Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по предмету "Финансы и кредит"
Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и эл-ты налогообложения.
Классификация налогов в соответствии с НК:
• федеральные – налоги, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ
• региональные – налоги, установленные НК и законами субъектов РФ и обязательные к уплате в соответствующих субъектах РФ
• местные – налоги, установленные НК и НПА органов муниц. образований
Способы взимания налогов:
1. Кадастровый (земля, скот,…)
2. У источника или до получения дохода (подоходный Н. с ФЛ взимается до получения з/п в бухгалтерии этого предприятия)
3. По декларации (после получения дохода)
В зависимости от построения налога различают ставки:
- Твердые (устанавливаются на ед. обложения)
- Долевые (устанавливаются в долях объекта обложения; если доли сотые, то ставки процентные):
a) Пропорциональные (величина не зависит от величины Н. базы)
b) Прогрессивные (увеличивается с ↑ Н. базы)
c) Регрессивные (ставка ↓ при ↑ Н. базы )
Вопрос 10. Налоговая система.
Налоговая система – совокупность разных видов Н. сборов с опред. принципами построения, методами исчисления и порядком уплаты.
Налоги России:
1. Федеральные налоги и сборы (НДС; акцизы; налог на доходы ФЛ; Единый социальный налог (ЕСН); налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими рес-ами; гос. пошлины).
2. Региональные налоги (налог на имущество организаций; игорный бизнес; транспортный налог)
3.Местные налоги (земельный налог; налог на имущество ФЛ)
Специальные режимы налогообложения:
1) ЕСН
2) Упрощенная система налогообложения.
3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
4) Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.
Вопрос 11. Принципы налогообложения.
1) разумное сочетание прямых и косвенных налогов, их видов
2) универсальность налогообложения (одинаковый подход)
3) научная обоснованность состава налогов и величины ставок
4) дифференцированность налогов
5) однократность обложения
6) относительная стабильность Н. ставок
7) использование льгот и четкое разделение налоговых поступлений по уравнениям бюджета
Вопрос 13. Сущность и функции государственного бюджета.
ГБ – Д. отношения, возникающие у Г. с ФЛ и ЮЛ в процессе перераспределения нац. дохода и части нац. богатства в связи с образованием централизованного Д. фонда у Г. и использованием его на финансирование народного хоз-ва, соц.-культурного сектора, на оборону и управление.
Бюджет (Б.) является гос. фин. планом страны на текущий год и имеет силу закона.
Функции бюджета:
1. Распределительная (в значение перераспределения; связана с концентрацией ср-в у Г. и их использованием для установленных целей. Распределение идет по вертикали).
2. Контрольная (вовремя ли поступают ср-ва, достаточность и эффективность использования)
Вопрос 14. Бюджетная система и ее устройство.
Б. система – совокупность всех видов бюджета
Гос. бюджетная система РФ:
-Фед. бюджет
- Бюджеты гос. внебюджетных фондов
-21 республиканский бюджет
- 55 краевых и областных бюджетов
- Городские бюджеты Москвы и СП
- 10 окружных бюджетов АО
- Бюджет Еврейской АО
- около 29 тыс. местных бюджетов
Б. устройство – взаимосвязь между отдельными видами бюджетов, организация и принципы построения бюджета.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории (объединенный бюджет).
В настоящее время на консолидированный бюджет приходится 28% от ВВП (без внебюджетных фондов), а с внебюджетными фондами 37%, доля Фед. бюджета составляет 60%.
Вопрос 15. Доходы и расходы бюджета.
Доходы Б. – 1) эконом. отношения, связанные с формированием Б. фонда страны.
2) часть централизованных Ф. рес-ов.
Осн. доходы в бюджете – налоги, где НДС, налог на прибыль, акциз = 40-60%
Налоги, которые закреплены за определенными бюджетами называются закрепленными
доходами.
Регулирующие доходы – Д. ср-ва, выделяемые как дополнительные из вышестоящего Б. нижестоящему (они позволяют сбалансировать нижестоящие бюджеты. Формируются путем отчислений от общих налоговых доходов. За счет таких отчислений формируется в бюджете Фед. фонд поддержки субъектов РФ). Нижестоящим Б. из вышестоящих могут выделяться дотации и ср-ва целевого назначения (субвенции). В бюджетах разных стран помощь составляет от 20 до 40% всех доходов.
Неналоговые доходы: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в Г. соб-ти; от оказания платных услуг; часть прибыли унитарных предприятий РФ, оставшейся после уплаты налогов; прибыль ЦБ; от внешнеэкономической деят-ти; от реализации Г. запасов и резервов.
Расходы Б. – 1) экон. отношения, возникающие при распределении централизованного Д. фонда гос-ва, в связи с использованием его по отраслевому, целевому, территориальному назначению.
2) часть централизованных рес-ов гос-ва, используемых для выполнения гос. функций.
Расходы:
- качественные (устанавливают природу расходов)
- количественные (устанавливают величину выделенных ср-в)
Бюджетная классификация расходов:
1. по эконом. (целевому) содержанию
2. по соц. содержанию
3. по времени использования
4. по отраслям
До 1990 г. структура расходов была стабильна (50% - народное хоз-во; 1/3 – соц. сфера).
Виды расходов бюджета:
• Социально-культурные цели (при планировании часто исходят из норм и экон. возможностей страны. Нормы устанавливаются или на основе анализа потребностей прошлых лет, или исходя из опыта).
Нормы:
1) основанные на показателях использования натуральных ценностей (питание, медикаменты, одежда,…)
2) индивидуальные выплаты (з/п, пенсии, командировочные расходы) - образование, культура, искусство, СМИ, здравоохранение и спорт, реализация соц. политики.
• На оборону (во всех странах зависят от межд. обстановки, проводимой политики и экон. возможностей)
- расходы на закупку техники; содержание армии; научно-исследовательские работы, военные строительства; пенсии военнослужащим.
В развитых странах расходы на оборону составляют 20-40% бюджета.
• На управление (11-12%) - на содержание органов власти и управление, иногда расходы на суд, прокуратуру, правоохранительные органы.
• Обслуживание гос. и муниципального долга
В составе расходов выделяются ср-ва по целевому назначению или целевым программам.
В составе расходов бюджетов предусматриваются резервные фонды для финансирования непредвиденных расходов в текущем году.
Резервные фонды:
1) Бюджета (формируется в бюджетах всех уровней. В Фед. бюджете – не более 3% от утвержденных расходов; в бюджетах субъектов устанавливается органами власти).
2) Президента (только в Фед. бюджете, не более 1% от утвержденных расходов)
Расходы Б. связаны с доходами общим количеством для осуществления перераспределения и изменений в денежной единице страны в % от ВВП.
Вопрос 16. Бюджетный процесс и его составные части.
Б. процесс – регламентированная законом деят-ть органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также по подготовке отчета.
Составление и исполнение Б. базируется на Б. классификации и является функцией органов исполнительной власти.
Рассмотрение Б. – Фед. собрание и ГД, после Б. подписывается Президентом.
Этапы работы над бюджетом:
1. Подготовка проекта работы:
1) прогноз соц.-эконом. развития, перспективный Ф. план страны на 3 года, и из них первый – тот, на который составляется Б.
2) балансы Ф. ресурсов
3) основные направления Б. политики
4) контрольные цифры Б. на соответствующий период
5) проект бюджета
Проект бюджета содержит основные характеристики бюджета:
а) объем доходов
б) объем расходов
в) дефицит или профицит бюджета
г) нормы отчисления доходов
2. Рассмотрение и утверждение (ФЗ о федеральном бюджете не вступает в силу до начала финансового года в случае непринятия проекта закона Государственной Думой до 1 декабря текущего года. В этом случае Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года)
3. Исполнение (Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, т.е. все доходы зачисляются на один единственный счёт и осуществление всех запланированных расходов производится с одного счёта)
4. Подготовка отчета
Участники бюджетного процесса:
1) Президент РФ
2) Государственная Дума
3) Совет федерации
4) Правительство РФ
5) Министерство финансов
6) Федеральное казначейство
7) Центробанк РФ
8) Счётная палата
9) Государственные внебюджетные формы
10) И другие органы, на которые возложены полномочия
Задачи Б. процесса:
1. выявление материальных резервов
2. определение доходов и расходов общим объемом и по отдельным направлениям
3. согласование Б. с общей программой экон. развития и финансов
4. управление БД
5. контроль за Ф. деятельностью
6. автоматизация Б. процесса
В процессе разработки Б. осуществляются частичные перераспределения Ф. рес-ов между Б. различных уровней. Б. процесс начинается с Б. послания Президента, с которым он выступает не позднее марта предшествующего года. Проект выносится на рассмотрение в ГД до 24 часов 15 августа. Дума должна рассмотреть проект до 1-го декабря в 4-х чтениях. Если при исполнении Б. обнаруживается дефицит ср-в, то до принятия соответствующего решения может быть принят механизм СЕКВЕСТРА (ограничение, урезание) расходов.
Секвестр - пропорциональное снижение Г. расходов на 1,2,…% ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных (пенсии; стипендии; медикаменты в больницах; з/п). При получении больших доходов эти ср-ва зачисляются в Б., и им находится применение по решению органов власти.
Б. год – время, в течение которого исполняется утвержденный Б.
Б. год в разных странах начинается по-разному, но чаще всего его начало совпадает с началом календарного года (в РФ – 1-го января; в США – 1-го октября; В Великобритании, Канаде, Японии – 1-го апреля).
Продолжительность Б. процесса для большинства стран – 2,5-3 года.
Продолжительность подготовки Б. – 6мес.-1год (В РФ – 10 мес.)
Вопрос 17. Сущность и функции Государственного кредита. Формы ГК.
Гос. кредит – Д. отношения между Г. и ФЛ и ЮЛ, связанные с мобилизацией временно свободных Д. средств и использованием их для выполнения функций гос-ва.
Гос-во – кредитор, заемщик, гарант
Признаки Г. кредитных отношений:
1. ГК связан с движением Б. ср-в → является частью Ф. системы
2.ГК погашается за счет Б. ср-в
3. ГК – отношения вторичного распределения
4. ГК доброволен
5. ГК присущи возвратность, срочность, платность, обеспеченность
Функции ГК:
1. Фискальная (ср-ва пополняют Б. фонд, при этом налоговая нагрузка не увеличивается)
2. Регулирующая (Г. оказывает влияние на Д. сферу, уровень % ставок, пр-ва, на занятость населения)
Формы ГК:
1. Внутренний ГК
a) Гос. займы (привлечение временно свободных Д. ср-в населения или ЮЛ на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации гос. ц/б)
b) Обращение части вкладов населением в гос. займы (банки без ведома населения используют их ср-ва)
c) Заимствование ср-в общегосударственного ссудного фонда (непосредственная передача части кредитных ресурсов гос. кредитными учреждениями гос-ву для покрытия его расходов, не оформляя это как покупку ц/б; эта форма хар-на для тоталитарного гос-ва. Она не способствует развитию источников рес-ов, может сказываться на инфляции и имеет отриц. последствия для экономики)
d) Казначейские ссуды (предоставляется Ф. помощь из казны предприятиям, организациям на условиях возвратности, срочности, платности)
e) Гарантированные займы (гос. займы – условный ГК; займы выпускаются нижестоящим органом власти, а их погашение гарантирует вышестоящий орган власти)
Классификация гос. займов
2. Внешний ГК - совокупность отношений, с которыми Г. выступает на мировом рынке как заемщик или кредитор.
Кредиторы: Заемщики:
■ Правительство - Центральное Прав-во
■ Финансово-кредитные учреждения - Республиканское Прав-во
■ ЮЛ иностранных гос-в - Местные органы власти
■ Частные лица
■ Международные Ф. организации
Внешние займы предоставляются за счет бюджетов или за счет спец. фондов. Внешние кредиты для стран с эконом. трудностями могут предоставляться на льготных основаниях.
Внешний ГК:
1) – в денежной форме (валюта страны кредитора, заемщика, третьей страны)
− в товарной форме
2) – долгосрочный
− краткосрочный
В соответствии с БК долговые обязательства РФ могут существовать в форме кредитных договоров и соглашений; гос. ц/б; договоров о предоставлении гарантий; переоформления долговых обязательств третьих лиц в Г. долг; договоров, соглашений о пролонгации договоров прошлых лет.
Вопрос 18. Сущность и управление государственным долгом.
ГД – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств гос-ва, включая начисление %, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
ГД: 1. – основной (вся сумма задолжностей, срок уплаты по которым еще не наступил)
– текущий (расходы по выплате % и погашению обязательств, срок оплаты по которым наступил)
2. – Внешний (обязательства, возникшие в валюте иностранного гос-ва)
– Внутренний (обязательства, возникшие в нац. валюте)
Обеспечением ГД РФ служат активы, находящиеся в распоряжении Прав-ва. РФ не несет ответственности по тем долгам, которые не были ею гарантированы. Величина ГД свидетельствует о Ф. положении страны.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансы и кредит"