Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, шпаргалка
50. формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
51. определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту.
52. формирование системы кредитных условий.
53. Управление денежными потоками предприятия – одна из тактических задач финансового менеджмента.
....
60. Производственный и финансовый цикл.
Большое значение имеет и отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.
По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность делится на следующие группы:
- краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко;
- долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Эта группировка имеет значение для многих финансовых расчетов. В частности, краткосрочная задолженность относится к быстрореализуемым активам и соответственно принимается в расчет при определении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленнореализуемым активам. Правда, любую задолженность можно продать по договору цессии (уступка права требования), и в этом случае ее можно будет приравнять к быстрореализуемым или даже наиболее ликвидным средствам, но в сумме фактически получаемой выручки (обычно не более 50%).
С целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации («сконто»), например:
- скидка за предоплату в размере 5%;
- расчет по примерной схеме «3/15 полная 30», т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 3%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте.
В отношении просроченной задолженности необходим поиск взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями, в отдельных случаях возможен бартер, расчеты акциями заказчика и др.
Предоставление заказчику отсрочки платежа всегда сопряжено с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита новому покупателю может быть обусловлено предоставлением обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д. Отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам нецелесообразно.
При решении вопроса
о предоставлении заказчику отсрочки
или рассрочки платежей за поставленную
продукцию учитываются его
Если у предприятия много заказчиков, то их можно предварительно сгруппировать:
- надежные покупатели - им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках;
- покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;
- покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение;
- покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно.
56. Политика управления дебиторской задолженностью –
это часть общей политики управления оборотными
активами и маркетинговой политики предприятия,
направленной на расширение объемов реализации
продукции и заключающейся в оптимизации
общего размера этой задолженности и обеспечении
ее своевременной инкассации.
Этапы формирования политики управления
дебиторской задолженностью:
I. Анализ дебиторской задолженности
предприятия в предшествующем периоде:
I.1. Анализ уровня и динамики дебиторской
задолженности:
- коэффициент отвлечения оборотных активов
в дебиторскую задолженность: (1.1)
где ДЗ – сумма дебиторской задолженности,
ден. ед.; ОА – сумма оборотных активов,
ден. ед.
I.2. Анализ оборачиваемости дебиторской
задолженности:
- оборачиваемость дебиторской задолженности:
где В – объем реализации продукции в
кредит, ден. ед.; - среднегодовая сумма
дебиторской задолженности (), ден. ед.;
ДЗН и ДЗК – дебиторская задолженность
на начало и конец года, соответственно,
ден. ед.
- период оборота дебиторской задолженности
(средний период инкассации): (1.3)
где В0 – однодневный объем реализации
в кредит, ден. ед.
I.3. Анализ состава дебиторской задолженности
по отдельным возрастным группам, то есть
по предусмотренным срокам ее инкассации.
I.4. Анализ состава просроченной, сомнительной
и безнадежной дебиторской задолженности:
- коэффициент просроченности дебиторской
задолженности:
(1.4)
где ДЗПР – сумма просроченной дебиторской
задолженности, ден. ед.
- средний возраст просроченной (сомнительной, безнадежной)
дебиторской задолженности: (1.5)
I.5. Анализ эффекта от инвестирования средств
в дебиторскую задолженность:
- эффект от инвестирования средств в
дебиторскую задолженность:
где ПДЗ – дополнительная прибыль
от увеличения выручки за счет предоставления
кредита покупателям, ден. ед.; ТЗДЗ –
текущие затраты по кредитованию покупателей
и инкассации долга, ден. ед.; ФПДЗ –
прямые финансовые потери от невозврата
долга покупателями.
- коэффициент эффективности
инвестирования средств в дебиторскую задолженность:
II. Формирование принципов кредитной
политики по отношению к покупателям продукции:
II.1. Выбор формы осуществления реализации
продукции в кредит:
- товарный (коммерческий) кредит –
оптовая реализации продукции в кредит
с отсрочкой оплаты от одного до шести
месяцев;
- потребительский кредит - розничная
реализации продукции в кредит с отсрочкой
оплаты до двух лет.
II.2. Выбрать тип кредитной политики с точки
зрения соотношения доходности и риска:
- консервативный (жесткий) – минимум
кредитного риска для предприятия за счет
сокращения покупателей повышенного риска
– минимизация сроков и размеров кредита,
ужесточение условий кредита и повышение
его стоимости, жесткие условия инкассации
долга;
- умеренный – средний уровень кредитного
риска;
- агрессивный (мягкий) – максимизация
прибыли от реализации в кредит, не считаясь
с риском.
Факторы кредитной политики:
- современная коммерческая и финансовая
политика осуществления торговых операций;
- общее состояние покупателей, уровень
их платежеспособности;
- конъюнктура товарного рынка, сложившийся
спрос на продукцию предприятия;
- потенциальная способность предприятия
наращивать объем производства;
- правовые условия обеспечения
взыскания дебиторской
Оптимальная кредитная политика позволяет
максимизировать эффект от продаж продукции
в кредит (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Оптимизация кредитной политики
предприятия
по критерию максимизации эффекта от инвестирования
средств в дебиторскую задолженность
(Х – количество отклонений запросов на
поставку продукции в кредит)
III. Определение возможной
суммы финансовых средств, инвестируемых
в дебиторскую задолженность:
Инвестиции в дебиторскую
задолженность:
где КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости
и цены (коэффициент затратности), доли
единицы.
IV. Формирование условий предоставления
кредита:
- срок предоставления кредита (кредитный
лимит);
- размер предоставляемого кредита (кредитный
лимит);
- стоимость предоставляемого кредита
(система ценовых скидок):
где с – размер ценовой скидки, доли единицы
(см. рис. 1.2).
- система штрафных санкций, учитывающая
потери дохода кредитора из-за несвоевременной
оплаты долга, инфляцию, необходимость
возмещения риска утери уровня платежеспособности
кредитора.
Рис. 1.2. Отклонение цены товара для покупателя
на разных этапах инкассационного периода
V. Формирование стандартов
оценки покупателей и дифференциация
условий предоставления кредита – оценка способности покупателя привлекать
кредиты в различных формах и выполнять
все связанные с ними финансовые обязательства
в полном объеме и в предусмотренные сроки.
VI. Формирование процедуры
инкассации долга:
- сроки и формы предварительных и последующих
напоминаний покупателям о дате платежей;
- возможности и условия пролонгирования
долга;
- условия возбуждения дела о банкротстве
несостоятельных дебиторов.
VII. Обеспечение использования
на предприятии современных форм рефинансирования
дебиторской задолженности:
- овердрафт
- факторинг;
- фофейтинг;
- учет векселей, выданных покупателями.
VIII. Построение эффективных
систем контроля за движением и своевременной
инкассацией дебиторской задолженности:
- система АВС-анализа;
- построение платежного календаря предприятия.
57. Существуют следующие возможности маневра по сокращению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к маркетинговой функции предприятия:
Принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий формуле Дюпона.
Скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).
Учет векселей и факторинг.
1. В условиях конкуренции имеет
больший смысл укорять
58. Существуют следующие возможности маневра по сокращению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к маркетинговой функции предприятия:
- Скидки покупателям за
- Учет векселей и факторинг.
1. Предоставляя покупателю
С другой стороны, зачастую трудно реализовать товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах развитой рыночной экономики давно был найден и успешно применяется способ облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование. Если оплата товара произойдет до истечения определенного срока, то можно будет воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока платить придется сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что выгоднее: оплатить до определенной даты, даже если придется для этого воспользоваться банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку?
Необходимо сопоставить “Цену отказа от скидки” со стоимостью банковского кредита (и то, и другое - на базе годовых процентных ставок). Взвесим издержки альтернативных возможностей.
Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатит товар в течение льготного периода. Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.
2. Эффективность управления текущими активами и текущими пассивами можно также повысить разумно используя учет векселей и факторинг с целью превращения ФЭП в отрицательную величину и ускорения оборачиваемости оборотных средств.
2.1.Главное экономическое предназначение учета векселя: немедленное превращение дебиторской задолженности поставщика в деньги на его счете. Но за это приходится платить. Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки:
Чем больше номинальная стоимость векселя, тем большую сумму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней остается до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.
Чтобы ускорить получение денег по векселю, владельцу не обязательно продавать его банку. Можно и заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого аваля, т.е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо, либо одно из лиц, пописавших вексель.
2.2. Теперь о факторинге. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
1. Факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) - специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры своих клиентов;
2. Клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
3. Предприятие (заемщик) – фирма- покупатель товара.
Факторинговые услуги представляются
"без финансирования" или “с
финансированием”. В первом случае
клиент, продавший счет-фактуру
Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде долгосрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.
Информация о работе Шпаргалка по "Краткосрочной финансовой политике"