Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:18, реферат

Описание работы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.

Работа содержит 1 файл

фин и кредит.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Из местных  бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы на: 

1) содержание  органов местного самоуправления; 

2) формирование  муниципальной собственности и  управление ею; 

3) организация,  содержание и развитие учреждений  образования, здравоохранения, культуры; 

4) средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности; 

5) содержание  муниципальных органов охраны  общественного порядка; 

6) организация,  содержание и развитие муниципального  жилищно-коммунального хозяйства; 

7) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; 

8) организация  транспортного обслуживания населения  и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении  органов местного самоуправления; 

9) охрана окружающей  природной среды на территориях муниципальных образований; 

10) обслуживание  и погашение муниципального долга; 

11) целевое дотирование  населения; 

12) проведение  муниципальных выборов и местных  референдумов. 

Основным направлением использования средств местных  бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство). 

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова. 

Одним из главных  направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. 

В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный  бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты. 

Термин «консолидированный бюджет» был включен также  в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует. 

В бюджетном  планировании используются показатели консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ. 

Роль консолидированных  показателей важна при проведении анализа формирования и использования  централизованного финансового  фонда страны. 

Сводное финансовое планирование невозможно без расчета  показателей консолидированных  бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т. д. 

Расходная часть  включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются  за счет бюджета, затраты на государственные  инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др. 

Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в  перспективном планировании в целом  и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий. 

Показатели консолидированных  бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные виды обеспеченности жителей страны и ее территорий.

5. Принципы бюджетной  системы РФ 

Бюджетная система  РФ, согласно БК РФ, основана на принципах: 

1) принцип единства  бюджетной системы РФ – это  единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ; 

2) принцип разграничения  доходов и расходов между бюджетами  разных уровней – это закрепление  в соответствии с законодательством  РФ доходов и расходов за  бюджетами бюджетной системы  РФ, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств; 

3) принцип самостоятельности  бюджетов означает: 

а) право и  обязанность органов государственной  власти и органов местного самоуправления обеспечивать самостоятельно сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; 

б) право и  обязанность органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс; 

в) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ; 

г) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; 

д) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более  уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; 

е) недопустимость непосредственного исполнения расходных  обязательств органов государственной  власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетовдругих уровней; 

ж) недопустимость введения в действие в течение  финансового года органами государственной  власти решений и изменений бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, которые  приведут к увеличению расходов и снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; 

з) недопустимость изъятия дополнительных доходов  в течение года, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов; 

3) принцип равенства  бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований –  это определение бюджетных полномочий  органов государственной власти  субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ; 

4) принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ; 

5) принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 

При составлении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета; 

6) принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; 

7) принцип общего  покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 

Доходы бюджета  и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны  с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых  бюджетных фондов, средств целевых  иностранных кредитов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 

8) принцип гласности  означает: 

а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления; 

б) обязательную открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти; 

9) принцип достоверности  бюджета – это надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; 

10) принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. 
 
 
 
 
 
 

П   Л  А  Н

 
 
 
  1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………...…………………  3
  2. Стадия составления проекта бюджета…………………………..………….  8
  3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………….…..  12
  4. Стадия исполнения бюджета……………………………...………………..  21
  5. Отчёт об исполнении………………………………………….……………. 26
  6. Литература……………………………………………………………………29 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие бюджетного процесса и его принципы

             Государственный  бюджет является  одним из важнейших  звеньев финансовой  системы страны. Через  бюджет производится  мобилизация финансовых  ресурсов государства  и расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.

             Согласно статье 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации,1 бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.   

             Бюджетный процесс  – регламентированная  нормами процессуального  бюджетного права  деятельность государства  по составлению,  рассмотрению и  утверждению бюджета,  его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

             Нормы бюджетного  процесса предписывают  правила и порядок  применения норм  материального бюджетного  права. В них  регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Информация о работе Содержание финансового регулирования, его формы и методы