Система государственного финансового контроля, ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: - уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики; - исследовать виды, методы и формы современного государственного контроля в РФ;
- проанализировать систему органов государственного контроля в РФ;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 5
1.1 Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и задачи 5
1.2 Виды, формы и методы проведения государственного финансового контроля 10
1.3 Органы государственного финансового контроля, их задачи и функции 19
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 24
2.1 Анализ недостатков системы государственного финансового контроля в современных условиях 24
2.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ 30
Заключение 36
Список литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Работа содержит 1 файл

К.р.ГФК.docx

— 96.35 Кб (Скачать)

Представительные органы власти на уровне Российской Федерации, субъектов  РФ и органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в  ходе рассмотрения:

а) проектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

в) при рассмотрении и утверждении  отчетов об исполнении бюджетов федеральных, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Контроль представительных органов  власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными  органами власти на каждом уровне.

В Федеральном Собрании РФ особая роль в деле финансового контроля принадлежит Комитету по бюджету, налогам, банкам и финансам, образованному  Государственной Думой, а также  комитету по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному  регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.

Федеральным Собранием РФ образован  постоянно действующий орган  государственного финансового контроля — Счетная палата Российской Федерации. Методами работы Счетной палаты являются ревизии и проверки.

По результатам проведенных  контрольных мероприятий Счетная  палата направляет проверяемым субъектам  представления для принятия мер  по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и  привлечению к ответственности  должностных лиц, виновных в нарушении  законодательства Российской Федерации  и бесхозяйственности.

Представительные органы власти субъектов  РФ осуществляют финансовый контроль в соответствии с Конституцией и Уставами субъектов РФ. Во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ», а также на, основании  уставов муниципальных образований.

Финансовый контроль исполнительных органов власти

Данный вид контроля осуществляется исполнительными органами государства  и местного самоуправления общей и специальной компетенции. При Правительстве РФ могут создаваться различные комиссии, имеющие функции финансового контроля.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти общей компетенции предусмотрены в Конституции и Уставах субъектов РФ.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти специальной компетенции, подразделяется на два вида:

а) финансовый контроль в отношении функционально подчиненных субъектов, т.е. по линии финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

б) финансовый контроль органов исполнительной власти в системе ведомства (ведомственный финансовый контроль).

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль в отношении функционально подчиненных субъектов, относятся: Минфин РФ и органы казначейства, ФНС РФ и подчиненные ему налоговые органы, а также таможенные органы и др.

Функции и права в сфере государственного финансового контроля Минфин РФ осуществляет через свои структурные подразделения: Департамент финансового контроля и аудита, Главное управление федерального казначейства, а также контрольно-ревизионные  органы Министерства финансов РФ в  субъектах РФ.

Территориальные контрольно-ревизионные  органы осуществляют последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ:

а) контролируют целевое использование  средств федерального бюджета и  государственных внебюджетных фондов;

б) проводят документальные ревизии  и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

в) контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной  деятельности проверенных управлением  организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.

Структурным подразделением центрального аппарата Минфина России является Главное  управление федерального казначейства. Оно возглавляет систему органов  федерального казначейства, которая  складывается из органов казначейства в субъектах РФ, а также в  городах, районах и районах в  городах. Одной из главных задач  органов федерального казначейства является: контроль исполнения федерального бюджета, а также поступления  и использования внебюджетных федеральных  средств.

Правом контролировать соблюдение налогового законодательства и по результатам  составлять акты налоговой проверки обладают таможенные органы.

Финансовый контроль органов исполнительной власти специальной компетенции имеет место и в системе ведомств и называется ведомственным финансовым контролем. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, в отношении подчиненных им организаций. Как правило, для этого в министерствах и ведомствах создаются специальные контрольно-ревизионные отделы, управления или группы. Вся контрольная деятельность министерств и ведомств в отношении подчиненных; организаций проходит под началом руководителя министерства и ведомства, а в ряде случаев и Правительства РФ.

Государственный финансовый контроль осуществляют банки, когда наделены государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Он может назначать  и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским  фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской  и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания  об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.

Такая многозвенность системы  органов ГФК снижает его эффективность.

 

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

2.1 Анализ  недостатков системы государственного  финансового контроля в современных  условиях

О необходимости построения эффективного государственного финансового  контроля речь идет давно. Однако до сих  пор не выработана единая политика в области государственного финансового  контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация деятельности в этой сфере. В настоящее время в Российской Федерации функционируют разрозненные звенья финансового контроля, слабо взаимодействующие между собой, в том числе и на высшем уровне. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение.1

Проведенные в последние  годы рыночные преобразования не только существенно изменили облик российской экономики, но и обусловили необходимость  радикального реформирования деятельности многих государственных структур с ориентиром на достижение реальных результатов.

Одной из таких структур являются органы государственного финансового  контроля, из-за недостаточно эффективной  работы которых, экономика страны и  ее государственный сектор несут  сегодня значительные потери. Слабость государственного финансового контроля, вызванная отсутствием законодательно регламентированной системы его  осуществления и правовой неопределенностью  содержания работы его органов, приводит к нецелевому использованию государственных  средств, а иногда и к их прямому расхищению и утрате. Приходится констатировать, что в настоящее время экономика страны далеко не полностью находится в поле зрения «государева ока», что государственный финансовый контроль проводится эпизодично, нередко бессистемно, а потому – неэффективно. Это обусловлено отсутствием не только правовой регламентации сроков и порядка его осуществления, но и отсутствием координации и взаимной увязки в деятельности контролирующих органов.

Осуществляемый  ныне государственный финансовый контроль не носит превентивного профилактического  характера. Связано это с тем, что он выступает, как правило, регистратором  нарушений, а не инструментом их предупреждения. Государственные контролеры, фиксируя нарушения и недочеты в организации  движения денежных средств, мало уделяют  внимания тем правовым прорехам в  российском законодательстве, которые  порождают эти злоупотребления  и нарушения. Более того, мало уделяется  внимания тому, чтобы нанесенный экономике  страны ущерб был бы возмещен полностью  и в кратчайшие сроки.

Недостатки в  содержании и нацеленности государственного финансового контроля во многом связаны  с несовершенством его организационного построения. Наличие множества контролирующих структур различной ведомственной  подчиненности с одинаковыми  или похожими функциями затрудняет и осложняет их работу. Между органами, осуществляющими государственный  финансовый контроль, нет должной  координации. Они не увязаны в  единую, стройную систему, все составные  части которой работают в едином ритме, преследуют единые цели – обеспечение  полноты и своевременности формирования ресурсов в распоряжении государства, сохранности и эффективного использования  государственной собственности, законности, высокой результативности и целевого расходования всех государственных  средств. Именно поэтому сегодня  назрела необходимость радикальных  изменений не только в содержании государственного финансового контроля, но и в его организации, правовом обеспечении, ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих органов.

Понимание необходимости  существенных изменений в сфере  государственного финансового контроля отнюдь не означает единства во взглядах разных авторов на содержание и последовательность проведения предстоящих преобразований. Эти разногласия в подходах привели  к тому, что до сих пор в стране не только не принят закон о государственном  финансовом контроле, но и не создана  соответствующая ему согласованная  концепция, отражающая принципиальные позиции государства в части  построения и функционирования в  России системы государственного финансового  контроля. Принятие такой концепции, а на ее основе – и закона было бы значительным шагом вперед на пути создания действенной системы контроля.

Соглашаясь с  тем, что одним из принципиально  важных вопросов разрабатываемой концепции, а затем – и закона о государственном  финансовом контроле, является вопрос о создании в России системы ГФК, следует одновременно подчеркнуть, что само понятие «система государственного финансового контроля» довольно часто трактуется лицами, использующими  его, очень по-разному. Подобному  разночтению способствует то, что  названное понятие может рассматриваться  в разных аспектах. В зависимости от этого его составляющими могут выступать:

элементы контрольно-финансовой деятельности (субъекты и объекты  контроля, принципы контроля и т.д.), совокупность которых позволяет  судить о технике и технологии финансового контроля;

 взаимосвязанное  единство видов, форм и методов  финансового контроля;

субординированная по уровням финансового управления система органов финансового контроля; и т.д.

Положение усугубляется тем, что в современной России, продекларировавшей самостоятельность  каждого уровня государственной  власти в пределах предоставленных  ему полномочий, ликвидирована вертикальная подчиненность органов власти и  их финансовых подразделений, имевшая место в советское время. Поэтому сегодня, говоря о необходимости создания российской системы государственного финансового контроля, следует акцентировать внимание на том, что она должна быть выстроена заново с использованием таких методологических, организационных и правовых основ, которых не существовало в условиях унитарного советского государства с его административно-командными методами управления. При этом следует помнить, учитывая, в том числе и зарубежный опыт, что развитие децентрализованной рыночной экономики может быть обеспечено лишь при условии строгого и последовательного контроля, особенно в бюджетной сфере.

Важнейший вопрос, который должен быть решен в концептуальном аспекте – это вопрос о сфере  распространения государственного финансового контроля. Период либеральных  преобразований 90-х гг. ХХ века сопровождался  в России значительным ослаблением  государственного финансового контроля, существенным сокращением сферы  его распространения. Связано это  было с тем, что государственный  финансовый контроль на первом этапе  рыночных преобразований в России рассматривался как антипод либеральной модели рыночной экономики. Однако более внимательное изучение зарубежного опыта осуществления  государственного финансового контроля и просчеты, ярко проявившие себя в  российской практике последних лет, показали, что подобный взгляд на государственный  финансовый контроль не оправдан с теоретических позиций. И наносит колоссальный вред российской экономике, терпящей многомиллиардные убытки от неоправданного сокращения сферы государственного контроля, разобщенности направлений его осуществления, неэффективности применяемых методов и несовершенства правовой базы.

Огромная роль в  процессе исполнения бюджетов отводится  исполнительным органам власти и  их финансовым структурам, которые  обязаны скрупулезно проверять  правильность и целевой характер использования предприятиями и  организациями, в том числе негосударственного сектора экономики, выделенных им бюджетных ассигнований. При этом органы исполнительной власти всех уровней, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными ресурсами, всячески пытаются ограничить внешний контроль своей деятельности со стороны контрольно - счетных органов, образованных законодательной (представительной) властью.

Информация о работе Система государственного финансового контроля, ее совершенствование