Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг и его роли в экономике.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, а также тенденций его развития.

Содержание

Введение 3
1. характеристика государственных ценных бумаг 5
1.1. Сущность и характеристика рынка ценных бумаг 5
1.1.1. Структура рынка ценных бумаг в России 11
1.1.2. Характеристика участников рынка ценных бумаг 17
1.1.3. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг 32
1.2. Теоретические основы построения государственных ценных бумаг 35
1.2.1. Понятие государственных ценных бумаг, их характеристики и классификация 35
1.2.2. Цена и доходность государственных ценных бумаг 38
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг 46
3. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития. 53
Заключение 58

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

 

посредством ОФЗ в первом полугодии 2012 г. (млрд. руб.)

Показатель

По плану

По факту

Номинальный объем  размещения на аукционах

614,7

269,6

Количество  аукционов, штук

24

18

Объем погашения

60,2

60,5

Объем купонных выплат

100,2

100,1

Объем купонных выплат

168,2

173,4


 

Пять аукционов  были отменены эмитентом в связи  со сложившейся рыночной конъюнктурой (февраль, март, май), один аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок инвесторов (май). В рассматриваемый период эмитент разместил новые пяти-, восьми- и впервые после кризиса 2008 г. пятнадцатилетние гособлигации. Средняя срочность размещенных ОФЗ составила 7,3 года (в первом и втором полугодиях 2011 г. – 5,0 и 6,6 года соответственно). С целью повышения ликвидности отдельных выпусков государственных облигаций средний объем эмиссии размещаемых на аукционах ОФЗ был увеличен до 24,9 млрд. руб. по сравнению с 21,0 и 18,3 млрд. руб. в первом и втором полугодиях 2011 г. соответственно. По отдельным выпускам ОФЗ объем эмиссии в первом полугодии 2012 г. составлял от 10,0 до 45,0 млрд. руб. (в 2011 г. – от 10,0 до 50,0 млрд. руб.). Средний объем выпусков, находящихся в обращении по состоянию на конец июня 2012 г., возрос до 79,3 млрд. руб. с 77,9 млрд. руб. на конец декабря 2011 года.

Спрос инвесторов на предложенные эмитентом на аукционах выпуски в рассматриваемый период существенно варьировался, его отношение к номинальному объему предложения составляло от 0,1 до 6,1 раза по отдельным выпускам. В зависимости от рыночной конъюнктуры эмитент размещал выпуски ОФЗ с премией или дисконтом к их доходности на вторичном рынке. На состоявшихся в первом полугодии 2012 г. аукционах было реализовано 60,0% от сум марного предложенного к размещению объема (8,5 – 99,8% заявленного объема по отдельным выпускам).

В первом полугодии 2012 г., за исключением мая, номинальный  объем обращающихся на рынке выпусков государственных ценных бумаг возрастал, увеличившись на 209,1 млрд. руб. Это изменение произошло вследствие превышения объемов размещения над объемами погашения гособлигаций В соответствии с платежным графиком были погашены выпуск ОФЗ-ПД (25064) и 1 / 4 номинальной стоимости выпуска ОФЗ-АД (46002), а также выплачен купонный доход по 37 выпускам ОФЗ. Дюрация рыночного портфеля ОФЗ по итогам первого полугодия 2012 г. уменьшилась на 36 дней

 

Вторичный рынок

Активность участников вторичного рынка государственного внутреннего облигационного рынка в первом полугодии 2012 г. в целом была сопоставима с показателями за второе полугодие 2011 года. Средние дневные объемы биржевых сделок с ОФЗ относительно соответствующих показателей предыдущего полугодия в основном режиме торгов несколько сократились, во внесистемном – возросли (табл. 3.1.2). Вследствие меньшего прироста оборота вторичных торгов по сравнению с приростом портфеля гособлигаций оборачиваемость ОФЗ в рассматриваемый период снизилась.

 

Основные  показатели рынка ОФЗ

Показатель

Второе полугодие 2011 г.

Первое полугодие 2012 г.

Прирост за первое полугодие 2012 г., %

Объем рыночного  портфеля ОФЗ по номиналу на конец  периода, млрд. руб.

2803,3

3012,3

7,5

Дюрация портфеля ОФЗ на конец периода, лет (дней)

3,8 (1390)

3,7 (1355)

-2,6

Средняя дюрация  портфеля ОФЗ, лет (дней)

3,7 (1365)

3,8 (1391)

1,9

Совокупный  оборот ОФЗ по фактическим ценам, млрд. руб.

1653,0

1606,8

-2,8

В том числе:

– в основном режиме торгов

391,5

353,0

-9,8

– во внесистемном режиме торгов

1261,4

1253,8

-0,6

Средний дневной  совокупный оборот ОФЗ по фактическим ценам, млрд. руб.

12,7

12,8

0,3

В том числе:

– в основном режиме торгов

3,0

2,8

-7,0

– во внесистемном режиме торгов

9,7

10,0

2,5

Средний коэффициент  оборачиваемости ОФЗ по фактическим  ценам, %

126,4

110,9

-12,2

В том числе:

– в основном режиме торгов

29,9

24,4

-18,6

– во внесистемном режиме торгов

96,5

86,6

-10,3

Доходность  ОФЗ* на конец периода, % годовых

7,86

8,29

43 б.п.

Средняя доходность ОФЗ*, % годовых

7,71

7,75

4 б.п.


 

В течение первого  полугодия 2011 г. структура вторичных  торгов на рынке ОФЗ (в основном и внесистемном режимах торгов) по срочности оставалась вариативной. По итогам рассматриваемого периода наибольшая доля операций пришлась на ОФЗ срочностью от 5 до 10 лет – 47% от общего объема сделок (во втором полугодии 2011 г. – 36%). В периоды существенного роста спроса на банковскую ликвидность (май-июнь) увеличивались объемы операций с краткосрочными ОФЗ (до 3 месяцев).

В январе-марте  доходность наиболее ликвидных ОФЗ (индекс RGBY2) продолжала снижаться, при этом средняя срочность выпусков, включенных в индексный портфель, росла. Понижательная динамика доходности ОФЗ в этот период складывалась под действием как инфраструктурных изменений3, направленных на либерализацию рынка государственного долга, так и роста интереса инвесторов к инструментам стран с формирующимися рынками, не затронутых проблемами стран зоны евро. В апреле в условиях роста потребности кредитных организаций в ликвидных рублевых ресурсах, а также из-за переноса на более поздний срок допуска иностранных расчетных систем Euroclear и Clearstream на российский рынок (для предоставления нерезидентам прямого доступа к торгам российскими госбумагами) началось повышение до ходности ОФЗ, продолжавшееся до начала июня. Доходность ОФЗ в июне 2012 г. изменялась в горизонтальном коридоре (8,17 – 8,54% годовых). Средняя за первое полугодие 2012 г. доходность ОФЗ повысилась относительно второго полугодия 2011 г. до 7,75 с 7,71% годовых. Размах колебаний индекса RGBY в первом полугодии 2012 г. увеличился на 54 базисных пункта, до 204 базисных пунктов. На конец июня 2012 г. доходность ОФЗ составила 8,29 против 7,86% годовых на конец декабря 2011 года.

Для анализа трансформации  срочной структуры бескупонной доходности ОФЗ в первом полугодии 2012 г. выбраны даты начала и конца рассматриваемого периода, а также моменты достижения минимальных и максимальных уровней доходности. Кривая доходности весь период оставалась возрастающей. Более подвижным был участок кривой доходности до 10 лет (угол наклона заметно изменялся), поскольку на инструменты этой срочности приходится более 80% обращающихся выпусков и в течение рассматриваемого периода на них приходилось более 90% сделок от общего объема торгов. Во второй рабочий день апреля доходность ОФЗ достигла локального минимума, а в начале июня – максимума. К концу июня кривая доходности гособлигаций почти вернулась к уровню начала января.

Таким образом, в первом полугодии 2012 г. наблюдалось увеличение объема рыночного портфеля гособлигаций при некотором сокращении его дюрации. Оборот вторичных торгов ОФЗ в целом сохранился на уровне предыдущего полугодия. Улучшая структуру своих обязательств, эмитент осуществлял размещение крупных объемов средне- и долгосрочных выпусков ОФЗ, предлагая инвесторам на аукционах приемлемый уровень доходности и оперативно реагируя на изменение рыночной конъюнктуры. Инфраструктурные новации, вступившие в силу в 2012 г., привели к упрощению депозитарного учета, повышению удобства для участников торгов, которые получили возможность иметь единую позицию по корпоративным и государственным ценным бумагам для осуществления расчетов, а также расширили потенциальный круг участников рынка ОФЗ, ОВОЗ и еврооблигаций РФ, в том числе за счет иностранных инвесторов. [10]

3. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития.

 

Формирование фондового  рынка в России повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление  которых необходимо для дальнейшего  успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  фондового рынка, которые требуют  первоочередного решения:

1. Преодоление негативно  влияющих внешних факторов, т.е.  хозяйственного кризиса, политической  и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация  рынка ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение  своей главной функции - направление  свободных денежных ресурсов  на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение законодательства  и контроль за выполнением  этого законодательства.

4. Повышение роли государства  на фондовом рынке, для чего  необходимо следующее:

-         создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

-         необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

-         ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

-         создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

-         гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

-         создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

-         государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

-         приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

-         перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

-         срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов  ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Основными перспективами  развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

-         концентрация и централизация капиталов;

-         интернационализация и глобализация рынка;

-         повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

-         компьютеризация рынка ценных бумаг;

-         нововведения на рынке;

-         секьюритизация;

-         взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к  нему со стороны массового инвестора  напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка -  государством.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития