Рынок государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
Глава 1. Рынок государственных ценных бумаг и его место
в экономике страны ………………………….………………………………………….5
1.1. Рынок ценных бумаг и их природа……………………………………...…………..5
1.2. Ценные бумаги и их характеристики и классификации.……….……………….....6
1.3. Государственные ценные бумаги: сущность и назначение.……………..………...7
1.4.Основные виды государственных ценных бумаг………………………………….10
I) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)………………...10
II) Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).................12
III) Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ–ПК)....…………13
IV) Облигации федерального займа с постоянным купоном (ОФЗ-ПД) ……...........14
V) Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ)….…………….14
VI) Облигации государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991
г.………………………………………………………………………………………...…15
VII) Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г……..........…15
VIII) Облигации золотого федерального займа (ОФЗ-9999).…….……………….….16
IX) Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)……………...……….16
X) Еврооблигации…………………………………………………………….………….17
XI) Новые государственные ценные бумаги………………………………………..…18
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………...……21
2.1 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ………......20
2.2 Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время……………………….23
2.3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг………………….27
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

!!!Курсовая(Гос.ценные бумаги).doc

— 200.00 Кб (Скачать)
p align="justify">     Государство принимает различные меры по выходу из кризисной ситуации. Разрабатывается  стратегии, модели поведения и антикризисная политика, частичное выполнение которой мы наблюдаем уже в этом году. Одним из ярких примеров является снижение внешнего долга и увеличение внутреннего. Также значительно увеличился выпуск гособлигаций, позволяющий привлекать больше денежных средств. 

     2.3. Перспективы развития  рынка государственных  ценных бумаг.

     В 2008 г. по согласованию с Банком России Минфин России отказался от размещения на рынке коротких инструментов, перейдя к размещению средне- и долгосрочных инструментов фиксированной длины — 3, 5, 10 и 15 лет в рамках заранее объявленного ежегодного графика аукционов, размещенного на сайте Минфина России.

     Все прошедшие за 7 месяцев 2008 г. первичные аукционы по размещению государственных ценных бумаг были проведены четко в соответствии с объявленным графиком.

     Для обеспечения ликвидности новых выпусков государственных облигаций и рынка в целом, планируется, что трех- и пятилетний выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом будут размещаться в течение одного года в объеме 42 млрд. руб. каждый. Десятилетние выпуски облигаций с амортизацией долга будут размещаться в течение двух лет, а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — в течение трех лет (то есть предложенный к размещению в 2008 г. выпуск будет размещаться и в 2009 и в 2010 гг.). При этом общие объемы выпусков будут доводиться соответственно десятилетних выпусков облигаций с амортизацией долга до 80-85 млрд. руб., а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — до 90-100 млрд. руб.

     В условиях повышенного спроса на рублевые инструменты, в том числе государственные ценные бумаги, Минфин России будет проводить дополнительное размещение ценных бумаг путем проведения аукционов по доразмещению облигаций, неразмещенных при проведении первичных аукционов. Размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов будет минимальным по объемам.

     Так, за 7 месяцев 2008 г.Минфином России проведено:

  • 10 первичных аукционов. При этом объем привлечения составил 67,305 млрд. руб., или 65,34% от общей суммы привлечения;
  • 12 аукционов по доразмещению облигаций, неразмещенных при проведении первичных аукционов. При этом объем привлечения составил 32,741 млрд. руб., или 31,78% от общей суммы привлечения.

     Без проведения аукциона Минфин России осуществлял в 2008 г. доразмещение гособлигаций только два раза — в феврале и мае. Причем необходимо отметить, что даже в этих случаях о проведении доразмещения госбумаг объявлялось заранее. Суммарно при таком способе размещения гособлигаций привлечение составило 2,968 млрд. руб., или 2,88% от общей суммы привлечения. Таким образом, Минфин России на сегодняшний день привлек на первичных аукционах и аукционах по доразмещению 97,12% от общего объема привлечения за 7 месяцев 2008 г.

     Следствием проводимой Минфином России в 2008 г. политики заимствований на рынке государственного внутреннего долга явилось то, что из общего, объявленного к размещению объема новых госбумаг в сумме 98,0 млрд. руб. по номиналу размещено облигаций на сумму 97,655 млрд. руб., или 99,65 процентов.

     Наглядное представление правильности проводимой Минфином России заемной политики дает статистика проведения Минфином России первичных аукционов по размещению государственных ценных бумаг за 7 месяцев 2008 г. Таким образом, за 7 месяцев 2008 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,6748 в то время как в 2007 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,5176.

     В 2008 г. доходность к погашению государственных облигаций, обращающихся на рынке, как и в предыдущие годы, существенно зависит от текущей ситуации на валютном и денежном рынках.

     В течение 2006-2008 гг. уровень доходности по государственным облигациям был значительно ниже текущих показателей, характеризующих инфляцию.

     Существуют причины, разнонаправлено влияющие на уровень процентных ставок на рынке ГКО-ОФЗ.

     Основными причинами, препятствующими росту доходности на рынке государственных ценных бумаг, являются следующие:

  1. консервативная политика Минфина России на рынке государственных внутренних заимствований;
  2. сохранение высокого внутреннего спроса на российские долговые инструменты вследствие значительного роста объема рублевой ликвидности в условиях роста золотовалютных резервов в 2006 г. на 29,145 млрд. долл., в 2007 г. — на 47,603 млрд. долл., в 2008 г. — на 56,034 млрд. долл.;
  3. неготовность российских инвесторов фиксировать значительные убытки в условиях резкого роста доходности по государственным ценным бумагам.

     Среди причин, способствующих повышению доходности, можно выделить две — сохранение высокой стоимости пассивов для российских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг) и высокий уровень показателей инфляции, так значение, индекса потребительских цен в январе-июне 2008 г. составило 7,9 %. При определении цен отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанных причин.

     Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сохраняется значительное превышение дюрации федеральных облигаций над дюрацией корпоративных и субфедеральных облигаций.

     Если говорить про реальную доходность на рынке государственных ценных бумаг, то можно с полной уверенностью сказать, что ситуация с отрицательной реальной доходностью в течение всего этого года будет сохраняться. В апреле 2008 г. Правительством Российской Федерации рассмотрены перспективы долговой политики на следующий трехлетний период — на 2008-2010 гг., которая является логическим продолжением подготовленной Минфином России в 2008 г. стратегии. В результате начинает складываться система качественного среднесрочного планирования долговых операций Минфина России, что позволяет повысить эффективность управления государственным долгом Российской Федерации и обеспечить прозрачность проводимых операций.

     Основные приоритеты, определенные в стратегии на 2006-2009 гг., для внутреннего рынка сохраняются и в 2008-2011 гг. Сюда входят:

     - обеспечение сбалансированности источников финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках совместно с поступлениями от приватизации и реализацией государственных запасов и средствами Стабилизационного фонда Российской Федераций;

     - сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;

     - осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;

     - изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга при одновременном уменьшении внешнего долга, особенно его нерыночной части.

     Такая политика Минфина России, учитывающая рыночные изменения, позволила значительно снизить спрэды между федеральными облигациями и корпоративными и субфедеральными облигациями и, соответственно, повысилась привлекательность государственных федеральных ценных бумаг за счет повышения интереса к ним со стороны все более широкого круга участников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Развитие  финансовых рынков в государствах с  переходной экономикой является важным элементом реформ. Эти рынки играют очень важную роль в превращении  сбережений в инвестиции и перемещение  денег и капитала с одного сектора  в другой для более эффективного их использования. Сбалансированная структура финансового рынка, без сомнения, обеспечила бы полное использование финансовых ресурсов, стимулировала бы и ускоряла развитие отраслей и регионов, гарантировала бы экономический рост государства.

     Рынок государственных ценных бумаг –  это неотъемлемая часть внутреннего  финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности  финансовой системы. Кроме того, что  государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам.

     Тем более что выпуск государственных  ценных бумаг для финансирования государственных расходов в переходной период кажется более привлекательным  в сравнении с роста денежной массы за счет эмиссии или кредитов центрального банка, потому что:

     - Размещение ценных бумаг позволяет  правительству финансировать свои  расходы без увеличения совокупной  денежной массы;

     - Продажа ценных бумаг часто  является дешевым путем (по  сравнению с увеличением налоговой нагрузки или денежной массы) финансирование государственных расходов;

     - Рынок государственных ценных  бумаг является составляющей  частью национальных финансовых  рынков;

     - Выпуск ценных бумаг позволяет  правительству приспособить структуру  и время займов к своим теперешним и будущим потребностям;

     - Обращение государственных ценных  бумаг способствует росту ликвидности  и гибкости экономики в целом;

     - Развитие первичных и вторичных  рынков государственных ценных  бумаг позволяет правительству  полной мерой контролировать высокие темпы инфляции;

     В тоже время некоторые недостатки интенсивного использования продажи  ценных бумаг для финансирования государственных расходов, например:

     - новые выпуски государственных ценных бумаг могут увеличить государственный долг и таким образом переносить часть финансовой нагрузки на будущее поколение;

     - Развитие первичных и вторичных  рынков государственных ценных  бумаг может вызвать нежелательное  распределение финансовых ресурсов  и иметь негативное влияние  (эффект вытеснения других инвестиций) на развитие других финансовых рынков страны;

     - Большие суммы займов могут привести к увеличению номинальных процентных ставок и сделать расходы бюджета восприимчивыми к изменением процентных ставок;

     - Использование ценных бумаг ослабляет желание правительства и других органов власти контролировать свои расходы и, кроме того, может увеличить зависимость правительства от своих кредиторов.

     Таким образом, отечественный рынок государственных  ценных бумаг находится в стадии становления, однако опыт зарубежных стран свидетельствует о важной роли этих ценных бумаг как источника формирования заемного капитала. В условиях развитой рыночной экономики государственные ценные бумаги, послужат необходимым средством мобилизации денежных средств. Для инвестора облигации будут одним из надежнейших способов помещения капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы. 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I. – М.:ИНФРА-М, 2005.-640 с.

2. Алехин  Б. История развития рынка государственных  ценных бумаг//Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 8. – 198 c.

3.  Бердникова  Т. Рынок ценных бумаг. –  М.: Инфра-М, 2004. - 278 с.

4. Галанов В., Басов А. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 379 c.

5. Колпакова  Г.М.  Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 495 c.

6. Миркин  Я.М. Ценные бумаги и фондовый  рынок. – М.: Перспектива, 1995, - 512 c.

7. Торкановский В.С. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты.- СПб.: АО "Комплект", 1994.- 421 с.

8. www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства Финансов РФ

9. www.rcb.ru – Официальный сайт журнала «Рынок ценных бумаг»

10. www.rbc.ru – «РосБизнесКонсалтинг» Годовой отчет о результатах деятельности ММВБ за 2008 г.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг