Деятельность государственных органов
от начала составления государственного
бюджета до утверждения отчёта о его исполнении
длиться около трёх с половиной лет, и
этот срок называется бюджетным циклом.
Весь бюджетный цикл делится на стадии
бюджетного процесса, которые последовательно
сменяют одна другую. В частности это
стадии:
- Составления.
- Рассмотрения.
- Утверждения.
- Исполнения
и заключения.
- Составления
и утверждения отчёта об исполнении.
Сам бюджет действует в течение
одного года с 1 января по 31 декабря,
то есть финансовый (бюджетный) год на
территории Российской Федерации длится
12 месяцев.2
Счета, используемые для исполнения бюджета
завершаемого года, подлежат закрытию
в 24 часа 31 декабря.
Стадии бюджетного процесса следуют
строго последовательно, и этот порядок
изменению не подлежит. В то же время каждый
раз работа с новым бюджетом начинается
снова, так как ежегодно изменяется объём
национального дохода государства, перераспределяются
по-разному государственные средства,
в зависимости от задач, решаемых государством
в данный период времени. Кроме того, ежегодно
изменяются потребности каждого субъекта
Российской Федерации и органа местного
самоуправления в денежных средствах,
что зависит от того, как будет развиваться
хозяйство и социальная сфера данной территории
в следующем году.
Однако порядок, предполагающий
последовательность стадий составления,
рассмотрения, утверждения бюджета,
его исполнения, составление, рассмотрение
и утверждение отчёта об исполнении
бюджета остаётся неизменным.
На каждой стадии бюджетного
процесса решаются вопросы, которые
не могут быть решены в другое
время. Так, вопросы бюджетного
регулирования за счёт процентных
отчислений от федеральных налогов
и налогов республик в составе Российской
Федерации, а также вопросы финансовой
поддержки территорий решаются в момент
составления бюджета. Окончательно процентные
отчисления от регулирующих источников
для нижестоящих территорий и вопросы
финансовой поддержки утверждаются вышестоящими
представительными органами в момент
утверждения вышестоящего бюджета. Этим
достигается, на стадии принятия закона
о бюджете, сбалансированность показателей
бюджета.
Вопросы открытия бюджетных ассигнований
решаются финансовыми органами и
банком только после утверждения соответствующего
бюджета и т. п.
В основе бюджетного процесса
лежат определённые принципы, соблюдение
которых даёт возможность правильно
составить, утвердить и исполнить
бюджет так, чтобы средства
государства были использованы экономно
и с максимальной пользой для развития
общества. В настоящее время в связи с
принятием Бюджетного кодекса РФ для всей
бюджетной системы предусмотрены общие
принципы. Это:
- единство
бюджетной системы;
- разграничение
доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы;
- самостоятельность
бюджетов;
- полнота отражения
доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность
бюджетов;
- эффективность
и экономичность использования бюджетных
средств;
- общее (совокупное)
покрытие расходов бюджетов;
- гласность;
- достоверность
бюджета;
- адресность
и целевой характер бюджетных средств.3
Нет сомнения, что все эти принципы
в той или иной мере присущи
и бюджетному процессу. Однако
некоторые из них имеют в бюджетном
процессе свою интерпретацию и, кроме
того, бюджетному процессу присущи также
свои особенные принципы. Так, во-первых,
в основе бюджетного процесса лежит принцип
последовательности вступления в бюджетную
деятельность органов исполнительной
и представительной власти, где проект
бюджета обязательно составляют исполнительные
органы, закон или решение о бюджете принимаются
представительным органом, а исполняют
бюджеты всех уровней органы исполнительной
власти.
Очень важен принцип ежегодности
бюджета, который включает в себя такое
важное основополагающее правило, как
обязательное принятие бюджета до начала
планируемого года. Выполнение именно
этого правила делает бюджетную деятельность
более прозрачной и обеспечивает более
эффективную возможность осуществлять
бюджетный контроль за всеми потоками
бюджетных средств. Кроме того, ежегодность
даёт возможность более точно выявить
тенденции рыночного развития, более полно
учесть происходящие изменения в темпах
роста производства, внутреннего валового
продукта, национального дохода, курса
рубля и т. д.
Особое внимание в бюджетном
процессе заслуживает принцип
публичности и гласности, которые
для бюджетного процесса предполагают,
что проект бюджета до его
принятия широко обсуждается
как представительными органами, так и
общественностью. Принятый бюджет обязательно
публикуется в печати. Широкое обсуждение
проектов бюджетов, их обязательное опубликование
после принятия, а также отчётность исполнительных
органов власти перед представительными
об исполнении бюджета также служат обеспечению
прозрачности бюджетной деятельности
в государстве и таким образом помогают
исполнить бюджет реально и с наименьшими
потерями. Гласным должно быть и отклонение
бюджета.
В случае принятия решения об
отклонении проекта бюджета или о неутверждении
отчётов об исполнении бюджетов в средствах
массовой информации должны быть опубликованы
необходимые сведения о причинах принятия
такого решения. Кроме того, решения представительных
органов по бюджету должны публиковаться
в печати.
Органы представительной и исполнительной
власти также постоянно отчитываются
перед широкой общественностью
о ходе исполнения бюджета.
Важным для бюджетного процесса
остаётся принцип специализации
бюджетных показателей, который состоит
в том, что в основе и составления, и исполнения
бюджета лежит бюджетная классификация,4
которая предполагает группировку всех
доходов бюджетов всех уровней по источнику
возникновения, а расходов по целевому
назначению, по направлениям деятельности.
Принцип специализации показателей
бюджета осуществляется на всех
стадиях бюджетного процесса. Бюджетная
классификация – специальный
юридический акт, ледащий в
основе всей бюджетной деятельности
финансовых органов. Следует иметь
в виду, что бюджетная классификация имеет
значение не только для процессуального
бюджетного права, но и лежит в основе
материального бюджетного права
- Стадия
составления проекта бюджета
Эта стадия начинается с послания
Президента России Федеральному Собранию
Российской Федерации, которое в соответствии
с новым Бюджетным кодексом РФ должно
поступить в Федеральное собрание не позднее
марта года, предшествующего очередному
финансовому году.5
Бюджетное послание на 2002 од было
подписано Президентом России 31 марта
2001 года и стояло из восьми разделов: 1.
Основные итоги бюджетной политики в 2000
– начале 2001 года. 2. Основные задачи бюджетной
политики в 2002 году. 3. Первоочередные задачи
бюджетной политики в области доходов.
4. Первоочередные задачи бюджетной политики
в области расходов. 5. Политика в области
межбюджетных отношений. 6. политика в
области управления государственным долгом.
7. Совершенствование казначейских технологий.
8. Совершенствование управления государственными
финансами.6
Затем составлением бюджета занимается
Правительство России и соответствующие
органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
Составление бюджета основывается
на:
- Бюджетом
послании Президента России;
- прогнозе
социально-экономического развития соответствующей
территории на очередной финансовый год;
- основных
направлениях бюджетной и налоговой политики
на очередной финансовый год;
- прогнозе
сводного финансового баланса по соответствующей
территории;
- плане развития
государственного или муниципального
сектора экономики соответствующей территории
на очередной финансовый год (пункт 3 статьи
172 БК РФ).
Порядок и сроки составления
проекта федерального бюджета, а
также прядок работы над документами и
материалами, обязательными для представления
одновременно с проектом федерального
бюджета определяются Правительством
России (часть 3 пункта 1 статьи 184 БК РФ).
Всю практическую работу по
составлению проекта федерального бюджета
осуществляет Министерство Финансов РФ.
Правительство Российской Федерации
за 10 месяцев до начала финансового
года организует работу по
составлению проекта бюджета:
доведению до представительных
и исполнительных органов власти субъектов
Федерации инструктивного письма об особенностях
составления расчётов к проектам бюджетов
на следующий финансовый год, в том числе
о централизованно установленных социальных
и финансовых нормах и нормативах и их
изменениях.
Исполнительные органы всех уровней, исходя
из необходимости утверждения бюджетов
до начала финансового года, доводят до
представительных и исполнительных органов
нижестоящего уровня соответствующие
указания по разработке проектов бюджетов.
В случае несбалансированности доходов
и минимально необходимых расходов бюджетов
субъектов Федерации и бюджетов органов
местного самоуправления их исполнительные
органы власти представляют в вышестоящие
органы исполнительной власти необходимые
расчёты для обоснования необходимости
выделения отчислений от регулирующих
доходов, средств фонда поддержки территорий,
дотаций, субвенций, подлежащих передаче
из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие,
а также данных об изменении состава субъектов,
подлежащих бюджетному финансированию.
Несогласованные вопросы по бюджетным
проектировкам в предстоящем
году и на среднесрочную перспективу
подлежат рассмотрению межведомственной
правительственной комиссией, которую
возглавляет министр финансов.
Разработка и согласование Федерального
бюджета на очередной финансовый год завершается
не позднее 15 июля года, предшествующего
очередному финансовому году.7
Для более полного учёта всех финансовых
ресурсов исполнительные органы власти
каждой территории вправе составить территориальный
сводный финансовый баланс доходов и расходов
субъектов Федерации и местного самоуправления.
Предприятия, учреждения и организации
всех форм собственности, расположенные
на соответствующих территориях,
включая налоговые службы и органы статистики,
обязаны безвозмездно представлять исполнительным
органам власти все сведения, необходимые
для составления этих балансов.
После представления нижестоящими
субъектами Федерации предложений
в вышестоящие органы исполнительной
власти, расчётов по перераспределению
доходов и расходов бюджетов разных уровней,
Правительство Российской Федерации не
позднее, чем за четыре с половиной месяца
до начала финансового года доводит до
всех представительных и исполнительных
органов субъектов РФ следующие данные:
- проектируемые
нормативы (проценты) отчислений от регулирующих
доходов с учётом контингентов этих доходов,
поступающих на данной территории;
- данные о
дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых
к предоставлению из вышестоящих бюджетов
нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение;
- перечень
закреплённых в полном объёме и фиксированных
долей (в процентах) доходов за бюджетами
всех национально-государственных и административно-территориальных
образований.