Шпаргалка по предмету "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по предмету "Финансы и кредит"

Работа содержит 1 файл

отыеты фик.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Налог считается установленным, если определены налогоплательщики  и  эл-ты налогообложения.

 

Классификация налогов в соответствии с НК:

•  федеральные – налоги, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ

•  региональные – налоги, установленные НК и законами субъектов РФ и обязательные к            уплате в соответствующих субъектах РФ

•  местные – налоги, установленные НК и НПА органов муниц. образований

 

Способы взимания налогов:

1.  Кадастровый (земля, скот,…)

2.  У источника или до получения дохода (подоходный Н. с ФЛ взимается до получения з/п в бухгалтерии этого предприятия)

3.  По декларации (после получения дохода)

 

В зависимости от построения налога различают ставки:

-  Твердые (устанавливаются на ед. обложения)

-  Долевые (устанавливаются в долях объекта обложения; если доли сотые, то ставки процентные):

a)  Пропорциональные (величина не зависит от величины Н. базы)

b)  Прогрессивные (увеличивается с ↑ Н. базы)

c)  Регрессивные (ставка ↓ при ↑ Н. базы )

Вопрос 10. Налоговая система.

Налоговая система  – совокупность разных видов Н. сборов с опред. принципами построения, методами исчисления и порядком уплаты.


Налоги России:

1. Федеральные налоги и сборы (НДС; акцизы; налог на доходы ФЛ; Единый социальный налог (ЕСН); налог на прибыль организаций;  налог  на  добычу полезных  ископаемых;  налог с имущества,  переходящего  в порядке наследования или дарения; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими рес-ами; гос. пошлины).

2. Региональные налоги (налог на имущество организаций; игорный бизнес; транспортный налог)

3.Местные налоги (земельный налог; налог на имущество ФЛ)

 

Специальные режимы налогообложения:

1)  ЕСН

2)  Упрощенная система налогообложения.

3)  Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

4)  Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Вопрос 11.  Принципы налогообложения.

1)  разумное сочетание прямых и косвенных налогов, их видов

2)  универсальность налогообложения (одинаковый подход)

3)  научная обоснованность состава налогов и величины ставок

4)  дифференцированность налогов

5)  однократность обложения 

6)  относительная стабильность Н. ставок

7)  использование льгот и четкое разделение налоговых поступлений по уравнениям бюджета


Вопрос 13. Сущность и функции государственного бюджета.

ГБ – Д. отношения, возникающие у Г. с ФЛ и ЮЛ в процессе перераспределения нац. дохода и части нац. богатства в связи с образованием централизованного Д. фонда у Г. и использованием его на финансирование народного хоз-ва, соц.-культурного сектора, на оборону и управление.

Бюджет (Б.) является гос. фин. планом страны на текущий год и имеет силу закона. 

Функции бюджета:

1.  Распределительная (в значение перераспределения; связана с концентрацией ср-в у Г. и  их использованием для установленных целей. Распределение идет по вертикали).

2.  Контрольная (вовремя ли поступают ср-ва, достаточность и эффективность использования)

 

 

 

Вопрос 14. Бюджетная система и ее устройство.

Б. система – совокупность всех видов бюджета

Гос. бюджетная система РФ:

-Фед. бюджет

- Бюджеты гос. внебюджетных фондов

-21 республиканский бюджет

- 55 краевых и областных бюджетов

- Городские бюджеты Москвы и СП

- 10 окружных бюджетов АО

- Бюджет Еврейской АО

- около 29 тыс. местных бюджетов

Б. устройство – взаимосвязь между отдельными видами бюджетов, организация и принципы построения бюджета.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории (объединенный бюджет).

В настоящее время на консолидированный бюджет приходится 28% от ВВП (без внебюджетных фондов), а с внебюджетными фондами 37%, доля Фед. бюджета составляет 60%.

 

Вопрос 15. Доходы и расходы бюджета.

Доходы Б. – 1) эконом. отношения, связанные с формированием Б. фонда страны.

2) часть централизованных Ф. рес-ов.

 

Осн. доходы в бюджете – налоги, где НДС, налог на прибыль, акциз = 40-60%

Налоги, которые закреплены за определенными бюджетами называются закрепленными

доходами.

Регулирующие доходы – Д. ср-ва, выделяемые как дополнительные из вышестоящего Б. нижестоящему (они позволяют сбалансировать нижестоящие бюджеты. Формируются путем отчислений от общих налоговых доходов. За счет таких отчислений формируется в бюджете Фед. фонд поддержки субъектов РФ).  Нижестоящим Б. из вышестоящих могут выделяться дотации и ср-ва целевого назначения (субвенции). В бюджетах разных стран помощь составляет от 20 до 40% всех доходов.

 

Неналоговые доходы: доходы от использования и продажи имущества, находящегося  в  Г. соб-ти;  от оказания платных услуг; часть прибыли унитарных предприятий РФ, оставшейся после уплаты налогов; прибыль ЦБ; от внешнеэкономической деят-ти; от реализации Г. запасов и резервов.

 

Расходы Б. –  1) экон. отношения, возникающие при распределении централизованного Д. фонда гос-ва, в связи с использованием его по отраслевому, целевому, территориальному назначению.

2) часть централизованных рес-ов гос-ва, используемых для выполнения гос. функций.

 

Расходы:

- качественные (устанавливают природу расходов)

- количественные (устанавливают величину выделенных ср-в)

 

Бюджетная классификация расходов:

1.  по эконом. (целевому) содержанию

2.  по соц. содержанию

3.  по времени использования

4.  по отраслям

 

До 1990 г. структура расходов была стабильна (50% - народное хоз-во; 1/3 – соц. сфера).

 

Виды расходов бюджета:

•  Социально-культурные цели (при планировании часто исходят из норм и экон. возможностей страны. Нормы устанавливаются или на основе анализа потребностей прошлых лет, или исходя из опыта).

Нормы:

1)  основанные на показателях использования натуральных ценностей (питание, медикаменты, одежда,…)

2)  индивидуальные выплаты (з/п, пенсии, командировочные расходы) - образование, культура, искусство, СМИ, здравоохранение и спорт, реализация соц. политики.

•  На оборону (во всех странах зависят от межд. обстановки, проводимой политики и экон. возможностей)

     - расходы на закупку техники; содержание армии; научно-исследовательские работы, военные строительства; пенсии военнослужащим.

В развитых странах расходы на оборону составляют 20-40% бюджета.

•  На управление (11-12%) - на содержание органов власти и управление, иногда расходы на суд, прокуратуру, правоохранительные органы.

•  Обслуживание гос. и муниципального долга

 

В составе расходов выделяются ср-ва по целевому назначению или целевым программам.

В составе расходов бюджетов предусматриваются резервные фонды для финансирования непредвиденных расходов в текущем году.

Резервные фонды:

1)  Бюджета (формируется в бюджетах всех уровней. В Фед. бюджете – не более 3% от утвержденных расходов; в бюджетах субъектов устанавливается органами власти).

2)  Президента (только в Фед. бюджете, не более 1% от утвержденных расходов)
Расходы Б. связаны с доходами общим количеством для осуществления перераспределения и изменений в денежной единице страны в % от ВВП.

Вопрос 16. Бюджетный процесс и его составные части.

Б. процесс – регламентированная законом деят-ть органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также по подготовке отчета.

Составление и исполнение Б. базируется на Б. классификации и является функцией органов исполнительной власти.

Рассмотрение Б. – Фед. собрание и ГД, после Б. подписывается Президентом.

 

Этапы работы над бюджетом: 

1.  Подготовка проекта  работы:

1)  прогноз соц.-эконом. развития, перспективный Ф. план страны на 3 года, и из них первый – тот, на который составляется Б.

2)  балансы Ф. ресурсов

3)  основные направления Б. политики

4)  контрольные цифры Б. на соответствующий период

5)  проект бюджета

Проект бюджета содержит основные характеристики бюджета:

а) объем доходов

б) объем расходов

в) дефицит или профицит бюджета

г) нормы отчисления доходов

 

2.  Рассмотрение и утверждение (ФЗ о федеральном бюджете не вступает в силу до начала финансового года в случае непринятия проекта закона Государственной Думой до 1 декабря текущего года. В этом случае Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года)

 

3.  Исполнение (Бюджеты всех  уровней  исполняются  на основе принципа единства кассы, т.е. все доходы  зачисляются на один единственный счёт и осуществление всех запланированных расходов производится с одного счёта)

 

4.  Подготовка отчета

 

Участники бюджетного процесса:

 

1)  Президент РФ

2)  Государственная Дума

3)  Совет федерации

4)  Правительство РФ

5)  Министерство финансов

6)  Федеральное казначейство

7)  Центробанк РФ

8)  Счётная палата

9)  Государственные внебюджетные формы

10)  И другие органы, на которые возложены полномочия

 

Задачи Б. процесса:

1.  выявление материальных резервов

2.  определение доходов и расходов общим объемом и по отдельным направлениям

3.  согласование Б. с общей программой экон. развития и финансов

4.  управление БД

5.  контроль за Ф. деятельностью

6.  автоматизация Б. процесса

 

В процессе разработки Б. осуществляются частичные перераспределения Ф. рес-ов между Б. различных уровней. Б. процесс начинается с Б. послания Президента, с которым он выступает не позднее марта предшествующего года. Проект выносится на рассмотрение в ГД до 24 часов 15 августа. Дума должна рассмотреть проект до 1-го декабря в 4-х чтениях. Если при исполнении Б. обнаруживается дефицит ср-в, то до принятия соответствующего решения может быть принят механизм СЕКВЕСТРА (ограничение, урезание) расходов.

Секвестр  - пропорциональное снижение Г. расходов на 1,2,…% ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных (пенсии; стипендии; медикаменты в больницах; з/п). При получении больших доходов эти ср-ва зачисляются в Б., и им находится применение по решению органов власти.

 

Б. год – время, в течение которого исполняется утвержденный Б.

Б. год в разных странах начинается по-разному, но чаще всего его начало совпадает с началом календарного года (в РФ – 1-го января; в США – 1-го октября; В Великобритании, Канаде, Японии – 1-го апреля).

Продолжительность Б. процесса для большинства стран – 2,5-3 года.

Продолжительность подготовки Б. – 6мес.-1год (В РФ – 10 мес.)

Вопрос 17.  Сущность и функции Государственного кредита. Формы ГК.

Гос. кредит – Д. отношения между Г. и ФЛ и ЮЛ, связанные с мобилизацией временно свободных Д. средств и использованием их для выполнения функций гос-ва.

Гос-во – кредитор, заемщик, гарант

Признаки Г. кредитных отношений:

1. ГК связан с движением Б. ср-в → является частью Ф. системы

2.ГК погашается за счет Б. ср-в

3. ГК – отношения вторичного распределения

4. ГК доброволен

5. ГК присущи возвратность, срочность, платность, обеспеченность 

Функции ГК:

1.  Фискальная (ср-ва пополняют Б. фонд, при этом налоговая нагрузка не увеличивается)

2.  Регулирующая (Г. оказывает влияние на Д. сферу, уровень % ставок, пр-ва, на занятость населения)

Формы ГК:

1.  Внутренний ГК

a)  Гос. займы (привлечение временно свободных Д. ср-в населения или ЮЛ на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации гос. ц/б)

b)  Обращение части вкладов населением в гос. займы (банки без ведома населения используют их ср-ва)

c)  Заимствование ср-в общегосударственного ссудного фонда (непосредственная передача части кредитных ресурсов гос. кредитными учреждениями гос-ву для покрытия его расходов, не оформляя это как покупку ц/б; эта форма хар-на для тоталитарного гос-ва. Она не способствует развитию источников рес-ов, может сказываться на инфляции и имеет отриц. последствия для экономики)

d)  Казначейские ссуды (предоставляется Ф. помощь из казны предприятиям, организациям на условиях возвратности, срочности, платности)

e)  Гарантированные займы (гос. займы – условный ГК; займы выпускаются нижестоящим органом власти, а их погашение гарантирует вышестоящий орган власти)

Классификация гос. займов

2.  Внешний ГК - совокупность отношений, с которыми Г. выступает на мировом рынке как заемщик или кредитор.

Кредиторы:              Заемщики:

■        Правительство              - Центральное Прав-во

■                             Финансово-кредитные учреждения              - Республиканское Прав-во

■        ЮЛ иностранных гос-в              - Местные органы власти

■                            Частные лица

■                            Международные Ф. организации

 

Внешние займы предоставляются за счет бюджетов или за счет спец. фондов. Внешние кредиты для стран с эконом. трудностями могут предоставляться на льготных основаниях.

Внешний ГК:

1) – в денежной форме (валюта страны кредитора, заемщика, третьей страны)

− в товарной форме

2) – долгосрочный

− краткосрочный

В соответствии с БК долговые обязательства РФ могут существовать в форме кредитных договоров и соглашений; гос. ц/б;  договоров о предоставлении гарантий; переоформления долговых обязательств третьих лиц в Г. долг; договоров, соглашений о пролонгации договоров прошлых лет.

Вопрос 18. Сущность и управление государственным долгом.

ГД – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств гос-ва, включая начисление %, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

ГД: 1. – основной (вся сумма задолжностей, срок уплаты по которым еще не наступил)

– текущий (расходы по выплате % и погашению обязательств, срок оплаты по которым наступил)

2. – Внешний (обязательства, возникшие в валюте иностранного гос-ва)

– Внутренний (обязательства, возникшие в нац. валюте)

Обеспечением ГД РФ служат активы, находящиеся в распоряжении Прав-ва. РФ не несет ответственности по тем долгам, которые не были ею гарантированы. Величина ГД свидетельствует о Ф. положении страны.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансы и кредит"