Шпаргалка по предмету "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по предмету "Финансы и кредит"

Работа содержит 1 файл

отыеты фик.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

 

Рынок – посредник между эмитентами и инвесторами.

Рынки:

1.  первичные (аккумуляция ц/б, т.е. выпуск или первичное размещение)

2.  вторичные (перераспределение ранее выпущенных ц/б)

Предпосылками для появления ц/б и функционирования рынка является несовпадение потребностей и их наличие у того или иного субъекта.

 

Условия существования рынков: 

- наличие в стране твердой денежной единицы.

- наличие  в  экономике  стороны  собственников,  которые обладают  определенной самостоятельностью.

- наличие в стране свободных цен.

- наличие направления вложения ср-в.

- выплаты дивидендов.

Финансовые рынки являются сложными  структурами, где  Г. осуществляет контроль. Невозможно создать рынки только путем закона. 

Организации ц/б:

1.  банковские организации

2.  фонды

3.  страховые компании

4.  фондовые биржи

Ключевые организации Ф. рынков. На их роль приходится примерно 1/3 оборота ц/б, остальные -  внебиржевые, на которых обращаются некатирующиеся ц/б. 

Листинг – процедура допуска ц/б на рынок

Вопрос 4. Управление финансами. Финансовая политика.

Управление Ф. – совокупность приемов, методов воздействия на Ф. для достижения определенного результата (включает: планирование, оперативное управление, контроль).

Финансовая политика (ФП) – деятельность Г. по целенаправленному использованию Ф.

 

Задачи ФП:

•  Обеспечение условий для формирования Ф. ресурсов.

•  Рациональное распределение и использование ресурсов.

•  Выбор Ф. методов, механизмов, инструментов регулирования эконом. и соц. процессов.

Финансовые механизмы – это совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для его экономического и социального развития.

 

Содержание ФП:

§ Выработка концепции развития Ф.

§ Определение основных направлений на текущий период.

§ Разработка мер, направленных на достижение поставленных целей. 

→ в ФП выделяют Ф. стратегию и Ф. тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики. Финансовая стратегия включает  крупномасштабные  цели  и  задачи,  оказывающие  влияние  на  общество  в  целом, реализация  которых  носит  долговременный  характер (пример:  проведение  налоговой  или бюджетной реформы).

Финансовая  тактика – направлена на решение задач  конкретного  этапа развития общества (пример, уменьшение ставки НДС).

 

Типы ФП:

1.  Классическая

2.  Регулирующая

3.  Планово-директивная

Вопрос 5. Методы регулирования экономики с помощью финансов.

Согласование  функционирования  различных  частей  экономики  достигается  перераспределением ресурсов → изменение темпов роста. В регулировании участвуют все сферы Ф. системы.

Методы:

-саморегулирование

-  Г. регулирование и вмешательство (Г. устанавливает правила; вмешательство используется при решении задач, связанных с благополучием общества)

   Совокупный спрос = потреб. расходы + частные инвестиции + Г. расходы

 

Кейнс объяснил необходимость государственного вмешательства в кризисных ситуациях и при чрезвычайных обстоятельствах следующим образом: чтобы не изменилась сумма совокупного спроса государство должно регулировать государственные расходы.

Хайек был противником государственного регулирования: объяснил свое мнение субъективностью подхода и медлительностью процесса.

Во всех странах используется государственное вмешательство.

 

Инструменты регулирования:

- Бюджетное (бюджетная политика)

-Налоговое (налог. политика)

- Денежно-кредитное (Д.-кредит. политика)

 

Органы управления финансами в РФ:

 

На законодательном уровне:

- Федеральное собрание

- Президент

- Правительство

 

На исполнительном уровне:

- Министерство финансов и его региональные представительства

- Главное управление федерального казначейства

- Управление по надзору в сфере страховой деятельности

- Государственный таможенный комитет (ГТК)

- Министерство по налоговому сбору (МНС)

На контрольном уровне:

- Счётная палата

- Центробанк

- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)

 

Основные направления регулирования:

Законодательное управление – Президент и Правительство.

Исполнительный орган – Минфин и его службы:

1)  Фед. казначейство (фед. служба) - Минфин

2)  Фед. службы страх. надзора - Минфин

3)  Фед. таможенная служба (министерство экон. развития и торговли)

Внебюджетные фонды – Правление и исполнительная дирекция 

Поступление налогов – Фед. налоговые службы (Минфин)

Управление налоговыми преступлениями - подразделения МВД

Фед. служба по Ф. рынкам и тарифам

Контроль за Ф. – Фед. служба финансово-бюджетного надзора (Минфин)

Фед. служба по Ф. мониторингу – Минфин и Счетная палата

Управление имуществом – агентство по управлению Фед. имуществом.

Вопрос 6. Сущность и структура государственных финансов.

Задача ГФ – обеспечение гос-ва Д. средствами для решения эконом., полит. и соц. задач.

 

ГФ – Д. отношения в процессе распределения и перераспределения стоимости общ. продукта и части нац. богатства в связи с формированием Ф. рес-ов у гос-ва и его предприятий, а также использованием их на развитие пр-ва и т.д.

 

Субъекты:

•  Гос-во

•  Учреждения и предприятия

•  Население

 

Структура ГФ:

1)  Г. бюджет

2)  Г. кредит

3)  внебюджетные фонды

 

Гос. бюджет

Представляет собой форму образования и использования централизованного  Д. фонда  для обеспечения деят-ти Г.

1.  Фед. Бюджет: (решает задачи в границах Федерации:  Ф.  целевые  программы;  различные  отрасли  народного  хоз-ва;  правопорядок;  межд. деят-ть).

2.  Региональный бюджет (решает задачи регионов, республик: Ф. образования; организации здравоохранения; охрана внутр. безопасности правопорядка, окружающей среды).

3.  Местный бюджет (решает задачи местного хоз-ва: создание  инфраструктуры  территории;  подготовка  трудовых  кадров;  решение  задач коммунально-бытового хар-ра) 

 

Гос. кредит

Г. является заемщиком временно свободных Д. ср-в физических и юридических лиц.

 

Внебюджетные фонды

Решают социальные и экономические вопросы.

Вопрос 7. Государственные доходы и расходы.

Г. доходы – 1) Д. отношения по мобилизации Ф. рес-ов гос-ва

2) Д. ср-ва, мобилизованные в распоряжение Г. для выполнения его функций.

 

 

Источники доходов:

•  внутренние (НД своей страны, часть нац. богатства)

•  внешние (НД других стран)

 

Гос-во имеет разные статьи доходов. Совокупность доходов разных видов образует систему

Г. доходов, решающих задачи:

1.  стимулирование роста пр-ва

2.  ускорение темпов НТП

3.  удовлетворение соц. и других потребностей общества

 

Методы мобилизации доходов:

1)  Взимание налогов (Д. ср-ва, отчисляемые из прибыли; доходов предприятий, населения в бюджет по определенным налоговым ставкам. Занимают ведущее место в системе Г. доходов, являются главным элементом перераспределения; с их помощью формируются разные уровни ГФ)

2)  Использование  гос.  займов  и  кредитов (для  покрытия  бюджетного  дефицита,  либо крупных капиталовложений)

3)  Использование эмиссии (выпуск бумажных Д. знаков в обращение с целью покрытия товарооборота наличными ср-вами, платежа)

4)  Прочее (неналоговые, некредитные:  ср-ва от эксплуатации  Г.  соб-ти  и  проведения  Г. операций; дивиденды от акций, находящихся в соб-ти; сдача в аренду Г. имущества, ср-ва от его продажи, доходы гос. предприятий)

 

Г. расходы – 1) Д. отношения, связанные с использованием Ф. рес-ов гос-ва на различные его потребности.

   2) Ф. рес-сы, используемые гос-ом для выполнения его функций.

Гос. доходы

Централизованные (непосредственно гос-ом)

Децентрализованные (ср-ва гос. предприятий)

Гос. расходы

Централизованные (через бюджет и внебюджетные фонды)

Децентрализованные (расходы гос. предприятий)

Формы расходов совершенствуются. Хар-р расходов и их структура непосредственно связаны с выполнением гос-ом функциями и экон. возможностями:

1)  экономические

2)  социальные

3)  управленческие

4)  оборонные

5)  другие

Расходы всех видов образуют систему гос. расходов.

 

Основные принципы расходования ср-в:

•  Целевая направленность ср-в (устанавливаются гос-ом)

•  Безвозвратность расходования ср-в (исключение – Г. кредит)

•  Соблюдение режима экономии (должна быть разработана система мер и форм оптимизации затрат, которые ориентируются на рациональное использование затрат)

 

Формы осуществления Г. расходов:

§ Самофинансирование (используется для покрытия расходов Г. предприятиями путем использования собственных ср-в)

§ Бюджетное финансирование (применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение)

§ Кредитное обеспечение (применяется и  Г.  предприятиями  и  Г.  структурами  разных уровней управления и осуществляется в основном путем заимствования Ф. рес-ов)

Система Г. доходов связана с системой Г. расходов и эта связь общеколичественная без закрепления отдельных конкретных расходов за конкретными доходами. Исключение – целевые фонды. Это позволяет маневрировать ср-вами и осуществлять перераспределение.

Вопрос 8. Сущность и функции налогов.

Налог – обязательный и индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организации и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве соб-ти, хоз. ведения или опер. управления Д. ср-в в целях Ф. обеспечения деят-ти Г. или муниц. образований.

 

Функции налогов:

1.  Фискальная – основная функция налогов (Н.), характерная для всех гос-в, благодаря чему гос-ва формируют бюджетный фонд (перераспределение Д. ср-в).

2.  Экономическая (регулирующая и стимулирующая) – дает возможность влиять на воспроизводство, стимулировать или сдерживать его развитие, расширять или снижать платежеспособность населения. 

             

Н. через механизм спроса, рынка влияют на производственные процессы. От Н. зависит соотношение между  ценой и издержками. Н. являются инструментом перераспределения. Н. отражают отношения в обществе и решают экономические задачи, являются экономической и финансовой категорией. 

Вопрос 9. Виды налогов, элементы налогов, способы взимания налогов.

Виды налогов:

1.  Прямые (на доход, на прибыль, на имущество; отношения между Г. и налогоплательщиком возникают напрямую)

2.  Косвенные (являются надбавкой к цене товара или услуги и оплачиваются потребителем; отношения между Г. и налогоплательщиком возникают через объект обложения: акциз, НДС)

Каждый налог хар-ют налогоплательщики и ряд элементов (ст. 17 НК).

Налогоплательщик – ФЛ или ЮЛ, на которое возложена обязанность платить налог.

Элементы налогов:

1)  Объект  налогообложения –  предмет,  подлежащий  налогообложению (доход,  прибыль)

2)  Налоговая база – стоимостная физическая хар-ка объекта, предмет анализа и прогноза

налоговых поступлений.

3)  Налоговый период – срок, в течение которого формируется Н. база и окончательно определяется размер Н. обязательств.

4)  Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения (единица обложения – единица измерения объекта).

5)  Порядок начисления налога.

6)  Порядок и сроки уплаты налога.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансы и кредит"