Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: - уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики; - исследовать виды, методы и формы современного государственного контроля в РФ;
- проанализировать систему органов государственного контроля в РФ;
Введение 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 5
1.1 Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и задачи 5
1.2 Виды, формы и методы проведения государственного финансового контроля 10
1.3 Органы государственного финансового контроля, их задачи и функции 19
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 24
2.1 Анализ недостатков системы государственного финансового контроля в современных условиях 24
2.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ 30
Заключение 36
Список литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
независимый финансовый контроль — это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам. В свою очередь, аудит бывает двух видов: инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта. А также обязательный аудит - обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчётности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно;
общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.
2). По объекту контроля ГФК подразделяется на следующие виды:
бюджетный контроль - контроль целевого использования бюджетных средств, проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, правоохранительные органы;
налоговый контроль- контроль формирования государственных доходов осуществляет Федеральная налоговая служба, Государственные внебюджетные фонды; налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;
банковский контроль - денежно-кредитный контроль денежной массы, надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами
валютный контроль - контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные органы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы
страховой контроль - контроль страховой деятельности проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам и правоохранительными органами;
таможенный контроль — контроль формирования государственных доходов осуществляется Государственным таможенным комитетом.
5). По направлению ГФК различают:
контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных);
контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности;
контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.
оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года);
плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля;
внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.
Текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Велико значение текущего финансового контроля в изыскании резервов и экономии финансовых ресурсов. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляются исключительно путем визуальных проверок, т.е. главные бухгалтеры, начальники финансовых служб отдают распоряжения, приказы в устной или письменной форме о приостановлении финансовых операций, совершаемых с нарушением установленного порядка. Актами и справками такой контроль не оформляется. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).
Последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений. Оценка проведенных контрольных операций осуществляется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и конечных финансовых результатов. Проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансовых операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В ходе этого вида контроля государство и муниципальные образования проверяют законность использования уполномоченными субъектами выделенных им из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств; соблюдение правил при ведении организациями кассовых операций; правильность уплаты налогов и сборов и др. Результаты последующего финансового контроля со стороны государства и муниципальных образований могут служить в соответствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисциплины мер финансово-правовой, а также административной и даже уголовной ответственности.
Обязательный финансовый контроль производится компетентными органами в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязательный финансовый контроль налогообложения осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Обязательный финансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др.
Инициативный финансовый контроль назначается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является государственной и муниципальной собственностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.).
Методы ГФК бывают различными, как правило, это проверка, ревизия, обследование и анализ.
Проверка — это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности тех или иных субъектов на основе документов; получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица. Из законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные:
тематические проверки — это изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.
документальные проверки — это изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основании документов: балансов, счетов, отчетов и др.
Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная.
Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, так как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основании документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.
Проверка как метод финансового контроля имеет место в ходе осуществления предварительного и текущего финансового контроля. Во всех случаях такие проверки являются документальными. По результатам проверок, как правило, составляется акт, а в случае осуществления проверки Счетной палатой РФ — заключение. В акте налоговой проверки должны быть указаны документы, подтверждающие факты налоговых правонарушений, а также предложения по устранению выявленных, нарушений и применению санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах. Акт подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем.
Ревизия — это всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта на предмет ее законности, целесообразности и эффективности. а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии — соблюдение конкретных процедур, норм или правил деятельности, проверка отчетности проверяемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству. По результатам ревизий составляется акт.
Ревизии как метод государственного финансового контроля осуществляют: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионные органы Минфина России, контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств в отношении подчиненных организаций. Во всех случаях ревизия является методом последующего финансового контроля. Ревизии подразделяются:
по содержанию: документальные и фактические (инвентаризации, пересчет денег, валютных ценностей);
по объему ревизуемой деятельности: комплексные (по всем направлениям) и тематические;
по способу назначения: на плановые и внеплановые;
по охватываемому периоду деятельности: фронтальные (полные) и выборочные (частичные).
1.3 Органы финансового контроля, их задачи и функции
ГФК подразделяется на виды и в зависимости от органов, его осуществляющих:
контроль Президента РФ;
контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
контроль исполнительных органов власти: общей и специальной компетенции;
ведомственный финансовый контроль;
внутрихозяйственный финансовый контроль.
Финансовый контроль Президента РФ. Такой контроль осуществляется через Главное контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г.
ГФК не является единственным видом
деятельности Главного контрольного управления
Президента РФ, а осуществляется им
в ходе контроля исполнения федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
их должностными лицами, а также
организациями федеральных
Финансовый контроль представительных органов власти
Информация о работе Система государственного финансового контроля, ее совершенствование