Система налогового регулирования деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение системы налогового регулирования деятельности предприятий.
Задачами работы являются:
-дать характеристику социально-экономической и регулирующей сущности налогов;
- провести анализ налогообложения предприятия ООО «Спектр».

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономическая и регулирующая сущность налогов 5
1.1 Понятие и функции налогов 5
1.2 Основные налоги, взимаемые с юридических лиц 10
2 Анализ налогообложения предприятия ООО «Спектр» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Расчеты с бюджетами разных уровней ООО «Спектр» 24
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.DOC

— 295.50 Кб (Скачать)

     Осуществляя налоговое регулирование, государство  проводит всесторонний анализ экономических  систем и осуществляет налоговый  контроль.

     Поэтому налогам присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Основные налоги, взимаемые с юридических лиц

     Налоги  являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой  часть ВВП, создаваемого в процессе производства, при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов.

     Налоговые отчисления производятся главными участниками  экономического процесса:

  1. физическими лицами, получающими доход;
  2. юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

     Юридические лица уплачивают следующие виды налогов.

     1 Налог на прибыль организаций5.

     Налог на прибыль является основным элементом  налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В таком качестве он должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров, услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой системе он определен как федеральный, распределяемый в пропорции по уровням бюджета в соответствии с законодательными актами о формировании бюджета страны на каждый финансовый год (п. 1 ст. 284 НК РФ); следовательно, налог на прибыль - регулирующий. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов, однако в последнее время прослеживается тенденция к уменьшению его доли, что связано как с уменьшением ставки налогообложения (с 30% в 2000 г. до 24% в 2002 г.), так и с нестабильностью развития производства. Взимания налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 НК РФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, осуществляющие свою деятельность 
    в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) 
    получающие доходы от источников в Российской Федерации (ст. 246 
    НК РФ).

     Российские  юридические лица, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают сумму налога в федеральный бюджет, определяя как базу доходы п целом по организации (п. 1 ст. 288 НК РФ), а в региональный и местный бюджеты - по местонахождению каждого подразделения по действующим на этих территориях ставкам, исходя при этом из доли прибыли конкретного предприятия (п. 2 ст. 288 НК РФ), которая рассчитывается по формуле:

     Дп = Чп:Чо, где

     Дп  —доля прибыли обособленного подразделения;

     Чи—среднесписочная численность работников подразделения (рассчитывается за тот же период, за который определяется сумма авансового платежа или налога на прибыль);

     Чо—общая среднесписочная численность работников организации с учетом всех подразделений.

     Если  на территории одного субъекта РФ организация имеет несколько подразделений, то сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет данного субъекта РФ, будет определяться из совокупности всех этих структурных подразделений. Налогоплательщик самостоятельно определяет, по какому из них будет осуществлять расчет и уплату налогов, уведомив об этом решении налоговые органы, в которых эти обособленные подразделения состоят на учете (п. 2 ст. 288 НК РФ) 6.

     Объектом  налогообложения по рассматриваемому налогу служит конечный стоимостный результат деятельности хозяйствующего субъекта, каковой является прибыль организации, рассчитываемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных и признанных в соответствии с законодательством расходов (ст. 247 НК РФ). Доход в свою очередь определяется как сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и выручки от внереализационных операций. Из этого следует, что доходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, подразделяются на два основных вида: от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее доходы от реализации) и внереализационные. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю: налог на добавленную стоимость, акцизы и иные аналогичные обязательные платежи. Основанием для признания доходов являются первичные бухгалтерские и другие документы, подтверждающие поступление выручки, а также документы налогового учета (ст. 248 НК РФ),

     Налоговой базой рассматриваемого налога признается денежное выражение прибыли.

     Для налога на прибыль в общем случае применяется ставка 20%.

     2 Налог на добавленную стоимость.

     В России налог на добавленную стоимость  был введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР (позднее - Закон РФ) от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Первоначально ставки НДС были установлены на чрезвычайно высоком уровне: в момент введения верхняя тарифная планка была утверждена в размере 28%7.

     В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется положениями главы 21 НК РФ. НДС — это разновидность косвенного налога на товары и услуги. Его плательщиками являются согласно ст. 143 НК РФ:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

     При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически, так и чисто технически определить облагаемый оборот8. И из самого названия налога вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства.

     Объектом  налогообложения является реализация предметов залога и передача товаров, результатов выполненных работ и оказание услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав являются объектом обложения также имеющие место бартерные сделки по товарам, работам и услугам, а также передача товаров, работ и услуг другим предприятиям или физическим лицам, включая своих работников. Суммы полученных авансовых и прочих платежей, поступающие в счет предстоящих поставок товаров, работ или услуг на счета в учреждения банков или в кассу, а также суммы, полученные в порядке полной или частичной оплаты реализованных товаров, работ и услуг, также являются объектом обложения данным налогом.

     3 Налог на имущество организаций.

     Налог на имущество организаций представляет собой прямой подоходно-поимущественный регулярный сбор. Его сущность — изъятие в пользу государства некоей доли усредненного дохода от использования облагаемого имущества. Таким образом, данный налог играет роль своего рода экономического стимула: с одной стороны организация заинтересована в максимально активной и эффективной эксплуатации собственности, а с другой — вынуждена освобождаться от неиспользуемого имущества.

     С 1 января 2004 г. Федеральным законом  от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов, была введена в действие глава 30 НК РФ «О налоге на имущество организаций», нормами которой были реформированы порядок определения объектов налогообложения, расчет облагаемой базы, а также значительно сократился перечень организаций и объектов имущества, не облагаемых налогом.

     По  уровню установления налог на имущество  организаций относится к региональным налогам и сборам. Законодательные органы каждого субъекта Российской Федерации обязаны принять закон, который определял бы отдельные элементы этого налога (налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, формы отчетности) в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий (п. 2 ст. 372 НК РФ). Плательщиками налога признаются (п. 1 ст. 373 НК РФ) 9:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, осуществляющие деятельность 
    в Российской Федерации через постоянные представительства или 
    имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Рое- 
    зоне России.

     Не  являются плательщиками юридические лица, которые ведут налоговый учет в соответствии со специальными налоговыми режимами.

     Объектом  налогообложения для указанных организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1, 2 ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения выступает находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

     Не  признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (п. 4 ст. 374 НК РФ).

     Налоговая база российских и ведущих деятельность через представительства иностранных организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (п. 1 ст. 375 НК РФ).

     Среднегодовая стоимость определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ)10:

     

 

     4 Акцизы.

     Акцизы — это разновидность косвенного налога, включаемого в структуру цены отдельных видов товаров. Как правило, акцизами облагаются высокорентабельные товары для изъятия в пользу государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. При выборе продукции, на которую могут быть установлены акцизные ставки, необходимо уделять внимание не только фискальным возможностям этого налога, но и уровню доходов потенциальных потребителей.

     5 Платежи за пользование природными ресурсами.

     Природа России, богатство ее недр и водоемов — это один из основных стратегических ресурсов нашего государства. Взимание платежей за их использование является важным источником пополнения федерального и региональных бюджетов. Виды платежей, взимаемые в бюджет Российской Федерации за пользование природными ресурсами, представлены на рис. 111.

     5.1 Налог на добычу полезных ископаемых.

 

     Рисунок 1- Виды платежей, взимаемые в бюджет, за пользование природными ресурсами

     Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых (кроме нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного и горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья) и исчисляется как произведение количества добытых полезных ископаемых и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений налоговая база определяется как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении.

Информация о работе Система налогового регулирования деятельности предприятий