Шпаргалка по "Краткосрочной финансовой политике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

50. формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
51. определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту.
52. формирование системы кредитных условий.
53. Управление денежными потоками предприятия – одна из тактических задач финансового менеджмента.
....
60. Производственный и финансовый цикл.

Работа содержит 1 файл

КФП.doc

— 662.00 Кб (Скачать)

Большое значение имеет  и отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

По данным финансовой отчетности дебиторская  задолженность делится на следующие  группы:

- краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко;

- долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Эта группировка имеет  значение для многих финансовых расчетов. В частности, краткосрочная задолженность  относится к быстрореализуемым  активам и соответственно принимается  в расчет при определении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленнореализуемым активам. Правда, любую задолженность можно продать по договору цессии (уступка права требования), и в этом случае ее можно будет приравнять к быстрореализуемым или даже наиболее ликвидным средствам, но в сумме фактически получаемой выручки (обычно не более 50%).

С целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации («сконто»), например:

-                 скидка за предоплату в размере 5%;

-                 расчет по примерной схеме «3/15 полная 30», т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 3%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте.

В отношении просроченной задолженности необходим поиск  взаимоприемлемых решений: отсрочка или  рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями, в отдельных  случаях возможен бартер, расчеты акциями заказчика и др.

Предоставление заказчику  отсрочки платежа всегда сопряжено  с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита новому покупателю может быть обусловлено предоставлением  обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д. Отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам нецелесообразно.

При решении вопроса  о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию учитываются его платежеспособность, деловая репутация, опыт прежних  взаимоотношений.

Если у предприятия  много заказчиков, то их можно предварительно сгруппировать:

-                 надежные покупатели - им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках;

-                 покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;

-                 покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение;

-                 покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно.

 

56.     Политика управления дебиторской задолженностью – это часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации. 
 
Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью: 
 
I. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде: 
 
I.1. Анализ уровня и динамики дебиторской задолженности: 
- коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность:  (1.1) 
 
где ДЗ – сумма дебиторской задолженности, ден. ед.; ОА – сумма оборотных активов, ден. ед. 
 
I.2. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности: 
 
- оборачиваемость дебиторской задолженности:  
 
где В – объем реализации продукции в кредит, ден. ед.;  - среднегодовая сумма дебиторской задолженности (), ден. ед.; ДЗН и ДЗК – дебиторская задолженность на начало и конец года, соответственно, ден. ед. 
- период оборота дебиторской задолженности (средний период инкассации):  (1.3) 
где В– однодневный объем реализации в кредит, ден. ед. 
I.3. Анализ состава дебиторской задолженности по отдельным возрастным группам, то есть по предусмотренным срокам ее инкассации. 
I.4. Анализ состава просроченной, сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности: 
- коэффициент просроченности дебиторской задолженности: 
 
 (1.4) 
 
где ДЗПР – сумма просроченной дебиторской задолженности, ден. ед.

- средний возраст просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:  (1.5) 
 
I.5. Анализ эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность: 
- эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность:  
где ПДЗ – дополнительная прибыль от увеличения выручки за счет предоставления кредита покупателям, ден. ед.; ТЗДЗ – текущие затраты по кредитованию покупателей и инкассации долга, ден. ед.; ФПДЗ – прямые финансовые потери от невозврата долга покупателями.

- коэффициент эффективности  инвестирования средств в дебиторскую задолженность:   
II. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции: 
II.1. Выбор формы осуществления реализации продукции в кредит: 
- товарный (коммерческий) кредит – оптовая реализации продукции в кредит с отсрочкой оплаты от одного до шести месяцев; 
- потребительский кредит - розничная реализации продукции в кредит с отсрочкой оплаты до двух лет. 
II.2. Выбрать тип кредитной политики с точки зрения соотношения доходности и риска: 
- консервативный (жесткий) – минимум кредитного риска для предприятия за счет сокращения покупателей повышенного риска – минимизация сроков и размеров кредита, ужесточение условий кредита и повышение его стоимости, жесткие условия инкассации долга; 
- умеренный – средний уровень кредитного риска; 
- агрессивный (мягкий) – максимизация прибыли от реализации в кредит, не считаясь с риском. 
 
Факторы кредитной политики: 
- современная коммерческая и финансовая политика осуществления торговых операций; 
- общее состояние покупателей, уровень их платежеспособности; 
- конъюнктура товарного рынка, сложившийся спрос на продукцию предприятия; 
- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства;

- правовые условия обеспечения  взыскания дебиторской задолженности. 
Оптимальная кредитная политика позволяет максимизировать эффект от продаж продукции в кредит (см. рис. 1.1). 
 
 
 
 
Рис. 1.1. Оптимизация кредитной политики предприятия 
по критерию максимизации эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность (Х – количество отклонений запросов на поставку продукции в кредит) 
III. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность: 
Инвестиции в дебиторскую задолженность:  
где КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены (коэффициент затратности), доли единицы. 
IV. Формирование условий предоставления кредита: 
- срок предоставления кредита (кредитный лимит); 
- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит); 
- стоимость предоставляемого кредита (система ценовых скидок):  
 
где с – размер ценовой скидки, доли единицы (см. рис. 1.2). 
- система штрафных санкций, учитывающая потери дохода кредитора из-за несвоевременной оплаты долга, инфляцию, необходимость возмещения риска утери уровня платежеспособности кредитора. 
 
Рис. 1.2. Отклонение цены товара для покупателя на разных этапах инкассационного периода 
V. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита – оценка способности покупателя привлекать кредиты в различных формах и выполнять все связанные с ними финансовые обязательства в полном объеме и в предусмотренные сроки. 
VI. Формирование процедуры инкассации долга: 
- сроки и формы предварительных и последующих напоминаний покупателям о дате платежей; 
- возможности и условия пролонгирования долга; 
- условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. 
VII. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности: 
- овердрафт

- факторинг; 
- фофейтинг; 
- учет векселей, выданных покупателями. 
VIII. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности: 
- система АВС-анализа; 
- построение платежного календаря предприятия.  
 

 

57. Существуют следующие возможности маневра по сокращению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к маркетинговой функции предприятия:

Принцип дорогой закупки и дешевой  продажи товара, полностью соответствующий  формуле Дюпона.

Скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).

Учет векселей и факторинг.

1. В условиях конкуренции имеет  больший смысл укорять оборачиваемость  оборотных средств, чем упорствовать  на максимизации нормы прибыли  на каждую единицу реализуемого  товара. При высоких показателях оборачиваемости оборотных средств коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага) может значительно превышать единицу. Формула Дюпона в любых ее модификациях неопровержимо свидетельствует в пользу того, что высокая оборачиваемость средств умножает на себя скромную рентабельность оборота и дает в итоге повышенную рентабельность использования средств. При этом повышается значение дифференциала эффекта финансового рычага и предприятие может себе позволить еще больше увеличить плечо рычага. В условиях инфляции для 6опьшинства предприятий оборот важнее прибыли.

 

58. Существуют следующие возможности маневра по сокращению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к маркетинговой функции предприятия:

- Скидки покупателям за сокращение  сроков расчета (спонтанное финансирование).

- Учет векселей и факторинг.

1. Предоставляя покупателю отсрочку  платежа за товар, продавец, по  существу, предоставляет своему партнеру кредит, который вопреки бытующему мнению, отнюдь не является бесплатным. Предоставляя отсрочку в 45 дней, продавец идет на упущенную выгоду - тот же убыток - по крайней мере, в сумме банковского процента, который мог бы набежать на сумму за полтора месяца, если бы она была получена немедленно. Более того, если рентабельность превышает средне банковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная в оборот, могла бы принести еще большее приращение.

С другой стороны, зачастую трудно реализовать товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах развитой рыночной экономики давно был найден и успешно применяется способ облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование. Если оплата товара произойдет до истечения определенного срока, то можно будет воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока платить придется сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что выгоднее: оплатить до определенной даты, даже если придется для этого воспользоваться банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку?

Необходимо сопоставить “Цену  отказа от скидки” со стоимостью банковского  кредита (и то, и другое - на базе годовых  процентных ставок). Взвесим издержки альтернативных возможностей.

 

Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатит товар  в течение льготного периода. Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

2. Эффективность управления текущими активами и текущими пассивами можно также повысить разумно используя учет векселей и факторинг с целью превращения ФЭП в отрицательную величину и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

2.1.Главное экономическое предназначение учета векселя: немедленное превращение дебиторской задолженности поставщика в деньги на его счете. Но за это приходится платить. Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки:

 

Чем больше номинальная стоимость  векселя, тем большую сумму удержит  банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней остается до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.

Чтобы ускорить получение денег  по векселю, владельцу не обязательно  продавать его банку. Можно и  заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого аваля, т.е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо, либо одно из лиц, пописавших вексель.

2.2. Теперь о факторинге. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1. Факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) - специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры своих клиентов;

2. Клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

3. Предприятие (заемщик) – фирма- покупатель товара.

Факторинговые услуги представляются "без финансирования" или “с финансированием”. В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой  компании, получает от последней сумму  счета-фактуры при наступлении срока платежа.

Во втором случае клиент может требовать  немедленной оплаты счета-фактуры  вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде долгосрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.

Информация о работе Шпаргалка по "Краткосрочной финансовой политике"