Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:18, реферат

Описание работы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.

Работа содержит 1 файл

фин и кредит.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Содержание финансового  регулирования, его формы и методы 

Современный этап развития рыночной экономики в различных  странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические  и социальные процессы, поскольку  в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.  

Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство. 

Государственное регулирование экономических процессов  в целом, и в том числе государственное  финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением. 

Финансовое регулирование  происходит, с одной стороны, через  стимулирование одних сегментов  экономической системы путем  концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание  иных сегментов на основе ограничения  объема поступающих в них финансовых ресурсов. 

Таким образом, финансовое регулирование — это  воздействие на экономические и  социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение  развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. 

Основными объектами  государственного финансового регулирования  выступают отраслевая структура  экономики, ее терри-ториальные пропорции, а также социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими1. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов. 

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду. 

Формами финансового  воздействия на экономические и  социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров. 

Во многих странах  существует проблема так называемого  перекрестного субсидирования —  это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования. 

Среди финансовых методов воздействия на экономику  и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных  расходов, государственные и муниципальные  гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому  объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы. 

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: 

• налоговое  регулирование (изменение состава  налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); 

• амортизационная  политика (тесно связана с налоговым  регулированием, влияет на налогообложение  прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); 

• различные  формы государственной поддержки  организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); 

• с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов. 

Отдельные методы государственного финансового регулирования  могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или  иной проект могут рассматриваться  частными инвесторами как государственные  гарантии. 

Методы финансового  регулирования территориальных  пропорций. Финансовое регулирование  территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции  бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга). 

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование  прогрессивной ставки подоходного налога1, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы. 

Уровни финансового  регулирования. Необходимо отметить, что  регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект Российской Федерации также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу. 

Тем не менее  нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические  и социальные процессы, связанные  с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность. 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическая  сущность и содержание бюджета 

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране. 

Через государственный  бюджет осуществляется влияние на образование  и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 

Бюджет –  это система образования и  расходования денежных средств, которые  предназначены для финансирования обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления. 

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д. 

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность  осуществлять властные полномочия. 

В то же время  бюджет является категорией, которая  свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием  государства связано возникновение  и развитие бюджета. Для государства  бюджет – это инструмент обеспечения  непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики. 

Задачи бюджета: 

1) перераспределение  ВВП; 

2) финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществление социальной политики  государства; 

3) государственное  регулирование и стимулирование экономики; 

4) контроль за  образованием и использованием  централизованных фондов денежных  средств. 

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях  государственной и территориальной  власти проявляется распределительная функция бюджета. 

Государство с  помощью государственного бюджета  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи  с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения. 

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  стадии. 

1. Образование  доходов бюджета. 

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. 

Доходы бюджета  преследуют единственную цель, заключающуюся  в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др. 

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы. 

2. Использование  (расход) бюджетных средств. 

Расходы бюджета  – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. 

Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые  могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы. 

В основном расходы  бюджета носят безвозвратный  характер. 

За счет расходов бюджета происходит перераспределение  средств бюджета по уровням бюджетной  системы через дотации, бюджетные  ссуды, субвенции и др. 

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране. 

Контрольная функция  бюджета действует вместе с распределительной  и дает возможность осуществления  обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

2. Бюджетная  система РФ 

Бюджетная система  – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства. 

Информация о работе Содержание финансового регулирования, его формы и методы