Система государственного финансового контроля, ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: - уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики; - исследовать виды, методы и формы современного государственного контроля в РФ;
- проанализировать систему органов государственного контроля в РФ;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 5
1.1 Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и задачи 5
1.2 Виды, формы и методы проведения государственного финансового контроля 10
1.3 Органы государственного финансового контроля, их задачи и функции 19
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 24
2.1 Анализ недостатков системы государственного финансового контроля в современных условиях 24
2.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ 30
Заключение 36
Список литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Работа содержит 1 файл

К.р.ГФК.docx

— 96.35 Кб (Скачать)

Неотъемлемой составной  частью государственного финансового  контроля в России должен стать контроль, осуществляемый в корпоративном  секторе экономики. Его специфика  заключается в том, что он нацелен  на проверку сохранности государственной  собственности, ее преумножение и эффективное  использование. Сегодня ни в коем случае нельзя допустить продолжение тех процессов середины 90-х годов XX в., которые были направлены не на цивилизованное разгосударствление государственной собственности, а на ее разграбление: уход наиболее привлекательных государственных активов в оффшорные зоны, существенное уменьшение доли государственной собственности путем несанкционированных эмиссий и т.п.

В Российской Федерации  в ходе экономических реформ и  перехода на рыночную экономику была в основном сформирована принципиально  новая финансовая система, отличная от прежней планово-централизованной организации финансов СССР. Проблема эффективности ее функционирования, воздействия на реальную экономику  остается одной из самых актуальных в части обеспечения стабильности и экономического роста. В решении  этих проблем важное значение имеют совершенствование структуры и деятельности институтов государственных финансов, в том числе организация действенного государственного финансового контроля.

Проблема управления финансами, финансовый менеджмент, в  рыночной экономике на различных  уровнях, начиная от предприятия, их объединений и ассоциаций, в холдингах  и, конечно, на всех уровнях государственной  власти приобретает особое, а в  экономическом отношении центральное  значение. Это обусловлено тем, что в рыночном хозяйстве стоимостные, денежно-финансовые пропорции определяют формирование материально-вещественных пропорций реальной экономики. Они диктуют развитие технократических структур и поведение предпринимателей. Формирование бюджетов государственной и муниципальной власти определяет их возможности в решении социально-экономических проблем, встающих перед страной или регионом. В практической жизни эта зависимость всегда проявляется в простом требовании – прежде чем решать какую-либо реальную задачу (развитие отрасли, помощи регионам и т. д.) надо найти денежные, финансовые средства. Чтобы реализовать эту задачу, необходимо довести денежные, финансовые средства до конечного исполнителя. На каждой из этих стадий должен быть обеспечен государственный финансовый контроль. 

 

2.2. Пути  совершенствования финансового  контроля в РФ

Примеров неэффективности  организации и функционирования органов государственного финансового  контроля можно привести множество.

Усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни  в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение информационных потоков – все  это требует создания адекватной современным условиям хозяйствования системы государственного финансового  контроля на основе надежного правого  «фундамента», реформирования существующей структуры и преобразования методов  действия.

Если не уделять должного внимания проблемам государственного финансового контроля, не ликвидировать  казнокрадство, нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования, вряд ли можно ожидать, что реформы  в нашем государстве пойдут в  правильном направлении. Тем более  что развития государственного финансового  контроля требует и перспектива  вхождения нашей страны в сообщество развитых государств (уже сейчас укрепления финансового контроля – в частности, контроля за использованием предоставленных займов – от нас требуют государства и международные организации-кредиторы). Поэтому преодоление отставания в области, как теории, так и практики контроля вообще и государственного финансового контроля в частности является одной из основных и самых актуальных задач сегодняшнего дня, которые необходимо решать специалистам.

Систематически  проводимый, всеобъемлющий и всесторонний государственный финансовый контроль со стороны специализированных контрольных  органов должен способствовать рентабельной работе государственных предприятий, ставить непреодолимый барьер на пути незаконного банкротства государственных  структур.

В борьбе за сохранность  и эффективность использования  государственной собственности  должна быть существенно повышена роль контрольно-ревизионного подразделения Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих структурных подразделений финансовых органов в субъектах РФ, которые обязаны полностью охватить контрольными мероприятиями все объекты государственной собственности.

Органичной составной  частью государственного финансового  контроля должна стать финансовая разведка тех процессов, которые связаны с существованием в России «теневой» экономики. Государственный контроль финансовых операций включает в себя сбор информации, мониторинг и анализ содержания самих операций с целью выявления аномальных изменений в финансовых потоках (как по внутренним, так и международным трансакциям) в территориальном разрезе, а также между финансовыми посредниками по видам операций. При этом в нормативных актах, направленных на противодействие «отмыванию» преступных доходов, подчеркивается, что сбор информации для мониторинга на первом этапе финансовой разведки не предполагает раскрытия клиента, т.е. обеспечивается сохранение банковской и коммерческой тайны. Если же в дальнейшем обнаруживаются аномальные изменения в финансовых потоках, то тут уже оперативно проводится более глубокое изучение всей имеющейся информации. Таким путем могут выявляться противоправные действия, в том числе и связанные с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем. В том случае, если в ходе анализа будут обнаружены признаки преступления, то вся информация должна направляться в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Наиболее четко  государственный контроль должен быть поставлен за формированием доходов  и исполнением расходов государственного бюджета – федерального и субъектов  Федерации, а также доходов и  расходов муниципальных бюджетов. Бюджет взаимодействует с хозяйством –  предприятиями, корпорациями. Налоговая  база, от которой зависят налоговые  поступления в бюджет, его доходы, формируется в реальной экономике  созидания материальных и нематериальных благ. Поэтому общегосударственный финансовый контроль не может ограничиться только непосредственно бюджетом. Он в определенных рамках должен охватывать все хозяйство, разные его сферы. Мероприятия по усилению государственного финансового контроля не должны помешать активизации предпринимательской деятельности и инвестиционной деятельности, наоборот, они должны осуществляться в направлении усиления гарантии той и другой деятельности.

На нынешнем этапе  государственный контроль не может  быть действенным, поскольку механизм реализации финансовой и денежно-кредитной  политики не обеспечивает достижение провозглашаемых ею целей и задач. Известно, что целью финансовой и денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста, повышение доходов государства и эффективности их использования. В то же время из-за несовершенства механизма осуществления финансовой и денежно-кредитной политики на практике появляются, «черные дыры», связанные с неэффективным использованием финансовых ресурсов, и которые создают предпосылки для нарушений законодательства в финансовой сфере, коррупции и других злоупотреблений

В денежно-кредитной  политике механизм жесткого регулирования  инфляции путем сдерживания денежной массы приводит к отрыву ее от реального  сектора экономики. При внешнем благополучии с инфляцией и ценами происходит постоянный скрытый процесс деформации и разрушения денежно-кредитных отношений за счет использования субъектами хозяйствования бартера и различного рода денежных суррогатов в расчетах (векселей, казначейских налоговых освобождений, расписок, товарных документов и т.п.). При этом бартер и денежные суррогаты являются не только средствами осуществления расчетов, замены реальных денег, но и средством ухода от налогов и воздействия на цены.

По меркам развитых стран для обеспечения нормального  процесса обращения объем денежной массы по отношению к ВВП в  нашей стране должны быть в 4-5 раз выше, чем он составляет сейчас. Бартер и расчеты с использованием различного рода денежных суррогатов, хотя и несколько сократились в период после дефолта, однако составляют более трети объемов реализации. По имеющимся оценкам потери бюджета от этого достигают, как минимум, 30-35% его доходной части.

Для устранения этой «черной дыры» меры по повышению  действенности финансового контроля должны учитывать проведение такой  эмиссионной и кредитной политики, которая бы обеспечивала вытеснение денежных суррогатов из денежного оборота, укрепление курса рубля, создание благоприятных  условий для кредитования реального  сектора экономики.

Несовершенство  институциональных структур, а в  ряде важных экономических сфер даже отсутствие их, как это имеет место  в сфере обмена предметами потребления (торговле), где институт оптовой  торговли полностью разрушен (вместо нескольких десятков оптовых фирм федерального и регионального уровня в настоящее  время после приватизации действуют 300 тысяч различных посредников  между производителями товаров  и розничной торговлей) до крайности  обострило противоречие между частными, корпоративными интересами и государственными. Отсутствие в сущности экономического правового механизма согласования указанных интересов при взаимоотношениях хозяйствующих субъектов привело к тому, что в теневом секторе совершается от 50% объема реализации (оборота). Мимо государственного бюджета проходят, по скромным подсчетам, налоги от торговой деятельности до 50 млрд. рублей. Кстати, такое положение характерно и для других экономических секторов.

Для его выправления  необходим, на федеральном и региональном уровнях, комплексный план действий и контроль за его выполнением с подключением исполнительных и контрольных органов власти всех уровней. Он должен включать меры первоочередного и перспективного характера по вопросам создания условий и государственной поддержки процессов совершенствования институциональных структур и инфраструктуры взаимоотношений с товаропроизводителями и финансово-банковской системой, правового, методического, нормативного и информационного обеспечения.

От «контрабандного» производства и оборота алкогольной  продукции государство несет  огромные потери, недополучает только по акцизам (по данным Минразвития России) до 40 млрд. рублей. Устранение этого «криминала» в значительной степени, если не в решающей, зависит от торговли. Упорядочение товародвижения алкогольной продукции и маркирования, соблюдение требований аккредитации оптовых организаций и осуществление других мер, предусмотренных несколькими постановлениями Правительства РФ, принятых в последние годы по вопросам государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, можно существенно выправить указанное ненормальное положение. Немалую роль в этом могут сыграть и органы государственного и финансового контроля.

Проблемой, возникшей  и действующей в результате рассогласованности в действиях органов государственного финансового контроля с механизмом валютного режима, является ежегодная  утечка капитала за рубеж до 30 млрд. долл. США. Установление более строгого валютного режима после дефолта 1998 года, в том числе и обязательной продажи экспортерами товаров 75% валютной выручки, в известной мере способствовало укреплению денежного обращения  и существенному росту валютного  резерва ЦБ России.

Однако появившиеся  в последнее время предложения  о либерализации (свободе) валютного  режима, поддерживаемые и руководством Минфина России, выглядят, нелогичными и противоречащими закономерностям рыночной экономики. Ведь свобода вывоза долларов, по сути, не лучше утечки капитала.

Закономерности  рыночной экономики, действующие в  долгосрочной перспективе, требуют, как  известно, ориентации курса национальной валюты на паритет покупательной способности к устойчивой зарубежной валюте (в настоящее время курс рубля занижен в 4-5 раз против паритета покупательной способности по отношению к доллару США).

Повышение реального  курса рубля — объективное  требование развития экономики. При  этом экспортеры ориентируются на повышение  цен, у производителей появляются стимулы  к обеспечению внутреннего спроса и прежде всего к его основной инвестиционной составляющей.

И, конечно, для усиления денежных функций рубля и, исходя из потребности страны в инвестициях и средствах для погашения внешнего долга, необходимо не ослаблять систему обязательной продажи валютной выручки экспортерам, и довести ее постепенно до 100%.

Единство в подходах при выработке системы мер  по усилению государственного финансового  контроля и системы мер по совершенствованию  финансового и денежно-кредитного механизма в названных и других направлениях позволит повысить действенность контроля и ускорить решение задач по выводу экономики из нынешнего кризисного состояния.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсовой работы состояла в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью были выполнены основные задачи исследования. В первой главе курсовой работы уточнено социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики. Исследованы виды, методы и формы современного государственного контроля в РФ. Его можно условно классифицировать по разным критериям: времени проведения, субъектам и объектам контроля, сфере финансовой деятельности, форме проведения, методам проведения. Также была проанализирована система органов государственного контроля в РФ.

Во второй главе работы выявлены основные недостатки в организации  работы системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях и определены пути совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля.

Информация о работе Система государственного финансового контроля, ее совершенствование