Рынок государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
Глава 1. Рынок государственных ценных бумаг и его место
в экономике страны ………………………….………………………………………….5
1.1. Рынок ценных бумаг и их природа……………………………………...…………..5
1.2. Ценные бумаги и их характеристики и классификации.……….……………….....6
1.3. Государственные ценные бумаги: сущность и назначение.……………..………...7
1.4.Основные виды государственных ценных бумаг………………………………….10
I) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)………………...10
II) Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).................12
III) Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ–ПК)....…………13
IV) Облигации федерального займа с постоянным купоном (ОФЗ-ПД) ……...........14
V) Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ)….…………….14
VI) Облигации государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991
г.………………………………………………………………………………………...…15
VII) Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г……..........…15
VIII) Облигации золотого федерального займа (ОФЗ-9999).…….……………….….16
IX) Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)……………...……….16
X) Еврооблигации…………………………………………………………….………….17
XI) Новые государственные ценные бумаги………………………………………..…18
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………...……21
2.1 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ………......20
2.2 Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время……………………….23
2.3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг………………….27
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

!!!Курсовая(Гос.ценные бумаги).doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     V) Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ) выпускаются в соответствии с постановлением Правительства РФ «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ» от 10 августа 1995 г. № 812. Облигации выпускаются сериями – по 1 млрд. руб. каждая. Эмитент – Министерство финансов РФ. Форма выпуска – документарная. Облигации предъявительские. Срок погашения – 2 года. Погашение производится по номинальной стоимости. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Купонный доход исчисляется раз в полгода в процентах к номинальной стоимости и по размеру равен купону ОФЗ-ПК плюс премия. Номинал облигаций – 100 и 500 руб.

 В 1997. г. возникли трудности с размещением новых серий облигаций, начиная с 18-й серии. 22-й выпуск ОГСЗ вообще был признан несостоявшимся, хотя объявленная доходность его первого кулона составила почти 32% годовых.

 В 1999 г. ОГСЗ оставались надежным инструментом государственного заимствования. Погашение выпушенных серий и курсов осуществлялось своевременно и в полном объеме.

     VI) Облигации государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. выпускаются по постановлению Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. Срок – 30 лет (до 2021 г.). Номинал – 100 руб. Эмитент – Министерство финансов РФ. Инвесторы – российские юридические лица. Доход выплачивается в виде плавающей процентной ставки один раз в год в безналичном порядке. Погашение начинается с 2000 г. ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются до 31 декабря 2021 г. При погашении выплачивается номинальная стоимость плюс доход за тот период, в котором облигация подлежит выкупу. Под залог облигаций займа даются ссуды.

     VII)Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.

 Это 15%–ный заем. Номинал –500 и 1000 руб. Срок – 10 лет. Облигации предъявительские. Намечено провести 10 тиражей выигрышей, за 10 лет  должны выиграть 32% облигаций. Облигации обмениваются на деноминированные облигации образца 1998 г. Что же касается облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., то в соответствии с Федеральным законом «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка в целевые долговые обязательства Российской Федерации» от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ они переводятся в целевые долговые обязательстве Российской Федерации, единицей номинала которых является долговой рубль (дор). Перевод осуществляется путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода. Датой перевода считается 1 января 1996 г. независимо от фактической даты перевода. Величина номинала целевой облигации считается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 г. С 1 января 1996 г. на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы в долговых рублях, которые не могут быть меньше 9% в год от номиналов целевых облигаций. Целевые долговые обязательства являются ценными бумагами на предъявителя.

     VIII) Облигации золотого федерального займа (ОФЗ-9999). Первый выпуск состоялся в 1993 г. и был погашен. Второй выпуск был осуществлен в соответствии с Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 г. и постановлениями Правительства РФ от 15 мая 1995 г. и 5 ноября 1995 г. Эмитент – Министерство финансов РФ. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Срок обращения – 3 года. Номинал – 100 г золота. Доход – ставка «либор» + 1%, выплачивался один раз в год (около 7% в год). Погашение проводится в безналичной форме в рублях или золотом 99,99%–ной чистоты. Для физических лиц облигации погашаются только в рублях.

 По постановлению Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 861 будут выпускаться золотые сертификаты номиналом 1 кг химически чистого золота. Это именные беспроцентные облигации, погашаемые золотом. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками, и на каждый выпуск Министерство финансов РФ оформляет глобальный сертификат. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами могут быть юридические и физические лица РФ.

     IX) Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) выпускаются по постановлениям Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 316 и от 29 октября 1996 г. № 506. Эмитент – Министерство финансов РФ. Инвесторы – юридические лица: пенсионные и страховые компании, Сбербанк, фонды занятости и другие внебюджетные фонды, резиденты и нерезиденты. Номинал – 1 млн. руб. Форма выпуска – бездокументарная. Доход – 10% годовых. Погашение проводится в денежной форме по номиналу или имущественным эквивалентом номинала. Доход выплачивается одновременно с погашением ОГНЗ. Облигации обращаются только на первичном рынке. Выпускаются на срок от одного до десяти лет.

     X) Еврооблигации – новая форма государственных займов. Эти облигации выпускают вне страны происхождения валюты для размещения среди зарубежных инвесторов, и они не подпадают под юрисдикцию ни одной из стран. С 27 ноября 1996 г. на еврорынках пятнадцати стран началось размещение еврооблигация займа Правительства РФ. В синдикат по первичному размещению еврооблигаций вошли «Альфа-банк», «Уникомбанк», иностранных банки. Основные параметры выпусков российских еврооблигаций9:

                                                   I транш       II транш              III транш

 Дата выпуска                   27.11.1996 г.       25.03.1997 г.     16.06.1997 г.

 Объем выпуска                1 млрд. долл. 2     млрд. DM 2       млрд. долл.

 Срок обращения, лет                5                             7                     10

 Купон, % годовых                 9,25                            9   10 

 За первое полугодие 1998 г. РФ разместила еврооблигаций на 4,85 млрд. долл.: в апреле были размещены пятилетние облигации в итальянских лирах на 420 млн. долл., в июне – пятилетние облигации на 1,25 млрд. долл., тридцатилетние облигации на 2,5 млрд. долл. В 1998 г. намечалось довести внешние заимствования через облигации до 14 млрд. долл., однако осуществлению этих планов помешал финансовый кризис.

 В соответствии с постановлением Правительства РФ «О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капиталов в 1997 году» от 23 января 1997 г. и Указом Президента РФ «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти г. Москвы, Санкт–Петербурга, Нижегородской области» от 8 апреля 1997 г. начали выпускаться еврооблигации субъектами РФ. Выпуск осуществлялся с разрешения Банка России и Государственного таможенного комитета РФ по решению законодательного органа субъекта РФ, регистрировался в Министерстве финансов РФ, обеспечивался залогом или банковской гарантией. Эмитент должен был получить международный кредитный рейтинг не менее чем от двух ведущих международных рейтинговых агентств. Общий объем всех заимствований не должен превышать 30% собственных доходов бюджета этого субъекта, а расходы на погашение и обслуживание долга – 15% этих доходов. Москва получила разрешение на размещение еврооблигаций на сумму 400 млн. долл., Санкт–Петербург – на 300 млн. долл. и Нижний Новгород – на 100 млн. долл.

 Положение рынка валютных государственных ценных бумаг в 1999 – 2000 гг. будет тяжелым вследствие падения кредитного рейтинга России. Котировки будут находиться на низком уровне. Размещение новых выпусков еврооблигаций вряд ли возможно.

     XI) Новые государственные ценные бумаги. В связи с реструктуризацией внутреннего долга по распоряжению Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам» от 12 декабря 1998 г. на рынке появились новые государственные ценные бумаги:

  • облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД);
  • облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

 Новация была осуществлена с 15 декабря 1998 г. по 1 июля 2000 г. Сумма новых обязательств определялась дисконтированием номинальной стоимости ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., исходя из дохода 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения. По ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД в дисконтированную величину включались суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принималась равной 50%,

 В результате новации владельцы ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД получили следующие ценные бумаги:

  • ОФЗ-ФД – по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств;
  • ОФЗ-ПД – по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств;
  • денежные средства в размере, равном 10% суммы новых обязательств.

 Если срок погашения ГКО, ОФЗ – ПК и ОФЗ–ПД наступил до момента осуществления новации, то размер выплачиваемых денежных средств увеличивался в зависимости от периода отсрочки из расчета 30% годовых до момента официального опубликования Распоряжения Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. При этом 2/3 денежных средств оформлялись в равных долях ГКО со сроками погашения, не превышающими трех и шести месяцев и доходностью 30% годовых. Владельцам ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги (кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынков ценных бумаг, органов государственной власти), предоставлялось право получить 30% суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли ОФЗ-ФД и сохранением доли ОФЗ-ПД в размере 20%.

 Физическим лицам – резидентам РФ было дано право получения полной суммы погашения в денежной форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2.  Практическая часть

2.1 Современное состояние  рынка государственных  ценных бумаг в  РФ.

     С начала 2000-х годов в России сложились чрезвычайно благоприятные внутренние и внешние экономические условия, связанные главным образом с резким ростом мировых цен на углеводородное сырье и другие традиционные товары российского экспорта. В числе этих условий — возобновление и ускорение экономического роста, значительное снижение темпов инфляции, масштабное расширение внешнеэкономического товарооборота, беспрецедентное увеличение размеров избыточного сальдо торгового баланса и счета текущих операций платежного баланса, соответственно резкое наращивание объема поступающей в страну экспортной валютной выручки, укрепление национальной валюты, повышение доверия со стороны бизнеса и населения к государственным органам.

     Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепить государственные финансы, обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами.

     При таких обстоятельствах взаимодействие между состоянием государственного бюджета и динамикой государственного долга изменилось кардинальным образом: если в 90-х годах бюджетный дефицит покрывался за счёт привлечения внутренних ресурсов и иностранных кредитов, то теперь, напротив, профицит бюджета стал основным источником погашения задолженности по привлеченным ранее кредитам. Однако власти заботились и о том (что закономерно), чтобы наличие устойчивого профицита государственного бюджета не привело к полному прекращению эмиссии рублевых долговых обязательств, к ликвидации рынка внутреннего государственного долга

     На сегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг на ММВБ обращается более 80 различных выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущены государственные краткосрочные облигации (ГКО), различные виды государственных облигаций федерального займа, такие как облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) и облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Допущены к обращению на рынке также бумаги таких корпоративных эмитентов, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», Банк Внешней торговли (ОАО), ЕБРР, ЗАО «Банк Русский Стандарт», АБ «Газпромбанк» (ЗАО), ОАО «МегаФон», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и др.

     Анализируя  динамику поведения рынка ГКО-ОФЗ  по номиналу за 2006-2008 гг. (Приложение, рис.1, рис. 2, рис 3) можно сделать следующие выводы:

     - Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) имеют неоднородную динамику, так в 2006 г. они составили 70 %, в 2007 г. наблюдается спад до 69,2 %, а в 2008 г. опять наблюдается рост до 71 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ.

- Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) имеют положительную динамику, происходит их повышение с 15 % в 2006 г. до 21,1 % в 2007 г., а в 2008 г. составили 25 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ.

     - По облигациям федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) наблюдается отрицательная динамика с постоянным упадком. Так в 2006 г. они составили 15 %, в 2007 г. упали до 9,7 % и в 2008 г. опустились до отметки 4 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ.

     Рост объемов рынка ГЦБ стал в основном результатом эмиссии облигаций федерального займа с погашением в 2007—2008 гг. В контексте установки на долгосрочные заимствования Минфин произвел в мае и сентябре 2008 г. эмиссию двух выпусков нового финансового инструмента — облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроком обращения 4 и 6 лет. Особенностью этого инструмента является погашение основной суммы долга не единовременной выплатой, а частями — в течение двух последних лет обращения на рынке, что значительно уменьшает нагрузку на бюджет. Купонная ставка по этим облигациям является фиксированной для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг