Система государственного финансового контроля, ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: - уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики; - исследовать виды, методы и формы современного государственного контроля в РФ;
- проанализировать систему органов государственного контроля в РФ;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 5
1.1 Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и задачи 5
1.2 Виды, формы и методы проведения государственного финансового контроля 10
1.3 Органы государственного финансового контроля, их задачи и функции 19
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 24
2.1 Анализ недостатков системы государственного финансового контроля в современных условиях 24
2.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ 30
Заключение 36
Список литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Работа содержит 1 файл

К.р.ГФК.docx

— 96.35 Кб (Скачать)

 

содержание

 

Введение 3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 5

1.1 Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и задачи 5

1.2 Виды, формы и методы проведения государственного финансового контроля 10

1.3 Органы государственного финансового контроля, их задачи и функции 19

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ  24

2.1 Анализ недостатков системы государственного финансового контроля в современных условиях 24

2.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ 30

Заключение 36

Список литературы 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 39

 

Введение

 

Создание эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Огромный человеческий и природный потенциал, которым обладает Россия, требует не только правильного использования государством национального богатства, но и хорошо организованного и налаженного контроля. Практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.

Социальный климат в стране изменится к лучшему, когда бюджетная сфера деятельности государства будет надежно защищена, когда контроль исполнения требований бюджетного законодательства, расходов государственных ресурсов станет всеобъемлющим и действенным. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.

Избранная автором проблема государственного финансового контроля находятся в фокусе внимания ряда научных исследований. Особо следует  отметить работы С.А Агапцова, С.С Артемьевой, В.В.Митрохина, В.В Бурцева, Е.Ю Грачевой, С.И.Лушина, В.А.Слепова, Ю.А. Данилевского, С.О. Шохина и др. Помимо этого теоретической базой исследования являются законодательные и нормативные документы, публикации в периодической печати.

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

- уточнить социально-экономическое  содержание государственного финансового  контроля, его сущностные характеристики;

- исследовать виды, методы и формы современного государственного контроля в РФ;

- проанализировать систему органов государственного контроля в РФ;

- оценить системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

- определить пути совершенствования  деятельности органов государственного  финансового контроля;

Объект исследования — система государственного финансового контроля в РФ.

Предметом исследования выступают недостатки системы государственного и пути совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем работы 39 страниц. Библиографический список включает в себя 19 источников.

 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

    1. Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и задачи

В современных условиях государственный  финансовый контроль (далее ГФК) в РФ можно охарактеризовать как сложную систему, состоящую из следующих элементов:

  • методологическая основа ГФК (определения понятий, сущность, значение, цели, задачи, принципы, требования, классификация видов ГФК, критерии эффективности ГФК и т.д.);
  • нормативно-правовая база, методическое обеспечение ГФК (система нормативно-правовых актов, стандарты, контрольные процедуры, методики, тесты, контрольные анкеты и др.);
  • организационные структуры ГФК (структура системы органов ГФК, включая их звенья — центры ответственности (ЦО), статус и порядок взаимосвязей последних, разграничение направлений деятельности);
  • научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение ГФК;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение ГФК (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, техника и технология, помещения и т.д.);
  • информационное обеспечение ГФК (статистическая, оперативная, плановая, учетная, нормативно-справочная и др. информация, унифицированные и специальные системы документации, системы баз данных, подразделения обеспечения информацией, информационно-аналитические технологии и т.д.);
  • система коммуникаций ГФК (процедуры взаимодействия между органами ГФК, координация их деятельности, совместное решение рабочих вопросов, обмен информацией, механизмы взаимодействия с государственными и негосударственными организациями, общественностью).

 Все взаимосвязи элементов системы ГФК наглядно представлены в приложении 1.

Поскольку система ГФК сложна, обширна  и многообразна, в курсовой работе мы остановимся лишь на некоторых  ее элементах. Начнем с методологической основы ГФК, а именно с понятия  и сущности ГФК, его целей и  задач.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. (ред. от 18.07.2001). Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль:

исполнения федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов,

организации денежного обращения,

использования кредитных ресурсов,

состояния государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,

 предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

  1. ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
  2. несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  3. недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
  4. угроз финансовой безопасности государства.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий:

  1. по управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);
  2. по обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;
  3. по обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;
  4. по обеспечению финансовой безопасности государства.

Достижение цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:

  • проверка сохранности эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями;
  • экспертиза проектов государственных целевых программ и контроль их исполнения;
  • предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;
  • обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов от их использования;
  • проверка своевременности и полноты образования целевых фондов.

Очевидно, что данные задачи представлены в весьма агрегированном виде, т.е. их можно детализировать или  конкретизировать при их распределении  между исполнителями — субъектами ГФК. Например, контроль в отношении  обычной секторальной (региональной, отраслевой, научной и т.п.) целевой  государственной программы, в общем и целом, кроме определения ее законности, целесообразности и эффективности на стадии принятия решений, включает в основном следующие важнейшие аспекты:

  1. контроль государственных заказчиков (включая координатора программы), осуществляемый как ими (как субъектами контроля), так и в отношении их самих (как объектов контроля со стороны органов внешнего контроля). Например, следующие аспекты их деятельности (как объектов контроля) могут быть подвержены внешнему контролю: проведение конкурсов, определяющих основных исполнителей программы, распределение выделяемых на программу из государственного бюджета средств среди организаций, выигравших конкурс, контроль (внутренний) за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (в рамках реализации программы);
  2. контроль органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов власти (проводимый аналогично как ими, так и в отношении их самих), распределяющих ежегодно выделяемые средства соответствующих бюджетов и осуществляющих контроль  их целевого использования;
  3. контроль исполнителей программных мероприятий (проводимый аналогично как ими, так и в отношении их самих), использующих выделенные средства (по всем источникам финансирования) в соответствии с поставленными целями;
  4. контроль органов текущего управления государственной программой (например, дирекции программы, ее региональных отделений и т.д.).

Естественно, приведенный в качестве примера перечень аспектов контроля государственных программ далеко не полный. Финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам государственного контроля. Например, контроль использования бюджетных средств, выделенных на борьбу с эпидемией — требует привлечения не только финансовых экспертов, но и специалистов в области эпидемиологии, санитарии, медицинской статистики, поскольку необходимы ответы на вопросы:

    • существовала ли в действительности эпидемическая угроза?
    • каковы могли быть последствия эпидемии?
    • как соотносятся бюджетные расходы и потенциальный вред?
    • были ли профинансированные меры наиболее эффективными?
    • существует ли очевидная связь между профинансированными мероприятиями и улучшением эпидемической обстановки?

Вышеприведенный пример показывает, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а, следовательно, без привлечения других видов контроля.

 

    1. Виды, формы и методы государственного финансового контроля

Успешное и  эффективное выполнение задач в  различных сферах экономики и финансов зависит от соответствующей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения. Многообразие видов ГФК обусловлено разнообразием сфер финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В данном исследовании мы рассмотрим следующие критерии классификации видов ГФК:

1) по субъекту  контроля;

2) по объекту контроля;

3) по полноте охвата  объекта ГФК;

4) по характеру материалов  ГФК;

5) по направлению ГФК

6) по срокам выполнения  ГФК.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Общее, что объединяет все виды государственного финансового контроля, — это единство содержания, предмета и метода.

Итак, приступим к классификации  видов ГФК.

1). В зависимости от субъекта контроля различают следующие виды ГФК:

государственный финансовый контроль — это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями;

муниципальный финансовый контроль — это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований;

ведомственный финансовый контроль — это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности;

внутрихозяйственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта;

Информация о работе Система государственного финансового контроля, ее совершенствование