должны быть обязательны к  исполнению всеми ее субъектами  и закреплены нормами финансового  права);

4) гласности  (финансовая политика должна быть  открытой, прозрачной и подконтрольной  для общественности).

На перечисленных основополагающих требованиях должна строиться эффективная финансовая политика [6, с.40].

При выработке  финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического  развития общества. Она должна учитывать  специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными элементами - денежно-кредитной, ценовой, бюджетной политикой и другими.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач [8, c.259].

1.2. Финансовый механизм

Важной составной  частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый  механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, налоговую базу, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование [4, с 36 - 37].

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования [8, с.553].

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и общественными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма [7, с. 29].

1.3. Цели и основные задачи финансовой политики

Финансовая  политика – основополагающий элемент  в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и других факторов.

Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации