Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, шпаргалка
50. формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
51. определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту.
52. формирование системы кредитных условий.
53. Управление денежными потоками предприятия – одна из тактических задач финансового менеджмента.
....
60. Производственный и финансовый цикл.
50. формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции - в процессе формирования принципов решаются 2 основных вопроса:
1) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности – товарный (коммерческий) или потребительский кредит. Товарный кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (обычно товарный кредит предоставляется на срок 1-6 месяцев). Потребительский кредит представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям с отсрочкой платежа (1 месяц – 6 лет).
2) какой тип кредитной политики
следует избрать:
Консервативная (жесткая) политика направлена на минимизацию кредитного риска. Это достигается за счет: сокращения круга покупателей в кредит за счет групп повышенного риска, минимизации сроков и размеров предоставленного кредита, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренная политика характеризуется средним уровнем кредитного риска.
Агрессивная политика характеризуется стремлением предприятия к максимальному наращиванию объема реализации продукции, в том числе за счет продажи в кредит, не считаясь с высоким уровнем риска: максимальное распространение кредита на все группы покупателей, в том числе и на рискованных, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгировать кредит.
Задача выбора кредитной политики решается каждым предприятием исходя из целевых установок, планов и предпочтений руководства и финансовых менеджеров.
В процессе выбора типа кредитной политики учитываются след факторы:
§ общее состояние экономики
§ современная финансовая практика осуществления торговых операций
§ сложившаяся конъюнктура
§ финансовые возможности предприятия в частности отвлечения средств в дебиторскую задолженность
§ отношение собственников и менеджеров к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
51. определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту.
Расчет необходимой суммы
ИДЗ = ОРК * КС:Ц * (ППКСР + ПРСР) : 360
ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит, КС:Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выражен десятичной дробью, ППКСР – средний период предоставления кредита покупателям в днях, ПРСР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту в днях
52. формирование системы кредитных условий. В состав условий входят следующие элементы:
§ срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию;
§ размер предоставляемого кредита (лимит кредита) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному или потребительскому кредиту;
§ стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию) характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию;
§ система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
53. Управление денежными
потоками предприятия – одна из тактических
задач финансового менеджмента.
Активы предприятия делятся на основные
(фиксированные, постоянные - землю, здания,
сооружения, оборудование, нематериальные
активы, другие основные средства и вложения)
и оборотные (текущие, то есть все остальные
активы баланса). Основные активы трудно
реализуемы, поскольку требуется значительное
время и даже дополнительные затраты для
их реализации в случае необходимости.
Оборотные активы в зависимости от способности
превращаться в деньги делятся на медленно
реализуемые (запасы готовой продукции,
сырья и материалов), быстро реализуемые
(дебиторскую задолженность, средства
на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные
средства и краткосрочные ценные бумаги).
Часто используемое понятие «оборотные
средства» означает обычно денежную стоимость
оборотных активов. Сами же оборотные
активы при своей классификации обладают
натуральной формой выражения.
Виды оборотных активов в зависимости
от их физической природы классифицируются
следующим образом:
- запасы сырья, материалов и полуфабрикатов
характеризуют объем входящих материальных
потоков, обеспечивающих производственную
деятельность предприятия;
- запасы готовой продукции представляют
текущий объем выходящих материальных
потоков произведенной продукции, предназначенной
для реализации;
- дебиторская задолженность представляет
сумму задолженности в пользу предприятия,
оформленную как финансовые обязательства
юридических и физических лиц по расчетам
за товары, работы, услуги, авансы и т.п.;
- денежные активы включают остатки денежных
средств в национальной и иностранной
валюте, а также сумму краткосрочных финансовых
вложений, которые рассматриваются как
форма инвестиционного использования
временно свободного остатка денежных
активов;
- прочие виды оборотных активов включают
оборотные активы, не перечисленные ранее,
если они отражены в общей их сумме (расходы
будущих периодов и т.п.).
Политика управления оборотными активами
представляет собой часть общей финансовой
стратегии предприятия, заключающейся
в формировании необходимого объема и
состава оборотных активов, рационализации
и оптимизации структуры источников их
финансирования.
Политика управления оборотными активами
находит отражение в системе разработанных
на предприятии финансовых нормативов.
Основными нормативами являются:
- норматив собственных оборотных активов
предприятия;
- система нормативов оборачиваемости
основных видов оборотных активов и продолжительности
операционного цикла в целом;
- система коэффициентов ликвидности оборотных
активов;
- нормативное соотношение отдельных источников
финансирования оборотных активов.
Цели и характер использования отдельных
видов оборотных активов имеют существенные
отличия, поэтому на предприятиях с большим
объемом оборотных активов разрабатывается
самостоятельная политика управления
отдельными их видами, например:
- запасами товарно-материальных ценностей;
- дебиторской задолженностью;
- денежными активами.
Для этих групп оборотных активов конкретизируется
политика управления, которая подчинена
общей политике управления оборотными
активами предприятия
54. Этапы управления денежными потоками
предприятия
Этапы управления
денежными потоками предприятия
Политика управления денежными активами
предприятия разрабатывается по следующим
основным этапам.
1. Анализ денежных активов предприятия
в предшествующем периоде.
На первом этапе анализа рассматриваются
динамика общего объема денежных активов,
используемых предприятием, - темпы изменения
средней их суммы в сопоставлении с темпами
изменения объема и реализации продукции
и средней суммы всех активов, динамика
удельного веса денежных активов в общей
сумме активов предприятия.
На втором этапе анализа рассматривается
динамика состава денежных активов предприятия
в разрезе основных их видов.
Анализ состава оборотных активов предприятия
по отдельным их видам позволяет оценить
уровень их ликвидности.
На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость
денежных активов и общей их суммы с использованием
показателей - коэффициента оборачиваемости
и периода оборота оборотных активов;
устанавливается общая продолжительность
и структура операционного, производственного
и финансового циклов предприятия; исследуются
основные факторы, определяющие продолжительность
этих циклов.
На четвертом этапе анализа определяется
рентабельность денежных активов, исследуются
определяющие ее факторы. В процессе анализа
используются коэффициент рентабельности
денежных активов, а также модель Дюпона,
которая для этого вида активов имеет
вид:
Роа = Ррп * Ооа,
Где Роа - рентабельность оборотных активов;
Ррп - рентабельность реализации продукции;
Ооа - оборачиваемость оборотных активов.
На пятом этапе анализа рассматриваются
состав основных источников финансирования
денежных активов, динамика их суммы и
удельного веса в общем объеме финансовых
средств, инвестированных в эти активы;
определяется уровень финансового риска,
обусловленный структурой источников
финансирования денежных активов.
Результаты анализа позволяют определить
общий уровень эффективности управления
денежными активами на предприятии и выявить
основные направления его совершенствования
в предстоящем периоде.
2. Определение принципиальных подходов
к формированию денежных активов предприятия.
Эти принципы отражают общую идеологию
финансового управления предприятием
с позиций приемлемого соотношения уровня
доходности и риска финансовой деятельности,
содействуют выбору политики их формирования.
3. Оптимизация объема денежных активов.
Такая оптимизация должна исходить из
принятого типа политики формирования
денежных активов, обеспечивая заданный
уровень соотношения эффективности их
использования и риска. Процесс оптимизации
объема денежных активов состоит их трех
основных этапов.
На первом этапе с учетом результатов
анализа денежных активов в предшествующем
периоде определяется система мероприятий
по сокращению продолжительности операционного,
производственного и финансового циклов
предприятия. Сокращение продолжительности
отдельных циклов не должно приводить
к снижению объемов производства и реализации
продукции.
На втором этапе оптимизируются объем
и уровень отдельных видов этих активов
путем нормирования периода их оборота
и суммы.
На третьем этапе определяется общий объем
денежных активов предприятия на предстоящий
период:
4. Оптимизация соотношения постоянной
и переменной частей денежных актинов.
Потребность в денежных активах и
их сумма в целом существенно меняются
в зависимости от сезонных особенностей
операционной деятельности. Например,
на предприятиях агропромышленного комплекса
закупки сырья осуществляются лишь в течение
определенных сезонов, что обусловливает
повышенный размер денежных активов в
этот период. На предприятиях переработки
сырья в течение определенного сезона
и последующей равномерной реализации
продукции отмечается повышенный размер
оборотных активов в форме запасов готовой
продукции. Колебания в размерах оборотных
активов могут вызываться и сезонными
особенностями спроса на продукцию предприятия.
В связи с этим при управлении оборотными
активами следует определять их сезонную
или иную циклическую составляющую, которая
представляет собой разницу между максимальной
и минимальной потребностями на протяжении
года.
6. Повышение рентабельности денежных активов.
Денежные активы должны обеспечивать
определенную прибыль при их использовании
в деятельности предприятия. Отдельные
виды денежных активов предназначены
для того, чтобы приносить предприятию
прямой доход в форме процентов и дивидендов
(кратко срочные финансовые вложения).
Составной частью разрабатываемой политики
является обязательное использование
временно свободного остатка денежных
активов для формирования портфеля краткосрочных
финансовых вложений.
7. Обеспечение минимизации потерь денежных
активов в процессе их использования.
Все виды денежных активов подвержены
риску потерь. Денежные активы в значительной
мере подвержены риску инфляционных потерь:
краткосрочные финансовые вложения - риску
потерь части дохода в связи с неблагоприятной
конъюнктурой финансового рынка, а также
риску потерь от инфляции.
Поэтому политика управления оборотными
активами должна быть направлена на минимизацию
риска их потерь, особенно в условиях действия
инфляционных факторов.
Дебиторская задолженность представляет собой вид активов, характеризующих:
1. сумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;
2. счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.
В соответствии со стандартами бухгалтерского учёта, дебиторская задолженность определяется как сумма, причитающаяся компании или иному лицу от покупателей или иных дебиторов.
Наиболее распространенным
видом дебиторской
Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В балансе остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений[32]. В то же время управление дебиторской задолженностью является средством увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.
Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.
В условиях острого недостатка
оборотных средств, характерного для
многих предприятий, завышенные размеры
дебиторской задолженности
Поскольку в общей сумме
дебиторской задолженности
Другой важнейший показатель - удельный вес просроченной дебиторской задолженности. С ростом объема продаж общая сумма просроченной дебиторской задолженности также возрастает, но ее удельный вес должен снижаться. Однако многое зависит от состава покупателей. Если увеличение объема продаж связано с освоением производства и реализацией новых товаров, рассчитанных на иной круг покупателей по сравнению со сложившимся, то возможны существенные изменения как динамики, так и удельного веса просроченной задолженности.
Дебиторская задолженность делится на две группы:
1. дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;
2. дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она в свою очередь подразделяется на следующие группы:
- ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;
-труднореализуемая;
-сомнительная;
-безнадежная.
Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянных и разовых. Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможно применение целой системы мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Так если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то к примеру, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке.
Информация о работе Шпаргалка по "Краткосрочной финансовой политике"