Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: - уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики; - исследовать виды, методы и формы современного государственного контроля в РФ;
- проанализировать систему органов государственного контроля в РФ;
Введение 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 5
1.1 Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и задачи 5
1.2 Виды, формы и методы проведения государственного финансового контроля 10
1.3 Органы государственного финансового контроля, их задачи и функции 19
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 24
2.1 Анализ недостатков системы государственного финансового контроля в современных условиях 24
2.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ 30
Заключение 36
Список литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Неотъемлемой составной частью государственного финансового контроля в России должен стать контроль, осуществляемый в корпоративном секторе экономики. Его специфика заключается в том, что он нацелен на проверку сохранности государственной собственности, ее преумножение и эффективное использование. Сегодня ни в коем случае нельзя допустить продолжение тех процессов середины 90-х годов XX в., которые были направлены не на цивилизованное разгосударствление государственной собственности, а на ее разграбление: уход наиболее привлекательных государственных активов в оффшорные зоны, существенное уменьшение доли государственной собственности путем несанкционированных эмиссий и т.п.
В Российской Федерации
в ходе экономических реформ и
перехода на рыночную экономику была
в основном сформирована принципиально
новая финансовая система, отличная
от прежней планово-
Проблема управления
финансами, финансовый менеджмент, в
рыночной экономике на различных
уровнях, начиная от предприятия, их
объединений и ассоциаций, в холдингах
и, конечно, на всех уровнях государственной
власти приобретает особое, а в
экономическом отношении
2.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ
Примеров неэффективности организации и функционирования органов государственного финансового контроля можно привести множество.
Усложнение социально-
Если не уделять должного внимания проблемам государственного финансового контроля, не ликвидировать казнокрадство, нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования, вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении. Тем более что развития государственного финансового контроля требует и перспектива вхождения нашей страны в сообщество развитых государств (уже сейчас укрепления финансового контроля – в частности, контроля за использованием предоставленных займов – от нас требуют государства и международные организации-кредиторы). Поэтому преодоление отставания в области, как теории, так и практики контроля вообще и государственного финансового контроля в частности является одной из основных и самых актуальных задач сегодняшнего дня, которые необходимо решать специалистам.
Систематически
проводимый, всеобъемлющий и всесторонний
государственный финансовый контроль
со стороны специализированных контрольных
органов должен способствовать рентабельной
работе государственных предприятий,
ставить непреодолимый барьер на
пути незаконного банкротства
В борьбе за сохранность и эффективность использования государственной собственности должна быть существенно повышена роль контрольно-ревизионного подразделения Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих структурных подразделений финансовых органов в субъектах РФ, которые обязаны полностью охватить контрольными мероприятиями все объекты государственной собственности.
Органичной составной частью государственного финансового контроля должна стать финансовая разведка тех процессов, которые связаны с существованием в России «теневой» экономики. Государственный контроль финансовых операций включает в себя сбор информации, мониторинг и анализ содержания самих операций с целью выявления аномальных изменений в финансовых потоках (как по внутренним, так и международным трансакциям) в территориальном разрезе, а также между финансовыми посредниками по видам операций. При этом в нормативных актах, направленных на противодействие «отмыванию» преступных доходов, подчеркивается, что сбор информации для мониторинга на первом этапе финансовой разведки не предполагает раскрытия клиента, т.е. обеспечивается сохранение банковской и коммерческой тайны. Если же в дальнейшем обнаруживаются аномальные изменения в финансовых потоках, то тут уже оперативно проводится более глубокое изучение всей имеющейся информации. Таким путем могут выявляться противоправные действия, в том числе и связанные с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем. В том случае, если в ходе анализа будут обнаружены признаки преступления, то вся информация должна направляться в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
Наиболее четко государственный контроль должен быть поставлен за формированием доходов и исполнением расходов государственного бюджета – федерального и субъектов Федерации, а также доходов и расходов муниципальных бюджетов. Бюджет взаимодействует с хозяйством – предприятиями, корпорациями. Налоговая база, от которой зависят налоговые поступления в бюджет, его доходы, формируется в реальной экономике созидания материальных и нематериальных благ. Поэтому общегосударственный финансовый контроль не может ограничиться только непосредственно бюджетом. Он в определенных рамках должен охватывать все хозяйство, разные его сферы. Мероприятия по усилению государственного финансового контроля не должны помешать активизации предпринимательской деятельности и инвестиционной деятельности, наоборот, они должны осуществляться в направлении усиления гарантии той и другой деятельности.
На нынешнем этапе государственный контроль не может быть действенным, поскольку механизм реализации финансовой и денежно-кредитной политики не обеспечивает достижение провозглашаемых ею целей и задач. Известно, что целью финансовой и денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста, повышение доходов государства и эффективности их использования. В то же время из-за несовершенства механизма осуществления финансовой и денежно-кредитной политики на практике появляются, «черные дыры», связанные с неэффективным использованием финансовых ресурсов, и которые создают предпосылки для нарушений законодательства в финансовой сфере, коррупции и других злоупотреблений
В денежно-кредитной политике механизм жесткого регулирования инфляции путем сдерживания денежной массы приводит к отрыву ее от реального сектора экономики. При внешнем благополучии с инфляцией и ценами происходит постоянный скрытый процесс деформации и разрушения денежно-кредитных отношений за счет использования субъектами хозяйствования бартера и различного рода денежных суррогатов в расчетах (векселей, казначейских налоговых освобождений, расписок, товарных документов и т.п.). При этом бартер и денежные суррогаты являются не только средствами осуществления расчетов, замены реальных денег, но и средством ухода от налогов и воздействия на цены.
По меркам развитых
стран для обеспечения
Для устранения этой
«черной дыры» меры по повышению
действенности финансового
Несовершенство институциональных структур, а в ряде важных экономических сфер даже отсутствие их, как это имеет место в сфере обмена предметами потребления (торговле), где институт оптовой торговли полностью разрушен (вместо нескольких десятков оптовых фирм федерального и регионального уровня в настоящее время после приватизации действуют 300 тысяч различных посредников между производителями товаров и розничной торговлей) до крайности обострило противоречие между частными, корпоративными интересами и государственными. Отсутствие в сущности экономического правового механизма согласования указанных интересов при взаимоотношениях хозяйствующих субъектов привело к тому, что в теневом секторе совершается от 50% объема реализации (оборота). Мимо государственного бюджета проходят, по скромным подсчетам, налоги от торговой деятельности до 50 млрд. рублей. Кстати, такое положение характерно и для других экономических секторов.
Для его выправления необходим, на федеральном и региональном уровнях, комплексный план действий и контроль за его выполнением с подключением исполнительных и контрольных органов власти всех уровней. Он должен включать меры первоочередного и перспективного характера по вопросам создания условий и государственной поддержки процессов совершенствования институциональных структур и инфраструктуры взаимоотношений с товаропроизводителями и финансово-банковской системой, правового, методического, нормативного и информационного обеспечения.
От «контрабандного» производства и оборота алкогольной продукции государство несет огромные потери, недополучает только по акцизам (по данным Минразвития России) до 40 млрд. рублей. Устранение этого «криминала» в значительной степени, если не в решающей, зависит от торговли. Упорядочение товародвижения алкогольной продукции и маркирования, соблюдение требований аккредитации оптовых организаций и осуществление других мер, предусмотренных несколькими постановлениями Правительства РФ, принятых в последние годы по вопросам государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, можно существенно выправить указанное ненормальное положение. Немалую роль в этом могут сыграть и органы государственного и финансового контроля.
Проблемой, возникшей
и действующей в результате рассогласованности
в действиях органов
Однако появившиеся в последнее время предложения о либерализации (свободе) валютного режима, поддерживаемые и руководством Минфина России, выглядят, нелогичными и противоречащими закономерностям рыночной экономики. Ведь свобода вывоза долларов, по сути, не лучше утечки капитала.
Закономерности рыночной экономики, действующие в долгосрочной перспективе, требуют, как известно, ориентации курса национальной валюты на паритет покупательной способности к устойчивой зарубежной валюте (в настоящее время курс рубля занижен в 4-5 раз против паритета покупательной способности по отношению к доллару США).
Повышение реального
курса рубля — объективное
требование развития экономики. При
этом экспортеры ориентируются на повышение
цен, у производителей появляются стимулы
к обеспечению внутреннего
И, конечно, для усиления денежных функций рубля и, исходя из потребности страны в инвестициях и средствах для погашения внешнего долга, необходимо не ослаблять систему обязательной продажи валютной выручки экспортерам, и довести ее постепенно до 100%.
Единство в подходах
при выработке системы мер
по усилению государственного финансового
контроля и системы мер по совершенствованию
финансового и денежно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель курсовой работы состояла в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью были выполнены основные задачи исследования. В первой главе курсовой работы уточнено социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики. Исследованы виды, методы и формы современного государственного контроля в РФ. Его можно условно классифицировать по разным критериям: времени проведения, субъектам и объектам контроля, сфере финансовой деятельности, форме проведения, методам проведения. Также была проанализирована система органов государственного контроля в РФ.
Во второй главе работы выявлены основные недостатки в организации работы системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях и определены пути совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля.
Информация о работе Система государственного финансового контроля, ее совершенствование