Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".

Работа содержит 1 файл

шпоры по финансу и кредиту.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

И Таким  образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную  функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного про­цесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение  динамичного развития общественного  и частного производства, ускорение  научно-технического прогресса, всемерное  улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна  из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также  через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются (подробнее см. гл.5)

Помимо  распределительной и контрольной  функций, финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция  связана с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

 Функции  финансов реализуются через финансовый  механизм, представляющий собой  часть хозяйственного механизма.  Финансовый механизм включает  совокупность организационных форм  финансовых отношений в народном  хозяйстве, порядок формирования  и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др. 
 
 

  1. Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.

Бюджетным устройством называют принципы организации  и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ, включает в себя три  уровня:

федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты.

Первый  и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных  внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой  основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом  субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй  уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя  все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Принципы  построения бюджетной системы 

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие  принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться  бюджетная система РФ: 

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает  единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 

2. Принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы

Означает  закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 

3. Принцип самостоятельности бюджетов

право законодательных органов государственной  власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов  у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;

законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Регулирующими  доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники  финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

4. Принцип  полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип  эффективности и экономности  использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип  общего (совокупного) покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности

1) обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) обязательную  открытость для общества и  средств массовой информации  процедур рассмотрения и принятия  решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим  разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Принцип  достоверности бюджета 
 

    1. ДОХОДЫ  БЮДЖЕТОВ Сущность и  виды доходов бюджетов.

Доходы  бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"