Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг и его роли в экономике.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, а также тенденций его развития.

Содержание

Введение 3
1. характеристика государственных ценных бумаг 5
1.1. Сущность и характеристика рынка ценных бумаг 5
1.1.1. Структура рынка ценных бумаг в России 11
1.1.2. Характеристика участников рынка ценных бумаг 17
1.1.3. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг 32
1.2. Теоретические основы построения государственных ценных бумаг 35
1.2.1. Понятие государственных ценных бумаг, их характеристики и классификация 35
1.2.2. Цена и доходность государственных ценных бумаг 38
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг 46
3. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития. 53
Заключение 58

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Мы уже отмечали выше, что покупать и продавать ценные бумаги могут  не только профессиональные участники, но и другие юридические и физические лица. Их отличие от профессиональных участников в том, что они не вправе оказывать посреднические и консультационные услуги на рынке, так как не имеют лицензий на данные виды деятельности.

С точки зрения способа получения  прибыли, активных участников можно  разделить на спекулянтов и арбитражеров. Спекулянт — это лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в курсовой стоимости ценных бумаг, которая может возникнуть во времени. Если спекулянт прогнозирует рост цены бумаги, то он будет играть на повышение, т. е. купит бумагу в надежде продать позже по более высокой цене. Таких спекулянтов часто называют быками.

Если спекулянт прогнозирует падение цены бумаги, он играет на понижение, т. е. займет бумагу и продаст ее в надежде выкупить в последующем по более низкой цене. Таких спекулянтов именуют медведями, а подобные сделки — короткими продажами или непокрытыми продажами.

Спекулянт обычно осуществляет краткосрочные операции. Когда он начинает операцию, то говорят: он открывает позицию, когда завершает — закрывает позицию. Если спекулянт покупает бумаги, он открывает длинную позицию, если продает — открывает короткую позицию. Сделку, закрывающую открытую позицию, именуют офсетной. Спекулянт, открывающий позицию на очень короткое время, называется скальпером. Скальперы открывают позиции от нескольких секунд до нескольких минут. Их риск и, соответственно, прибыль обычно невелики.

Если мы рассчитываем на полнокровное функционирование российского РЦБ, то обязательно должны отвести на нем место и спекуляции. Практически большая часть решений в экономике принимается в условиях неопределенности будущего развития хозяйственной жизни и поэтому в своей основе носит спекулятивный характер. На фондовом рынке она не должна рассматриваться только с внешней стороны возможного легкого обогащения тех или иных лиц. За ее фа-садом следует видеть конкретные функции, которые она выполняет в экономике.

Во-первых, именно спекулятивный потенциал ценных бумаг способствует дополнительному повышению интереса к ним вкладчиков и, таким образом, максимизирует мобилизацию денежных средств для развития экономики. Именно спекулятивное стремление, т. е. стремление к быстрому обогащению, заставляет вкладчиков приобретать бумаги рисковых (венчурных) предприятий, без которых прогресс общества замедлился бы.

Во-вторых, спекуляция способствует повышению уровня ликвидности ценных бумаг. Спекулянт своими операциями заполняет разрыв, который может  возникнуть на рынке между спросом и предложением ценных бумаг.

Оценивая роль спекуляции, можно привести слова М. С. Студентского автора книги Биржа, спекуляция и  игра, изданной в конце XIX в.,: ... спекуляция является великим двигателем и регулятором  человечества. Несомненно, в ее деятельности возникают и злоупотребления. Рядом с гением, спекулирующим своими изобретения-ми, со смелым купцом, предугадывающим на свой риск и страх будущий урожай, и делающим большие запасы хлеба, рядом с финансистом, который, делая сбережения и собирая чужие капиталы, дает возможность государству и большим компаниям помещать их займы и совершать важные общественные работы, рядом с этими всеми тружениками... появляется спекулянт недостойный этого звания, спекулянт недобросовестный, игрок, который, обманными изворотами, стремится нажить состояние путем разорения других. Подобная спекуляция, бесчестная и позорная, должна, без всякого сомнения, быть караема, как обман и мошенничество, с помощью коих она действует. Но запрещать ее вообще вместо того чтобы карать ее проделки — значило бы убивать спекуляцию действенную, плодотворную и полезную; в видах предупреждения немногих отдельных разорений, можно разорить страну и воротить человечество к его первобытному состоянию.

В связи со спекуляцией возникает вопрос, насколько действия игроков дестабилизируют фондовый рынок. Если рынок не развит, то вполне вероятно, что отдельные крупные финансовые структуры мо-гут манипулировать ценами в своих интересах. Однако если ответить на данный вопрос применительно к развитому рынку, то можно утверждать, что спекуляция, как правило, не будет искажать стоимость ценных бумаг. Напротив, спекуляция повышает точность цен, формирующихся на рынке, так как профессиональные навыки спекулянта заключаются в способности предвидеть будущую конъюнктуру. В результате на рынке остаются только наиболее верно определяющие будущую цену спекулянты. Как отмечал еще Милтон Фридмен, правда в отношении спекулятивной активности на валют-ном рынке, валютные сделки, стабилизирующие рынок, позволяют делать деньги, а дестабилизирующие — их терять. В конце концов дестабилизирующие обстановку участники за свое поведение вытесняются с рынка.

Арбитражер — это  лицо извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одной  и той же бумаги на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Например, одна и та же акция котируется на двух биржах. Поскольку каждая биржа — это самостоятельный рынок, то в какие-то моменты времени цена акции на них может отличаться. Арбитражер продает бумагу на той бирже, где она дороже, и покупает там, где дешевле. Разница в ценах составляет его прибыль. Поскольку оба действия совершаются одновременно, то такая операция — ее называют арбитражной — лишена риска. В результате действий арбитражеров цены на разных рынках становятся вновь одинаковыми, т. к. активные покупки бумаги на одной бирже ведут к росту ее цены, а продажи на другой — к падению. Лицо, осуществляющее подобные операции, должно располагать хорошими системами связи с различными рынками. В современных условиях арбитражные операции часто осуществляются с помощью специально запрограммированных компьютеров. Такие действия получили название программной торговли. [6]

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что одно и  то же лицо может являться как спекулянтом, так и арбитражером. Характер его действий определяется конъюнктурой рынка в конкретный момент времени.

1.1.3. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка  ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. 

 Регулирование участников  рынка может быть внешним и  внутренним. Внутреннее регулирование  — это подчиненность деятельности  данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее регулирование— это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.  

 Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

• государственное регулирование  рынка, осуществляемое государственными органами;

• регулирование со стороны  профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

• общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

Цели регулирования  рынка ценных бумаг:

1) поддержка порядка  на рынке, создание нормальных  условий для работы всех участников рынка;

2) защита участников  рынка от недобросовестности  отдельных лиц или организаций;

3) обеспечение свободного  и открытого процесса ценообразования  на ценные бумаги на основе  спроса и предложения;

4) создание эффективного  рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5) в определенных случаях  создание новых рынков, поддержка  необходимых обществу рынков  и рыночных структур, рыночных  начинаний и нововведений и т. п.;

6) воздействие на рынок  с целью достижения каких-то  общественных целей. Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает:

• создание нормативной  базы функционирования рынка;

• отбор профессиональных участников рынка;

• контроль за соблюдением  выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

• систему санкций  за отклонение от норм и правил, установленных  на рынке. Принципы регулирования российского  рынка ценных бумаг:

• разделение подходов в  регулировании отношений между  эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;

• выделение из всех видов  ценных бумаг так называемых инвестиционных;

• максимально широкое  использование процедур раскрытия  информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

• необходимость обеспечения  конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

• при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

• обеспечение гласности  нормотворчества, широкое публичное  обсуждение путей решения проблем  рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

• соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования  рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать  и всерастущую интеграцию национального  фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

• оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления.

1.2. Теоретические основы построения государственных ценных бумаг

1.2.1. Понятие государственных ценных бумаг, их характеристики и классификация

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов  ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком  плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения конкретных задач.

В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации [7]. Государственные  ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента денежных средств в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Существуют несколько  способов классификации государственных  ценных бумаг в зависимости от критерия. 

По срокам обращения  принято выделять:

  • краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
  • среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5—10 лет;
  • долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.

По форме обращаемости:

  • рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,
  • нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По способу выплаты (получения) доходов:

  • процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);
  • дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
  • индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
  • выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
  • комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Выпуск государственных  ценных бумаг обуславливается необходимостью привлечения государством дополнительных денежных средств. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год обслуживают систематическую задолженность государства (среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги). Наряду с долгосрочными облигациями выпускаются краткосрочные, которые служат для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Также принято выделять целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. В качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО "Высокоскоростные магистрали", которые были выпущены под гарантию Правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. [9]

Таким образом, государственные ценные бумаги выпускаются  для решения таких задач, как  покрытие постоянного дефицита государственного бюджета, а также  краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов, для покрытия целевых расходов правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития