Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 05:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг и его роли в экономике.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, а также тенденций его развития.
Введение 3
1. характеристика государственных ценных бумаг 5
1.1. Сущность и характеристика рынка ценных бумаг 5
1.1.1. Структура рынка ценных бумаг в России 11
1.1.2. Характеристика участников рынка ценных бумаг 17
1.1.3. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг 32
1.2. Теоретические основы построения государственных ценных бумаг 35
1.2.1. Понятие государственных ценных бумаг, их характеристики и классификация 35
1.2.2. Цена и доходность государственных ценных бумаг 38
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг 46
3. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития. 53
Заключение 58
В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности
Практика показывает,
что выпуск государственных ценных
бумаг для покрытия дефицитов
бюджетов является наиболее приоритетным
направление по отношению к другим,
применяемым в эмиссионных
Рассматривая вопрос ценообразования на рынке государственных ценных бумаг, следует сразу оговориться, что государство, выступающее в роли эмитента государственных ценных бумаг, является одновременно главным субъектом макроэкономики, поэтому такие микроуровневые по форме факторы, как имидж и финансовое состояние эмитента, применительно к государственным ценным бумагам, становятся макроуровневыми. Таким образом, ценообразование на рынке государственных ценных бумаг находится под значительным влиянием внешних факторов, характеризующих общее состояние экономики страны в целом (состояние производства, денежного обращения, финансов, бюджета) и особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг (возможный объем операций, взаимодействие с другими рынками).
Принято выделять субъективные
и объективные факторы
К числу первичных и наиболее важных объективных внешних факторов ценообразования на государственные ценные бумаги относятся регламентирование способа установления цены и придание определенной направленности процессу дальнейшего изменения текущих цен. Эти возможности заложены в условиях выпуска и распространения ценных бумаг. При жесткой регламентации заранее задаются исходная цена продажи, конечная цена выкупа и весь тренд изменения цен в пределах между этими заданными значениями. Цены на государственные ценные бумаги становятся фиксированными ценами продавца, не зависящими от поведения покупателя. При мягкой регламентации эмитент предопределяет только первичную цену и цену выкупа, тогда как на вторичном рынке имеет место свободное рыночное ценообразование.
Ряд внешних факторов регулятивной природы оказывает влияние на цены не прямо, а посредством воздействия на величину спроса и предложения, от которых, как известно, зависит рыночная цена государственных ценных бумаг. В реальной практике чаще всего происходит понижение рыночной цены ценных бумаг вследствие сокращения спроса на них или роста предложения.
Выделение узкой зоны мест проведения сделок с государственными ценными бумагами существенно сокращает спрос на них со стороны потенциальных инвесторов, удаленных от этих мест. Отсутствие прямой продажи государственных краткосрочных облигаций, равно как и необходимость приобретать их через дилеров с выплатой комиссионных вознаграждений им и ММВБ, также снижает спрос на этот вид ценных бумаг.
К объективным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги следует отнести так называемый законодательный риск. Существует опасность выхода в свет новых законодательных актов, нормативных документов, изменяющих правовую базу рынка ценных бумаг в связи с осуществлением экономических реформ или сменой правительственного курса, корректировкой экономической политики.
Рассмотрим теперь рыночные факторы ценообразования на государственные ценные бумаги.
Среди этих факторов следует выделить в первую очередь конъюнктуру смежных секторов финансового рынка: кредитного, валютного, драгоценных металлов. Например, цена золотого сертификата практически в полной мере определялась ценой золота на Лондонском рынке, выраженной в долларах США на Московской валютной бирже.
Наиболее сильное взаимодействие, являющееся фактором ценообразования на государственные ценные бумаги, имеет место между кредитным и валютным рынками, с одной стороны, и рынком ГКО ¾ с другой. Три обозначенных сегмента финансового рынка представляют традиционные банковские рынки, на которых активно действуют коммерческие банки. Увеличение доходности одного из этих рынков порождает рост спроса на его продукт и соответствующий перемещение денежных капиталов. Вследствие этого при относительно стабильной общей денежной массе поток средств на другие рынки ослабевает, что приводит к падению спроса на продукт данного рынка.
К рыночным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги относятся и конъюнктурные риски. Риск неплатежа или непогашения проявляется прежде всего в наличии ненулевой вероятности того, что государство не сможет или не пожелает расплатиться с инвесторами. Приводя к снижению спроса и рыночных цен на государственные ценные бумаги, он обусловлен недоверием к российскому государству как к финансовому субъекту, заемщику средств.
Таким образом, цены на государственные ценные бумаги формируются в соответствии с общими принципами ценообразования, но под влиянием специфики и многофакторности, т. е. существует основной тренд цен, отклонения от которого и объясняются присутствием или отсутствием какого-либо ряда факторов.
Индикатором развития рынка ценных бумаг является их доходность. Исходной базой для определения доходности облигаций служит их цена. Облигации имеют следующие виды цен: нарицательную (цена напечатана на облигации (цена эмиссии), она служит базой для начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен), выкупную (цена, по которой эмитент выкупает облигацию, которая может совпадать или не совпадать с номинальной ценой в зависимости от условий займа) и рыночную, которая формируется на рынке ценных бумаг и зависит от сложившей на нем ситуации (спроса и предложения).
Различают также «чистую» и «грязную» цены облигаций. «Чистая» цена приводится обычно в сводках газет и прочих СМИ, где публикуется финансовая информация. «Чистая» цена рассчитывается исходя из того, что по ней будут выплачены процентные платежи в полном объеме. Представим ситуацию, когда продажа облигации произведена между выплатами купонного дохода. В этом случае очередной купонный платеж получит покупатель облигации. Под «грязной» ценой облигации понимается цена, по которой продавец должен компенсировать себе неполученные проценты, продав ее за сумму, равную чистой цене, плюс величина накопленных прошедший период процентов.
На основе цены облигации определяется ее доходность. Для государственных облигаций характерна периодическая выплата дохода в виде процентов. Выплата производится по купонам – вырезным талонам с обозначенными на них цифрами купонной ставки.
Процентная ставка может быть нескольких видов:
При определении доходности облигаций следует прежде всего найти ее исходную базу – номинальную цену, которая равна
,
где – сумма займа, а – количество эмитируемых облигаций.
При продаже долгового
обязательства на вторичном
где – курс цены.
Приобретая облигацию или сертификат, инвестор покупает их по эмиссионной или курсовой цене, а погашаются он, как правило, по номинальной. В зависимости от условий займа эти цены могут не совпадать. Разница между ценой погашения и ценой приобретения ценной бумаги дает величину прироста или убытка капитала за весь срок займа.
Если погашение облигации производится по номиналу, а куплена она с дисконтом, то инвестор в итоге имеет прирост капитала:
Доходность облигации в этом случае выше, чем обозначено на купоне.
Если облигация куплена по цене с премией, то при погашении этой бумаги ее владелец терпит убыток:
Существует наглядная
методика расчета доходности и дюрации
(средневзвешенного срока
Годовая доходность к погашению на аукционе и на вторичных торгах по каждому выпуску ГКО определяется по следующей формуле:
где: — номинальная стоимость облигации; — цена на аукционе или на вторичных торгах по облигациям (в % от номинала); — число дней до погашения облигаций.
Средневзвешенный срок выплат (дюрация) по выпуску ГКО соответствует сроку до погашения выпуска.
Эффективная годовая доходность к погашению на аукционе и на вторичных торгах по каждому выпуску ОФЗ определяется по следующей формуле:
где: — цена облигации; — накопленный купонный доход; — эффективная доходность к погашению; — число дней до выплаты -го купона; — величина -го купона; — количество купонов; — срок до -ой выплаты номинальной стоимости; — размер j-й выплаты номинальной стоимости облигации; — количество платежей по основной сумме долга.
где: — величина ближайшего купона; — длительность текущего купонного периода в днях; — число дней до выплаты ближайшего купона.
где: — номинальная стоимость облигации / непогашенная часть номинальной стоимости облигации; — размер купонной ставки; — длительность купонного периода в днях.
По выпускам облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) для целей расчета доходности купонные ставки по неизвестным купонам принимаются равными последней известной ставке по данному выпуску.
Средневзвешенный срок выплат по ОФЗ рассчитывается по следующей формуле:
где: — эффективная доходность к погашению; — число дней до выплаты -го купона; — величина -го купона; — количество купонов; — срок до -й выплаты номинальной стоимости; — размер -й выплаты номинальной стоимости облигации; — количество платежей по основной сумме долга.
Определение доходности государственных ценных бумаг позволяет реально оценить ситуацию на рынке государственных облигаций и ориентирует на вложение средств в более прибыльные ценные бумаги.
В развитии ситуации на рынке государственных ценных бумаг в первом полугодии 2012 г. наблюдались два периода. В январе-марте повышение
интереса инвесторов к ОФЗ на первичном и вторичном рынках было вызвано, в частности, вступлением в силу законодательных изменений, направленных на либерализацию рынка государственных ценных бумаг и повышение его ликвидности. Благодаря значительному спросу участников (в том числе нерезидентов) на отдельные наиболее ликвидные выпуски ОФЗ, эмитенту удалось разместить их почти полный объем на достаточно выгодных условиях. Возрастали объемы операций с гособлигациями
на вторичном рынке. С апреля рыночная конъюнктура стала ухудшаться в связи с сокращением объема ликвидных рублевых ресурсов у кредитных организаций. При снизившемся спросе эмитент в апреле и июне разместил выпуски ОФЗ с премией к их доходности на вторичном рынке, а в мае ни одного выпуска не было размещено. Обороты вторичных торгов в апреле-мае сокращались и лишь в июне вернулись к уровню марта.
Первичный рынок
В первом полугодии 2012 г. Минфин России предполагал провести 24 аукциона по размещению ОФЗ (табл. 3.1.1), из которых состоялись 18 аукци-
онов
Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития