Шпаргалка по "финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:21, шпаргалка

Описание работы

Данная работа содержит ответы на вопросы по "финансам"

Работа содержит 1 файл

шпоры .doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Функции социального страхования:

  • защитная (поддержание сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным);
  • компенсирующая(возмещение ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией);
  • воспроизводственная (призвано обеспечивать застрахованным покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности);
  • перераспределительная (значительно влияет на общественное распределение и перераспределение).

Виды  социального страхования в РБ:

1. а) пенсионное;

б) страхование  по временной нетрудоспособности, в  связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи.

2. от безработицы.

3. от производственного  травматизма и профзаболеваний.

26. Социально-экономическая  сущность бюджета страны

         Выступая  формой существования объективных  финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, — бюджетные отношения.

Социально-экономическое  значение бюджета заключается прежде всего в том, что он через систему доходов, объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем ВНП.

       И так, с экономических позиций государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке.

 

27. Бюджетное  устройство. Бюджетный механизм. Бюджетный процесс

Бюджетное устройство отражает гос. устройство страны и определяет содержание бюджетной системы, а также принципы ее построения. В РБ бюджетная система включает 2 уровня: республиканский (главный гарант устройства республики, за счет его средств финансируются объекты республиканской собственности, общереспубликанские программы, социокультурные учреждения республиканского подчинения. Органы гос. власти и управления содержатся на средства республиканского бюджета) и местные бюджеты (обеспечивают развитие хозяйства регионов, благоустройство их территорий и осуществление социокультурных мероприятий местного значения).

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательными  актами  деятельность  гос.  органов по  составлению,  рассмотрению,  утверждению и исполнению  бюджетов.

1)Составление бюджета – обосновываются объем и структура доходов и расходов бюджета. Учитываются направления бюджетно-финансовой политики; параметры прогноза соц.-экономического развития РБ, гос. и региональные программы; оценка исполнения бюджетов за предыдущий год по факту и текущий ожидаемый год.

2) Рассматривается  Парламентом РБ, утверждается Президентом  РБ, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.

3) Исполнение  бюджета обеспечивают Правительство  РБ, местные исполнительные и  распорядительные органы.

28. Общие понятия о структуре бюджета

Бюджет состоит  из 2 частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – это часть бюджета, выражающаяся в платежах ЮЛ и ФЛ и иных доходах.

Источники доходов:

1)По социально-экономическому признаку: доходы от хозяйственной деятельности ФЛ и ЮЛ, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д.

2)По  юридическим формам: налоговые и неналоговые.

3) Источники  доходов бюджета: внутренние и внешние (средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями).

Финансирование  нижестоящего бюджета вышестоящим  происходит в форме дотаций, субвенций  и ссуд.

 

Расходы бюджетов подразделяются на 2 части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т. п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы.

 

Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета.

Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит  неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию.

29. Классификация  государственных займов

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

  • субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления);
  • месту размещения – внутренние и внешние займы;
  • признаку держателей ценных бумаг – займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических  лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц;
  • форме обращения на рынке – рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
  • срокам действия – займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 и выше).
  • форме выплаты доходов – займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом;
  • форме стоимости – товарные и денежные займы. В современных условиях используются денежные займы, однако в истории Беларуси был переходный период от капитализма к социализму, когда применялись и товарные займы – сахарный, хлебный;
  • оформлению – облигационные и безоблигационные займы;
  • методам размещения – займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

30. Сущность  и функции государственного кредита. Формы  государственного кредита. Управление госкредитом

Гос. кредит - это совокупность экономических отношений между государством  с одной стороны и ФЛ и ЮЛ с другой стороны, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности,  с целью выполнения своих функций.

Функции гос. кредита:

  • распределительная (осуществляется формирование и использование централизованных денежных фондов государства; обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов; равномерное распределение налогов).
  • регулирующая: выражается в активном воздействии на макроэкономические показатели, т.к. государственный кредит влияет на уровень процентных ставок, а состояние денежного обращения, валютный курс, производство и занятость.
  • контрольная: поскольку государственный кредит основан на принципах возвратности, срочности, платности, поэтому контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные органы власти.

Гос. кредит может  быть внутренним, когда заемщиком  выступает государство, а кредиторами ЮЛ и ФЛ, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

1)Внутренний кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств.

2)Внешний гос. кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.

В целом гос. кредит при правильной его организации оказывает позитивное влияние на экономику, способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране, служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

 

 

31. Сущность  и функции финансов предприятий  сферы материального производства

В сфере материального  производства производятся товары. Основу организационной структуры данной сферы образуют предприятия, объединения, ассоциации. Поэтому важной особенностью финансов этой сферы является их непосредственная связь с формированием первичных доходов и использованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения.

Финансы сферы  материального производства непосредственно  обслуживают процесс создания стоимости  и являются условием бесперебойного оборота производственных фондов. Объектом распределения на предприятии является выручка от реализации продукции. На основе её распределения формируется фонд возмещения текущих затрат, производятся отчисления в общегосударственные фонды и формируется чистый доход. За счет чистого дохода формируются фонды производственного назначения необходимые для расширения производства, совершенствования его материально-технической базы и фонда потребительского назначения. Чистый доход служит также источником образования общегосударственных фондов в форме налога.

Финансы сфер материального пр-ва включают денежные отношения предприятий с:

  1. другими предприятиями, которые складываются в процессе получения выручки, уплаты штрафов и др.;
  2. коллективом работников данного предприятия;
  3. хозрасчётными подразделениями;
  4. государством;
  5. банками;
  6. вышестоящими организациями;
  7. с учредителями.

Финансы предприятий  выполняют две функции:

  • распределительная реализуется при распределении выручки от реализации прибыли, формировании и использовании целевых фондов. При рациональном использовании всех фондов, эффективной форме их инвестирования обеспечивается возможность предприятий новой техникой, передовыми технологиями, улучшение социального обслуживания коллектива работников.
  • контрольная (контроль за обоснованностью формирования доходов, рациональном использовании фондов, своевременной и полной уплатой налогов).

32. Принципы  организации финансов предприятий  сферы материального производства

Финансы материального  производства базируются на определенных принципах:

  1. хозрасчет;
  2. финансовая самостоятельность предприятия;
  3. экономическая ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, государством, работниками;
  4. участие в кругообороте фондов предприятия не только собственных, но и привлеченных заемных денежных средств.

Хозрасчет - методика ведения хозяйства, которая предполагает полное возмещение затрат, связанных с производством и реализацией продукции из выручки от реализации и прибыли (самоокупаемости). Затраты предприятий не ограничиваются только себестоимостью продукции, ежегодно предприятие обновляет основные фонды, покрывает расходы на социальные нужды коллектива, финансирование культурно-бытовых объектов, эти расходы покрываются прежде всего за счет прибыли, тем самым обеспечивается самофинансирование предприятий.

Самофинансирование тесно связанно с полной финансовой самостоятельностью и ответственностью предприятий. Им предоставлено право самостоятельно распоряжаться собственными финансовыми ресурсами. Государство не может перераспределять финансы предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по "финансам"