Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:18, реферат
Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.
В развитии искусства,
средств массовой информации, культуры
и других сфер человеческой деятельности
федеральный бюджет играет основную
роль.
Федеральный бюджет
наделен неналоговыми и налоговыми
доходами, поступлениями от целевых
бюджетных фондов.
Статьей доходов
федерального бюджета являются налоговые
доходы, к которым относятся:
1) федеральные
налоги и сборы, перечень и
ставки указаны в налоговом
законодательстве РФ, а пропорции
их перераспределения в
2) государственная
пошлина в соответствии с
3) таможенные
пошлины, таможенные сборы и
т. д.
К налоговым
доходам также относятся:
1) доходы от пользования
имуществом, которое находится в собственности
у государства;
2) доходы от
платных услуг, которые
3) доходы от
реализации имущества, которое
находится в собственности у
государства;
4) доходы от
внешнеэкономической деятельности;
5) доходы от
реализации государственных
6) прибыль Банка
России – по нормативам, установленным
федеральными законами;
7) часть прибыли
унитарных предприятий,
Неналоговые доходы
составляют около 12 %. Это доходы от
государственной собственности, от
внешнеэкономической
Поступления от
целевых бюджетных фондов – это около
11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный
дорожный фонд и т. д.).
В соответствии
с законодательством РФ, из федерального
бюджета финансируются
1) обеспечение
деятельности Президента РФ, Центральной
избирательной комиссии РФ, Федерального
Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных
органов;
2) национальная
оборона и обеспечение
3) функционирование
федеральной судебной системы;
4) осуществление
международной деятельности в
общефедеральных интересах;
5) фундаментальные
исследования и содействие
6) государственная
поддержка транспорта: железнодорожного,
воздушного и морского;
7) государственная
поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация
последствий чрезвычайных
9) исследование
и использование космического
пространства;
10) содержание учреждений,
находящихся в федеральной собственности
или в ведении органов государственной
власти РФ;
11) финансовая
поддержка субъектов РФ;
12) статистический
учет;
13) формирование
федеральной собственности;
14) компенсация
государственным внебюджетным
15) пополнение
государственных запасов
16) проведение
выборов и референдумов в РФ;
17) федеральная
инвестиционная программа;
Средства федерального
бюджета используются для финансирования
мероприятий регионального и
местного назначения.
Спецификой федерального
бюджета является финансирование за
счет себя общегосударственных расходов
на оборону, международную деятельность,
научные исследования. Федеральный бюджет
финансирует 100 % общегосударственных
расходов на оборону и международную деятельность,
93 % – на научные исследования, 76 % – на
правоохранительную деятельность, 89 %
– на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Федеральный бюджет
– это инструмент межрегионального
перераспределения
Региональные
бюджеты – центральное звено
территориальных бюджетов, которые служат
для финансового обеспечения задач, лежащих
на государственных органах управления
субъекта РФ.
Целью региональных
органов власти является обеспечение
развития регионов, а также производственной
и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях.
В последнее
время наблюдается
Роль региональных
бюджетов усиливается.
С помощью региональных
бюджетов государство проводит экономическую
политику, выравнивая уровни экономического
и социального развития территорий, которые
в силу исторических, географических,
военных и других условий отстали в своем
экономическом и социальном развитии
от других районов страны. Разрабатываются
региональные программы, которые финансируются
из региональных бюджетов.
В соответствии
с БК РФ, доходы: региональных бюджетов
формируются за счет собственных
и регулирующих доходов.
Собственные доходы
включают следующие региональные налоги
и сборы:
1) налог на
имущество предприятий;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный
налог;
5) налог с
продаж;
6) налог на
игорный бизнес;
7) региональные
лицензионные сборы.
К собственным
доходам относятся доходы от использования
имущества, находящегося в собственности
субъектов РФ, и доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов государственной
власти субъектов РФ.
Регулирующие
доходы – это отчисления от федеральных
налогов и сборов, распределенных
к зачислению в бюджеты субъектов
РФ по нормативам, определенным федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, а также дотаций, субвенций,
субсидий и трансфертов, полученных за
счет средств федерального бюджета.
Основные направления
использования средств
1) обеспечение
функционирования органов
2) обслуживание
и погашение государственного
долга субъектов РФ;
3) проведение
выборов и референдумов в
4) обеспечение
реализации региональных целевых программ;
5) формирование
государственной собственности
субъектов РФ;
6) осуществление
международных и
7) содержание
и развитие предприятий,
8) обеспечение
деятельности средств массовой
информации субъектов РФ;
9) оказание финансовой
помощи местным бюджетам;
10) обеспечение
осуществления отдельных
11) компенсация
дополнительных расходов, возникших
в результате решений,
Второе место
– расходы на социально-культурные
мероприятия (образование, культура и
искусство, социальная политика) –
свыше 25 %; расходы на управление и
содержание правоохранительных органов
составляют примерно 8 %.
Местные бюджеты
– это третий уровень бюджетной
системы РФ.
Согласно ст.
14 БК РФ, бюджет муниципального образования
(местный бюджет) является формой образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Местное самоуправление
осуществляется самим населением через
свободно избранные им представительные
органы. Для выполнения функций, возложенных
на местные представительные и исполнительные
органы, они наделяются определенными
имущественными и финансово-бюджетными
правами.
Местные бюджеты
– один из главных каналов доведения
до населения конечных результатов
производства. Через них общественные
фонды потребления
Местные бюджеты
выполняют следующие функции:
1) формируют
денежные фонды, которые
2) распределяют
и используют эти фонды между
отраслями хозяйства;
3) контролируют
финансово-хозяйственную
Местные бюджеты
в осуществлении
Собственные доходы
не являются основным источником формирования
местных бюджетов.
В состав собственных
доходов местных бюджетов входят:
1) местные налоги
и сборы:
а) земельный
налог;
б) налог на имущество
физических лиц;
в) налог на рекламу;
г) налог на наследство
или дарение;
д) местные лицензионные
сборы;
2) доходы от
приватизации, в том числе:
а) доходы от приватизации
объектов государственной и
б) доходы от продажи
земли;
в) доходы от продажи
квартир гражданам;
3) средства обязательного
медицинского страхования,
В главные регулирующие
доходы местных бюджетов входят отчисления:
1) от налога
на добавленную стоимость;
2) от акцизов;
3) от налога
на прибыль предприятий;
4) от подоходного
налога с физических лиц.
Информация о работе Содержание финансового регулирования, его формы и методы