Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".

Работа содержит 1 файл

шпоры по финансу и кредиту.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Регулирующие  возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения  ведет к падению хозяйственной  активности, уменьшению потребительских  расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования основного о бщегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных сре дств в р аспоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные    доходы,    с    одной    стороны,    являются    результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Состав  бюджетных доходов, их структура  органически связаны с объемами общественного производства и национального  дохода и определяются финансовой политикой  государства.

В доходах  бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления.

В составе  доходов бюджетов обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных сре дств в б юджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные  средства считаются зачисленными в  доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей.

Штрафы  и иные суммы принудительного  изъятия подлежат зачислению в местные  бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке  изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями суд 
 
 

    1. Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений между органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность их основывается на бюджетном федерализме.

Под бюджетным  федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Конкретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на определенное сочетание 2 взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами власти на рынке социальных услуг и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов. Модель бюджетного федерализма включает 3 составляющие:

полномочия  по расходам уровней власти разграничены;

наделение уровней власти достаточными фискальными  ресурсами для осуществления  полномочий;

территориальные дисбалансы сглаживаются бюджетными трансфертами (общими и целевыми), обеспечивающими  стандарт государственных услуг.

В мировой  практике используются 2 типа моделей  бюджетного федерализма.

1. Децентрализованная. Характеризуется: финансовой независимостью  и самостоятельностью региональных  властей; полномочия по налогам  разделяются так, федеральный  бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты- налоги на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения. В чистом виде данная модель используется в США, Канаде, Австралии, Великобритании и др. странах.

2. Кооперативная.  Характеризуется: более широким  участием региональных властей  в перераспределении национального  дохода и макроэкономической  стабилизации; большой ролью регионов в распределении налоговых доходов; активным горизонтальным бюджетным выравниванием, в основном, за счет общих трансфертов. Такую модель используют Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и др. страны Европы.

В РФ применяется прагматическая модель межбюджетных отношений кооперативного типа.

2. Финансовая  помощь из федерального бюджета  бюджетам субъектов РФ предоставляется  в форме: дотаций или субвенций  на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности; субвенций  и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов. 

 
 
 

    1. Что такое бюджетный  процесс?

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов  власти по составлению, рассмотрению и  исполнению федерального, региональных и местных бюджетов, а также по утверждению исполнения и контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий:

-   составление проекта бюджета; 

-   рассмотрение и утверждение; 

-   исполнение бюджета; 

-   составление отчета об исполнения и утверждении отчета об исполнении.

Каждая  стадия имеет свое назначение, все  они должны быть соблюдены и выполнены  в обозначенные законодательством  сроки.

В большинстве  стран продолжительность бюджетного процесса составляет около трех лет.

Составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает около 20 месяцев. Исполнение - один год. Как правило, он совпадает с календарным и  носит название бюджетного периода. Следующий за бюджетным периодом первый месяц нового года называется льготным периодом. Он предназначен для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Бюджетный и льготный периоды составляют отчетный период.

Составление отчета об исполнении бюджета и его  утверждение занимает около пяти месяцев.

Помимо  стадий бюджетного процесса Бюджетный  кодекс РФ определяет порядок осуществления  государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а  также прописывает меры и порядок  ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. 
 
 

    1. Стабилизационный  фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный  фонд выполняет следующие функции:

является  встроенным стабилизатором (наряду с  такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

обеспечивает  дополнительную устойчивость государственным  финансам;

может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а  не Федеральное Собрание посредством  бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был  разделён на две части: Резервный  фонд (3 057,85 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния

Управление  средствами Фонда

Прежде  всего, необходимо провести чёткую границу  между управлением средствами Стабфонда  и их использованием. Исходя из предназначения Фонда — служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):

путём приобретения за счёт средств Фонда  иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;

путём приобретения за счёт средств Фонда  долговых обязательств иностранных государств.

Перечень  государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство, а Минфин разрабатывает нормативную  валютную структуру средств Фонда, нормативы минимального и максимального  сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён. С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В настоящее время (актуальность — май 2007) средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре: доллар и евро — по 45 %, фунт — 10 %[2]. Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 — 3. ЦБ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС). 
 
 

8.  Капитал: понятия, виды, структуры, источники формирования.

     1. Состав основного капитала

   Как  известно,  основой   любого   производственного   процесса   является

человеческий  труд, который  предполагает  в  качестве  необходимого  условия

своей деятельности наличие средств и  предметов  труда.  В  совокупности  все

эти три  элемента и составляют производительные  силы  общества.  В  процессе

производства знание средств и предметов труда не  одинаково.  Решающая  роль

принадлежит средствам  труда,  т.е.  совокупности  материальных  средств,  с

помощью которых рабочий воздействует на предмет труда, изменяя  его  физико-

химические  свойства.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"