Система банковского кредитования, ее элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение банковского кредита и его развития в Казахстане. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
описать сущность кредита, его необходимость и роль в процессе общественного производства;
раскрыть функции и законы кредита;
проанализировать развитие кредита в Республике Казахстан на современном этапе.

Содержание

Введение
Банковский кредит как основная форма кредита
Сущность и необходимость банковского кредита
Особенности банковского кредита и его классификация
Анализ развития банковского кредитования
Современные тенденции банковского кредитования
Кредитование малого и среднего бизнеса
Развитие потребительского кредита
Анализ привлечения международных кредитов в Республике Казахстан
Проблемы развития и пути совершенствования кредитной системы в Республике Казахстан
3.1Некоторые особенности развития Казахстанской экономики в последние годы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Сиситема банковского кредитования.docx

— 73.17 Кб (Скачать)

 

Ссудный портфель банков второго  уровня за год уменьшился с начала года на 167,0 млрд. тенге или на 1,7%. Стандартные займы уменьшились  на 8,2 млрд. тенге (0,3%), сомнительные уменьшились  на 46,0 млрд. тенге (-1,1%), безнадежные  уменьшились на 112,8 млрд. тенге (-3,8%). Провизии по займам, выданным банками  второго уровня, уменьшились на 130,6 млрд. тенге (-3,6).

2.2 Кредитование малого  и среднего бизнеса

 

В Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2011 года всего зарегистрировано 985 496 субъектов малого предпринимательства (СМП), на 1 апреля 2011 года - 996379 СМП, на 1 июля 2011 года - 958116 СМП, что на 9,9% больше показателя прошлого года. Из динамики видно, что в 1 квартале текущего года наблюдается рост зарегистрированных СМП на 1,1%, во 2 квартале имеет место снижение на 3,8%.

Решением Правления АО "Қазына" от 24.10 07 г. № 57 АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее - Фонд) прекратил осуществление прямой финансовой поддержки (проектное финансирование, финансовый лизинг, гарантирование) субъектам малого предпринимательства.

В настоящее время Фонд является оператором по управлению государственных средств по Программе обусловленного размещения средств в банках второго уровня (далее - БВУ) для последующего кредитования представителей малого и среднего бизнеса (далее - МСБ).

Для реализации Программы  семи БВУ, определенным соответствующим  решением Государственной комиссии по модернизации экономики при Президенте Республики Казахстан, было выделено 48,8 млрд. тенге.

 

Таблица 3 - Структура средств, выделенных БВУ, для реализации Программы

Банк

Выделенная сумма, млн. тенге

Доля БВУ

1

АО Банк ТуранАлем

12 200

25%

2

АО Казкоммерцбанк

12 200

25%

3

АО Банк ЦентрКредит

6 100

12,5%

4

АО Каспийский Банк

6 100

12,5%

5

АО Альянс Банк

6 100

12,5%

6

АО Евразийский Банк

3 050

6,3%

7

АО Цесна Банк

3 050

6,3%

 

ИТОГО

48 800

100%


 

За положенный срок полностью  освоили выделенные им средства АО Банк ЦентрКредит, АО Каспийский Банк, АО Евразийский Банк и АО ЦеснаБанк. АО Казкоммерцбанк освоило 11 467,5 млн. тенге (94%), АО Банк ТуранАлем - 9 965,9 млн. тенге (81,7%). АО Альянс Банк освоило лишь 38,6% выделенных средств, что составляет 2 353,3 млн. тенге. В соответствии с требованиями кредитного соглашения у БВУ неосвоивших полностью своевременно выделенные им средства остаток неосвоенных сумм были отозваны и перераспределены среди остальных четырех БВУ освоивших своевременно полную сумму выделенных средств.

По состоянию на 01.08.2011 г. совокупный размер средств, освоенных БВУ, с учетом перераспределения составил 49 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 1 964 проекта, при этом средняя сумма кредита составляет 24,96 млн. тенге, средневзвешенная ставка - 17,7%, а эффективная ставка 20,2%.

В региональном разрезе в  рамках Программы наибольшие суммы  были освоены в г. Алматы - 10 534 млн. тенге (311 проектов), Карагандинской области - 6 936 млн. тенге (301 проектов) и Восточно-Казахстанской области - 4 475 млн. тенге (264 проектов). Наименьшие суммы освоения наблюдаются в Алматинской - 1 180 млн. тенге (54 проекта), Жамбылской - 1 133 млн. тенге (93 проектов) и Атырауской - 1 203 млн. тенге (72 проектов) областях.

Во исполнение поручений  Главы государства по реализации антикризисных мер Правительство  расширило существующие программы  развития малого и среднего бизнеса  и сделало их более активными.

По протокольным поручениям 27 и 28 июня 2008 года на заседаниях Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики и Правительства одобрено кредитование малого и среднего бизнеса по трем схемам:

это 100 млрд. тенге второго  транша Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса. Из которых 50 млрд. тенге выделяет АО "Казына" через Фонд "Даму" и 50 млрд. тенге выделяют банки второго уровня. Годовая ставка для конечных заемщиков по данной программе не более 12,5%.

56 млрд. тенге программа  софинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участием Фонда "Даму" и местных исполнительных органов по 28 млрд. тенге. Для конечных заемщиков ставка вознаграждения по данной программе не более 14%.

10 млрд. тенге Специальная  Программа по финансовой поддержке  проектов МСБ "Даму-Колдау" (проекты МСБ в сфере обрабатывающей промышленности, транспортно-логистической и информационно-телекоммуникационных отраслях экономики). Надо отметить, что данная программа финансируется из собственных источников Фонда "Даму". Ставка вознаграждения по данной программе не выше ставки рефинансирования Национального Банка.

По состоянию на 10 октября 2011 года складывается следующая ситуация: 50/50 - второй транш Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса, ФРП "Даму" - БВУ;

На реализацию данной программы  АО "Казына" предоставило АО "ФРП "Даму" (далее - Фонд) средства в размере 50 млрд. тенге для последующего кредитования МСБ.

Финансовые средства в  сумме 50 млрд. тенге со стороны Фонда  освоены, т.е. перечислены в банки  второго уровня согласно договорам  между Фондом и банками. По условиям программы 50/50, БВУ должны со своей  стороны зарезервировать такую  же сумму. По состоянию на 10 октября 2011 года прокредитовано 6 проектов на сумму 0,08 млрд. тенге.

Необходимо отметить, что  анализ показателей реализации программ финансирования проектов субъектов малого и среднего бизнеса выявил ряд объективных причин, которые препятствуют их реализации в полной мере.

Так, банки второго уровня, к сожалению, не проявили особой активности в реализации программ.

Из 12 банков, утвержденных Комиссией, отказались от участия 6 банков второго  уровня (АО "Казкоммерцбанк", АО "Народный Банк", АО "Нурбанк", АО "АТФ Банк", АО "ЦеснаБанк", АО "Каспийский Банк").

 

Таблица 4 - Кредитование МСБ  в разрезе банков

Банк

Размещенная сумма, тенге

Фактически выданная сумма 

Кол-во проектов

% освоения

1

АО "Нурбанк"

5 000 000 000

12 600 000

1

0,25%

2

АО "БТА Банк"

5 000 000 000

66 263 958

4

1,33%

3

АО "Банк ЦентрКредит"

2 500 000 000

0

0

0,00%

4

АО "Каспийский Банк"

5 000 000 000

0

0

0,00%

5

АО "Евразийский Банк"

9 929 090 000

4 000 000

1

0,04%

6

АО "Астана Финанс"

5 570 910 000

0

0

0,00%

7

АО "АТФБанк"

16 000 000 000

0

0

0,00%

8

АО "Цеснабанк"

1 000 000 000

0

0

0,00%

 

ИТОГО

50 000 000 000

82 863 958

6

0,17%


 

Оставшиеся 6 БВУ (финансовая организация) участвующих в программе 28/28 по регионам представлены неравномерно. В Акмолинской области 5 банков, Алматинской области 1 банк, в остальных регионах по 2-3 банка. Причем 3 банка (финансовая организация) представлены лишь в одной области (АО "Альянсбанк", АО "Темірбанк", АО "Астана финанс").

Кроме того, Фондом превышены  лимиты кредитования на одного заемщика (БВУ), которые в соответствии с  пруденциальными нормативами АФН, не должны превышать 25% от собственного капитала Фонда. Даная ситуация связана с активным участием банков (АО "БТА Банк", АО "Евразийский Банк" и др.) в освоении первого транша (48,8 млрд. тенге), и принимающих участие в освоении второго транша (50/50 млрд. тенге) стабилизационных программ.

Это означает, что задержка происходит не на стадии выделения  денег в акиматах, а на более поздних этапах, связанных с БВУ.

Отказы банков связаны  с условиями программ. С точки  зрения банков одна из проблем - излишняя жесткость изначальных условий  программы:

запрет финансирования торгово-посреднических операций;

запрет рефинансирования ранее выданных займов;

запрет кредитования субъектов среднего предпринимательства;

Другая проблема заключается  в сложности процедур отбора проектов, текущей отчетности и контроля за их исполнением ввиду использования бюджетных средств.

Третья проблема - это принципиальное несоответствие значительной части  проектов реального сектора технологическим  требованиям отечественного банковского  бизнеса, так как значительная часть  проектов носит стартовый характер, планируется к реализации в сельской местности, что увеличивает риски  и затраты банков.

В связи с этим, Правительство  РК рассматривает ряд мер по улучшению  ситуации.

2.3 Развитие потребительского  кредитования

 

Развитие потребительского кредитования наряду с ипотечным  кредитованием и кредитованием  малого бизнеса является одним из приоритетных направлений Стратегии  развития банковского сектора РК. При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все  более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты. [10, с.164]

Сегодня почти все банки, выдающие займы физическим лицам, предлагают потенциальным клиентам обширный выбор  программ кредитования. Сюда можно  включить кредиты на приобретение жилья, на покупку автомобиля, на ремонт квартиры, на образование, на оплату туристических  и медицинских услуг, на покупку  мебели, бытовой техники, офисного оборудования и тд. В настоящее время есть возможность выбрать не только конкретную торговую компанию и марку товара, но также процедуру, сумму и срок кредитования. Казахстанский потребитель выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при максимально коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время. [11, с.31]

По состоянию на 1 января 2012 года в Казахстане работают 38 банков второго уровня, и все они предоставляют услуги потребительского кредитования. Само собой разумеется, что в условиях такой конкуренции банкам приходится, всячески расширяться, предлагать своим клиентам все более выгодные условия.

Состояние кредитного портфеля банков второго уровня по состоянию  на 01.01.2011 представлено в таблице 5.

 

Таблица 5 - Состояние кредитного портфеля банков второго уровня на 01.01.2011

Динамика качества ссудного портфеля сумма

01.01.09

01.01.11

Сумма осн. долга, млрд. тенге

В% к итогу

Сумма осн. долга, млрд. тенге

В% к итогу

Всего ссудный портфель

5991,8

100

8806,0

100

Стандартные

3154,4

52,7

3750,6

42,6

Сомнительные

2743,4

45,7

4932,8

56,0

Сомнительные 1-й категории - (при полной и своевременной  оплате платежей)

2 332,0

38,9

730,4

42,4

Сомнительные 2-й категории - (при задержке или неполной оплате платежей)

109,8

1,8

579,7

6,6

Сомнительные 3 категории - (при не своевременной и полной оплате платежей)

214,7

3,6

395,9

4,5

Сомнительные 4 категории - (при задержке или неполной оплате платежей)

38,1

0,6

127,7

1,4

Сомнительные 5 категории 

48,8

0,8

99,1

1,1

Безнадежные

94,0

1,6

122,7

1,4

Примечание - таблица составлена по данным Национального Банка РК

Информация о работе Система банковского кредитования, ее элементы