Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по предмету "Финансы и кредит"
Рынок – посредник между эмитентами и инвесторами.
Рынки:
1. первичные (аккумуляция ц/б, т.е. выпуск или первичное размещение)
2. вторичные (перераспределение ранее выпущенных ц/б)
Предпосылками для появления ц/б и функционирования рынка является несовпадение потребностей и их наличие у того или иного субъекта.
Условия существования рынков:
- наличие в стране твердой денежной единицы.
- наличие в экономике стороны собственников, которые обладают определенной самостоятельностью.
- наличие в стране свободных цен.
- наличие направления вложения ср-в.
- выплаты дивидендов.
Финансовые рынки являются сложными структурами, где Г. осуществляет контроль. Невозможно создать рынки только путем закона.
Организации ц/б:
1. банковские организации
2. фонды
3. страховые компании
4. фондовые биржи
Ключевые организации Ф. рынков. На их роль приходится примерно 1/3 оборота ц/б, остальные - внебиржевые, на которых обращаются некатирующиеся ц/б.
Листинг – процедура допуска ц/б на рынок
Вопрос 4. Управление финансами. Финансовая политика.
Управление Ф. – совокупность приемов, методов воздействия на Ф. для достижения определенного результата (включает: планирование, оперативное управление, контроль).
Финансовая политика (ФП) – деятельность Г. по целенаправленному использованию Ф.
Задачи ФП:
• Обеспечение условий для формирования Ф. ресурсов.
• Рациональное распределение и использование ресурсов.
• Выбор Ф. методов, механизмов, инструментов регулирования эконом. и соц. процессов.
Финансовые механизмы – это совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для его экономического и социального развития.
Содержание ФП:
§ Выработка концепции развития Ф.
§ Определение основных направлений на текущий период.
§ Разработка мер, направленных на достижение поставленных целей.
→ в ФП выделяют Ф. стратегию и Ф. тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи, оказывающие влияние на общество в целом, реализация которых носит долговременный характер (пример: проведение налоговой или бюджетной реформы).
Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества (пример, уменьшение ставки НДС).
Типы ФП:
1. Классическая
2. Регулирующая
3. Планово-директивная
Вопрос 5. Методы регулирования экономики с помощью финансов.
Согласование функционирования различных частей экономики достигается перераспределением ресурсов → изменение темпов роста. В регулировании участвуют все сферы Ф. системы.
Методы:
-саморегулирование
- Г. регулирование и вмешательство (Г. устанавливает правила; вмешательство используется при решении задач, связанных с благополучием общества)
Совокупный спрос = потреб. расходы + частные инвестиции + Г. расходы
Кейнс объяснил необходимость государственного вмешательства в кризисных ситуациях и при чрезвычайных обстоятельствах следующим образом: чтобы не изменилась сумма совокупного спроса государство должно регулировать государственные расходы.
Хайек был противником государственного регулирования: объяснил свое мнение субъективностью подхода и медлительностью процесса.
Во всех странах используется государственное вмешательство.
Инструменты регулирования:
- Бюджетное (бюджетная политика)
-Налоговое (налог. политика)
- Денежно-кредитное (Д.-кредит. политика)
Органы управления финансами в РФ:
На законодательном уровне:
- Федеральное собрание
- Президент
- Правительство
На исполнительном уровне:
- Министерство финансов и его региональные представительства
- Главное управление федерального казначейства
- Управление по надзору в сфере страховой деятельности
- Государственный таможенный комитет (ГТК)
- Министерство по налоговому сбору (МНС)
На контрольном уровне:
- Счётная палата
- Центробанк
- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)
Основные направления регулирования:
Законодательное управление – Президент и Правительство.
Исполнительный орган – Минфин и его службы:
1) Фед. казначейство (фед. служба) - Минфин
2) Фед. службы страх. надзора - Минфин
3) Фед. таможенная служба (министерство экон. развития и торговли)
Внебюджетные фонды – Правление и исполнительная дирекция
Поступление налогов – Фед. налоговые службы (Минфин)
Управление налоговыми преступлениями - подразделения МВД
Фед. служба по Ф. рынкам и тарифам
Контроль за Ф. – Фед. служба финансово-бюджетного надзора (Минфин)
Фед. служба по Ф. мониторингу – Минфин и Счетная палата
Управление имуществом – агентство по управлению Фед. имуществом.
Вопрос 6. Сущность и структура государственных финансов.
Задача ГФ – обеспечение гос-ва Д. средствами для решения эконом., полит. и соц. задач.
ГФ – Д. отношения в процессе распределения и перераспределения стоимости общ. продукта и части нац. богатства в связи с формированием Ф. рес-ов у гос-ва и его предприятий, а также использованием их на развитие пр-ва и т.д.
Субъекты:
• Гос-во
• Учреждения и предприятия
• Население
Структура ГФ:
1) Г. бюджет
2) Г. кредит
3) внебюджетные фонды
Гос. бюджет
Представляет собой форму образования и использования централизованного Д. фонда для обеспечения деят-ти Г.
1. Фед. Бюджет: (решает задачи в границах Федерации: Ф. целевые программы; различные отрасли народного хоз-ва; правопорядок; межд. деят-ть).
2. Региональный бюджет (решает задачи регионов, республик: Ф. образования; организации здравоохранения; охрана внутр. безопасности правопорядка, окружающей среды).
3. Местный бюджет (решает задачи местного хоз-ва: создание инфраструктуры территории; подготовка трудовых кадров; решение задач коммунально-бытового хар-ра)
Гос. кредит
Г. является заемщиком временно свободных Д. ср-в физических и юридических лиц.
Внебюджетные фонды
Решают социальные и экономические вопросы.
Вопрос 7. Государственные доходы и расходы.
Г. доходы – 1) Д. отношения по мобилизации Ф. рес-ов гос-ва
2) Д. ср-ва, мобилизованные в распоряжение Г. для выполнения его функций.
Источники доходов:
• внутренние (НД своей страны, часть нац. богатства)
• внешние (НД других стран)
Гос-во имеет разные статьи доходов. Совокупность доходов разных видов образует систему
Г. доходов, решающих задачи:
1. стимулирование роста пр-ва
2. ускорение темпов НТП
3. удовлетворение соц. и других потребностей общества
Методы мобилизации доходов:
1) Взимание налогов (Д. ср-ва, отчисляемые из прибыли; доходов предприятий, населения в бюджет по определенным налоговым ставкам. Занимают ведущее место в системе Г. доходов, являются главным элементом перераспределения; с их помощью формируются разные уровни ГФ)
2) Использование гос. займов и кредитов (для покрытия бюджетного дефицита, либо крупных капиталовложений)
3) Использование эмиссии (выпуск бумажных Д. знаков в обращение с целью покрытия товарооборота наличными ср-вами, платежа)
4) Прочее (неналоговые, некредитные: ср-ва от эксплуатации Г. соб-ти и проведения Г. операций; дивиденды от акций, находящихся в соб-ти; сдача в аренду Г. имущества, ср-ва от его продажи, доходы гос. предприятий)
Г. расходы – 1) Д. отношения, связанные с использованием Ф. рес-ов гос-ва на различные его потребности.
2) Ф. рес-сы, используемые гос-ом для выполнения его функций.
Гос. доходы
Централизованные (непосредственно гос-ом)
Децентрализованные (ср-ва гос. предприятий)
Гос. расходы
Централизованные (через бюджет и внебюджетные фонды)
Децентрализованные (расходы гос. предприятий)
Формы расходов совершенствуются. Хар-р расходов и их структура непосредственно связаны с выполнением гос-ом функциями и экон. возможностями:
1) экономические
2) социальные
3) управленческие
4) оборонные
5) другие
Расходы всех видов образуют систему гос. расходов.
Основные принципы расходования ср-в:
• Целевая направленность ср-в (устанавливаются гос-ом)
• Безвозвратность расходования ср-в (исключение – Г. кредит)
• Соблюдение режима экономии (должна быть разработана система мер и форм оптимизации затрат, которые ориентируются на рациональное использование затрат)
Формы осуществления Г. расходов:
§ Самофинансирование (используется для покрытия расходов Г. предприятиями путем использования собственных ср-в)
§ Бюджетное финансирование (применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение)
§ Кредитное обеспечение (применяется и Г. предприятиями и Г. структурами разных уровней управления и осуществляется в основном путем заимствования Ф. рес-ов)
Система Г. доходов связана с системой Г. расходов и эта связь общеколичественная без закрепления отдельных конкретных расходов за конкретными доходами. Исключение – целевые фонды. Это позволяет маневрировать ср-вами и осуществлять перераспределение.
Вопрос 8. Сущность и функции налогов.
Налог – обязательный и индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организации и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве соб-ти, хоз. ведения или опер. управления Д. ср-в в целях Ф. обеспечения деят-ти Г. или муниц. образований.
Функции налогов:
1. Фискальная – основная функция налогов (Н.), характерная для всех гос-в, благодаря чему гос-ва формируют бюджетный фонд (перераспределение Д. ср-в).
2. Экономическая (регулирующая и стимулирующая) – дает возможность влиять на воспроизводство, стимулировать или сдерживать его развитие, расширять или снижать платежеспособность населения.
Н. через механизм спроса, рынка влияют на производственные процессы. От Н. зависит соотношение между ценой и издержками. Н. являются инструментом перераспределения. Н. отражают отношения в обществе и решают экономические задачи, являются экономической и финансовой категорией.
Вопрос 9. Виды налогов, элементы налогов, способы взимания налогов.
Виды налогов:
1. Прямые (на доход, на прибыль, на имущество; отношения между Г. и налогоплательщиком возникают напрямую)
2. Косвенные (являются надбавкой к цене товара или услуги и оплачиваются потребителем; отношения между Г. и налогоплательщиком возникают через объект обложения: акциз, НДС)
Каждый налог хар-ют налогоплательщики и ряд элементов (ст. 17 НК).
Налогоплательщик – ФЛ или ЮЛ, на которое возложена обязанность платить налог.
Элементы налогов:
1) Объект налогообложения – предмет, подлежащий налогообложению (доход, прибыль)
2) Налоговая база – стоимостная физическая хар-ка объекта, предмет анализа и прогноза
налоговых поступлений.
3) Налоговый период – срок, в течение которого формируется Н. база и окончательно определяется размер Н. обязательств.
4) Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения (единица обложения – единица измерения объекта).
5) Порядок начисления налога.
6) Порядок и сроки уплаты налога.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансы и кредит"