Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:18, реферат

Описание работы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.

Работа содержит 1 файл

фин и кредит.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный бюджет играет основную роль. 

Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых  бюджетных фондов. 

Статьей доходов  федерального бюджета являются налоговые  доходы, к которым относятся: 

1) федеральные  налоги и сборы, перечень и  ставки указаны в налоговом  законодательстве РФ, а пропорции  их перераспределения в различных  уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год; 

2) государственная  пошлина в соответствии с законодательством  РФ; 

3) таможенные  пошлины, таможенные сборы и  т. д. 

К налоговым  доходам также относятся: 

1) доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности у государства; 

2) доходы от  платных услуг, которые оказывают  бюджетные учреждения; 

3) доходы от  реализации имущества, которое  находится в собственности у  государства; 

4) доходы от  внешнеэкономической деятельности; 

5) доходы от  реализации государственных запасов  и резервов; 

6) прибыль Банка  России – по нормативам, установленным  федеральными законами; 

7) часть прибыли  унитарных предприятий, которая  остается после уплаты налогов  и других обязательных платежей. Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами. 

Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит  государству, от продажи запасов  государства. 

Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.). 

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие  расходы: 

1) обеспечение  деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; 

2) национальная  оборона и обеспечение безопасности  государства, осуществление конверсии  оборонных отраслей промышленности; 

3) функционирование  федеральной судебной системы; 

4) осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах; 

5) фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу; 

6) государственная  поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского; 

7) государственная  поддержка атомной энергетики; 

8) ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба; 

9) исследование  и использование космического  пространства; 

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; 

11) финансовая  поддержка субъектов РФ; 

12) статистический  учет; 

13) формирование  федеральной собственности; обслуживание  и погашение государственного долга РФ; 

14) компенсация  государственным внебюджетным фондам  расходов на выплату государственных  пенсий и других социальных  выплат, подлежащих финансированию  за счет средств федерального  бюджета; 

15) пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 

16) проведение  выборов и референдумов в РФ; 

17) федеральная  инвестиционная программа; обеспечение  реализации решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней. 

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и  местного назначения. 

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. 

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных  средств. 

Региональные  бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ. 

Целью региональных органов власти является обеспечение  развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. 

В последнее  время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. 

Роль региональных бюджетов усиливается. 

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую  политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов. 

В соответствии с БК РФ, доходы: региональных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих доходов. 

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: 

1) налог на  имущество предприятий; 

2) налог на недвижимость; 

3) дорожный налог; 

4) транспортный  налог; 

5) налог с  продаж; 

6) налог на  игорный бизнес; 

7) региональные  лицензионные сборы. 

К собственным  доходам относятся доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. 

Регулирующие  доходы – это отчисления от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета. 

Основные направления  использования средств региональных бюджетов: 

1) обеспечение  функционирования органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ; 

2) обслуживание  и погашение государственного  долга субъектов РФ; 

3) проведение  выборов и референдумов в субъектах  РФ; 

4) обеспечение  реализации региональных целевых программ; 

5) формирование  государственной собственности  субъектов РФ; 

6) осуществление  международных и внешнеэкономических  связей субъектов РФ; 

7) содержание  и развитие предприятий, учреждений  и организаций, находящихся в  ведении органов государственной власти субъектов РФ; 

8) обеспечение  деятельности средств массовой  информации субъектов РФ; 

9) оказание финансовой  помощи местным бюджетам; 

10) обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; 

11) компенсация  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти  субъектов РФ, приводящих к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов местных бюджетов. Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.). 

Второе место  – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и  искусство, социальная политика) –  свыше 25 %; расходы на управление и  содержание правоохранительных органов  составляют примерно 8 %. 

Местные бюджеты  – это третий уровень бюджетной системы РФ. 

Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. 

Местное самоуправление осуществляется самим населением через  свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами. 

Местные бюджеты  – один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги). 

Местные бюджеты  выполняют следующие функции: 

1) формируют  денежные фонды, которые являются  финансовым обеспечением деятельности  местных органов власти; 

2) распределяют  и используют эти фонды между  отраслями хозяйства; 

3) контролируют  финансово-хозяйственную деятельность  предприятий, учреждений, которые  подведомственны этим органам  власти. 

Местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. 

Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов. 

В состав собственных доходов местных бюджетов входят: 

1) местные налоги  и сборы: 

а) земельный  налог; 

б) налог на имущество  физических лиц; 

в) налог на рекламу; 

г) налог на наследство или дарение; 

д) местные лицензионные сборы; 

2) доходы от  приватизации, в том числе: 

а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной  собственности; 

б) доходы от продажи  земли; 

в) доходы от продажи  квартир гражданам; 

3) средства обязательного  медицинского страхования, средства  внебюджетных и отраслевых фондов. 

В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления: 

1) от налога  на добавленную стоимость; 

2) от акцизов; 

3) от налога  на прибыль предприятий; 

4) от подоходного  налога с физических лиц. 

Информация о работе Содержание финансового регулирования, его формы и методы