Слияние и поглощения: оценка стратегической эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы выступают процессы слияния и поглощения российского рынка корпоративного контроля.

Целью работы является анализ процессов слияния и поглощения в России и оценка их стратегической эффективности.

Следует отметить, что существуют определенные различия как в названии терминов (видов интеграционных процессов) и их толковании в российской и зарубежной теории, так и в законодательстве России.

В соответствии с общепринятым подходом под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Введение. 

     Если  проследить историю возникновения  и развития российского капитализма, то можно заметить, что каждому  этапу можно подобрать определенное слово-символ, которое будет достаточно полно отражать направление развития и тенденции, присущие конкретному периоду времени.

     Первым  таким словом-символом можно назвать  термин «приватизация» - загадочное слово, которое не только сделало недосягаемо  богатой небольшую группу предпринимателей, но и на долгие годы вперед определило вектор движения отечественной истории.

     На  смену приватизации пришел совсем иной термин, захвативший умы лучших представителей отечества, - банкротство. Получив в собственность огромные предприятия, новоявленные хозяева очень скоро пришли к выводу, что для успешного развития бизнеса необходимо избавиться от непрофильных активов и долгов. Выход был найден очень быстро – банкротство. Практически любое значимое предприятие прошло через эту процедуру.

     Следующим сакральным словосочетанием, завладевшим  умами топ-менеджеров отечественных  компаний, стало «корпоративное управление». Все видели пример нефтяной компании «ЮКОС». Всего за несколько лет компания, имевшая ужасную инвестиционную репутацию, внезапно превратилась в лидера роста рыночных котировок акций.

     Что касается современного общества, на мой взгляд, словом-символом будет являться словосочетание «поглощения и слияния».

     Сам термин был заимствован из английского  языка и является дословным переводом  известного термина «mergers and acquisitions» (M&A). Следует отметить, что западные компании вкладывают в него совсем иной смысл, нежели отечественные специалисты в области корпоративного права. Дело в том, что акции большинства иностранных акционерных компаний имеют хождение на открытом рынке ценных бумаг. В связи с этим термин «слияния и поглощения» неразрывно связан именно с акциями компаний. В отечественных же условиях установление контроля над компанией может быть и не связано с ценными бумагами. В российских условиях особый интерес представляет такое явление как «недружественное поглощение», которое более детально будет рассматриваться далее.

     Хотя  рынок корпоративного контроля в  России имеет совсем небольшую историю, Россия в этом направлении становится одним из лидеров Восточной Европы по динамике развития и стоимостной  оценке рынка.

     Столь бурное развитие проходит без необходимой теоретической поддержки, поскольку литературы, учитывающей российскую специфику на данную тему, практически нет, а если и встречается, то нередко является интерпретацией западных подходов, ориентированных на мировую практику.

     Объектом  данной работы выступают процессы слияния  и поглощения российского рынка  корпоративного контроля.

     Целью работы является анализ процессов слияния  и поглощения в России и оценка их стратегической эффективности.

     Следует отметить, что существуют определенные различия как в названии терминов (видов интеграционных процессов) и их толковании в российской и зарубежной теории, так и в законодательстве России.

     В соответствии с общепринятым подходом под слиянием подразумевается любое  объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.

     Иностранные авторы не стремятся к четкому  разграничению понятий. Поглощение описывается как взятие под контроль компании с помощью скупки большей части ее акций без изменения числа компаний до и после процесса. В зарубежной практике характерной особенностью слияния является объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них продолжает свое существование, а остальные утрачивают свою самостоятельность и ликвидируются.

     Согласно  Гражданскому Кодексу Российской Федерации, существует термин, описывающий некоторые  процессы рынка корпоративного контроля, - реорганизация компаний. Это общий  термин, за которым скрываются слияние и присоединение компаний, выделение и разделение, а также преобразование. В качестве процесса слияния рассматривается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ. Под присоединением общества понимают прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех своих прав и обязанностей другому1. 
 

I. Сущность и понятия процессов слияния и поглощения. 
 

1. Рынок корпоративного контроля. 

     Рынок корпоративного контроля является составным элементом экономики любой страны. Единственные активы, которые обращаются на этом рынке, - это права собственности, а значит, и контроля над компанией.

     Контроль, наряду с планированием, определением целей, учетом, координацией и стимулированием  деятельности является функцией управления. Под контролем понимается возможность влиять на построение стратегии и текущую деятельность компании и в то же время оценивать результаты этой деятельности.

     Контроль  над компанией (корпоративный контроль) представляет собой право назначать руководителей, и это право принадлежит совету директоров. В другом понимании корпоративный контроль рассматривается как возможность собственников определять принятие управленческих решений и осуществлять контрольные функции. Корпоративный контроль можно разделить на две формы контроля: бизнес-контроль и акционерный контроль. Эти две формы в совокупности объединяют контроль и права собственности на компанию (рис.12).

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Под бизнес-контролем понимается влияние на текущую деятельность и стратегию развития предприятия, проявляющееся в выработке финансовой политики компании, получении достоверной и своевременной информации об этапах деятельности предприятия, изменениях, угрозах и перспективах. При этой форме контроля может отсутствовать право владения и быть ограниченно право распоряжения компанией.

     Акционерный контроль, в свою очередь, осуществляется через реализацию права собственности  на долю в уставном капитале компании и, как следствие этого, обладание  всеми правами и обязанностями в соответствии с законодательством РФ. При этом, как показывает практика, для собственников возможен вариант ограничения их прав пользования и распоряжения предприятием. Эту форму контроля можно разделить на теоретический и практический контроль. Теоретический контроль определяется размером доли в уставном капитале компании и соответствующими правами независимо от концентрации долей в руках других собственников. С юридической точки зрения это означает, что владение, например, 75% акций уставного капитала дает право на принятие решений в отношении всех вопросов, входящих в компетенцию как совета директоров, так и общего собрания акционеров. Практический контроль предполагает аналогичные права, но с учетом концентрации прав собственности и, возможно, меньшего размера доли в уставном капитале. Здесь имеет место ситуация, когда существует несколько крупных собственников при значительном распылении голосов. Иными словами, теоретический акционерный контроль является формой практического акционерного контроля – в ситуации отсутствия «размытых» пакетов акций, дающих право контроля над компанией.

     На  основе вышеизложенного под корпоративным  контролем можно понимать совокупность экономических и юридических прав, дающих возможность собственникам влиять на стратегию развития и текущую деятельность компании или, другими словами, совокупность акционерного и бизнес-контроля над компанией. Рынок корпоративного контроля – рынок обращения прав контроля над компанией.

     Рынок корпоративного контроля представляет собой совокупность четырех сегментов, на которых обращаются права корпоративного контроля. С точки зрения способа приобретения контроля это неорганизованный рынок сделок, организованные рынки – фондовый рынок и рынок государственного контроля (приватизация) и, наконец, рынок экономических взаимоотношений в рамках управление и взаимных обязательств (рис.23).

     На  рынке сделок обращаются как значительные пакеты прав собственности (рынок мажоритарных сделок), владение которыми дает право  преобладающего участия в уставном капитале, так и мелкие пакеты (рынок миноритарных сделок). Рынок сделок имеет неорганизованную структуру, а цены носят индивидуальный, договорной характер. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Фондовый  рынок – организованный рынок торговли акциями компаний, который подразделяется на биржевой и внебиржевой рынки.

     Другим  организованным сегментом является рынок государственного контроля (приватизационные процессы). Речь идет о приобретении физическими и юридическими лицами в частную собственность как  государственных предприятий (ГУ, ГУП, ФГУП), так и прав контроля государства в виде долей в юридически самостоятельных предприятиях, выставляемых на торги.

     В рамках российской специфики следующей  составной частью рынка корпоративного контроля является экономические взаимоотношения  между хозяйствующими субъектами в рамках управления и взаимных обязательств. Этот сегмент характеризует обращение прав контроля с использованием таких инструментов, как кредиторская задолженность и влияние управляющей компании.

     Корпоративный контроль различается по уровню. Необходимость в определении степени контроля возникает в случае наличия нескольких собственников. Под уровнем корпоративного контроля понимается размер доли в уставном капитале или имущественном комплексе. В ситуации с единственным собственником (100%) либо с приобретением всего имущественного комплекса речь идет о полном корпоративном контроле, при наличии нескольких собственников компании – о частичном корпоративном контроле (рис.34).  

Частичный контроль в свою очередь принимает одну из пяти форм:

    1. простой – право на участие в принятии решений (в рамках российского законодательства речь идет о доле голосующих акций не более 25% уставного капитала);
    2. блокирующий – простой частичный контроль, дающий право блокирования принятия решений (доля голосующих акций более 25% и менее 50% уставного капитала);
    3. равноправный – блокирующий частичный контроль, дающий право равноправного участия в определении решений (50% доли в уставном капитале);
    4. преобладающий – частичный контроль, дающий право преобладающего участия в принятии решений (более 50%, но менее 75% в уставном капитале);
    5. доминирующий – преобладающий частичный контроль, дающий право на определение решений, принимаемых собственниками (от 75% до 100% в уставном капитале).
 
 

2. Субъекты и объекты процессов слияния и поглощения. 
 

     Вообще, первопричиной совершения любой  сделки слияния и поглощения является намерение конкретных лиц приобрести определенные активы. Итак, основными группами инициаторов сделок поглощения и слияния являются:

  • финансово-промышленные группы и интегрированные структуры;
  • инвестиционные компании;
  • владельцы компаний малого и среднего бизнеса;
  • совладельцы бизнеса;
  • менеджмент компании.

     Эти лица присутствуют как в дружественных  поглощениях, когда компания переходит к новому собственнику с согласия ее предыдущего владельца, так и в корпоративных захватах. По сути, любое недружественное поглощение является не чем иным, как неудавшейся дружественной сделкой слияния и поглощения. По неписанным законам отечественного бизнеса, в большинстве случаев собственникам бизнеса сначала предлагают его продать (не важно, по какой цене, главное – факт предложения), а уже потом в случае отказа начинаются действия, направленные на перехват управления в компании.

     Финансово-промышленные группы и интегрированные структуры совсем недавно были основными инициаторами перераспределения собственности в России. Как правило, крупный капитал любой ценой стремился получить контроль над интересующим активом, разрабатывая и претворяя в жизнь уникальные схемы дружественных поглощений и корпоративных захватов. Разумеется, крупный капитал концентрировал значительные финансовые, административные и интеллектуальные ресурсы, что позволяло ему чаще, чем другим инициаторам сделок поглощения и слияния, достигать поставленной цели. Однако в настоящее время активность крупного капитала заметно снизилась.

     Что касается инвестиционных компаний, то в большинстве случаев они  обладают менее серьезными ресурсами  по сравнению с интегрированными структурами. Правда, это не касается финансовых возможностей: ситуация может быть даже в пользу инвесторов. Однако что касается административного ресурса, то здесь ощутимо превосходство интегрированных структур.

     Наименее  влиятельной группой являются представители  малого и среднего бизнеса. Особенностью этой группы является отсутствие значительных финансовых средств и административного и интеллектуального ресурса. В связи с этим предприниматели предпочитают пользоваться услугами профессиональных консультантов, отказываясь от самостоятельной реализации проекта.

Информация о работе Слияние и поглощения: оценка стратегической эффективности