Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Бездокументарная форма ценных бумаг предусмотрена Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ. Названным Законом было введено легальное определение бездокументарной формы ценных бумаг. Это форма, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг, записи по счету депо (ст. 2 ФЗ- №39). Соответственно, осуществление прав по именным эмиссионным ценным бумагам производится эмитентом в отношении лиц, указанных в системе ведения реестра.

Работа содержит 1 файл

рынок ценных бумаг.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Глобальные депозитарные расписки размещаются за пределами  страны компании-эмитента на рынках двух и более стран.

ТЕМА 8. Порядок эмиссии и обращения  ценных бумаг

8.1. В каких случаях необходима регистрация эмитентом проспекта эмиссии?

8.2. Расшифруйте государственный  регистрационный номер ценной  бумаги: 403D64089.

    1. Какими способами можно размещать облигации?

  Размещение ценных  бумаг может происходить в  нескольких видах, среди которых были выделены следующие:

  1. Прямое размещение - размещение ценных бумаг непосредственно эмитентом. При этом такое размещение обычно происходит среди достаточно небольшого числа владельцев.
  2. Размещение на аукционе. Таким образом обычно проводится размещение государственных облигаций.
  3. Размещение через посредничество инвестиционных банков.

В практике российского  выпуска облигаций предприятий  применялось, прежде всего, прямое размещения. Прямое размещение было основным способом размещения "товарных" облигаций. Эмиссию облигаций ОАО "Самсон" осуществляла дочерняя брокерская фирма "Самсон-Брокер", фактически, это также пример прямого размещения.  
Размещение на аукционе корпоративных ценных бумаг достаточно редко применялось в России, хотя примеры применения этого метода имеются. Например, так размещались облигации РАО "ВСМ". Однако, как уже указывалось, это, фактически, были государственные ценные бумаги. Кроме того, именно на аукционе государство реализовывало облигации АО "Юганскнефтегаз" и АО "Самаранефтегаз", выпущенные в погашение задолженности перед бюджетом, однако в данном случае аукцион был лишь формой проведения торгов, реально имелся только 1 покупатель. В феврале 1998 года на аукционе была реализована эмиссия акций АО "Ижорские Заводы".  
Размещение через посредничество инвестиционных банков применялось российскими предприятиями при выпуске еврооблигаций. При этом в качестве ведущих менеджеров привлекались крупные иностранные инвестиционные банки.  
Вида размещения ценных бумаг:  
 
Прямое размещение 
 
Прямое размещение облигаций имеет одно главное достоинство - не надо платить посредникам комиссионные за размещение. На этом, собственно, достоинства этого метода исчерпываются. К недостаткам прямого размещения можно отнести следующее:

  1. Необходимость наличия на предприятие специалистов, знающих технологию работы с ценными бумагами, в том числе специалистов, имеющих сертификат ФКЦБ на право работы с ценными бумагами.
  2. Невозможность охватить широкий круг инвесторов - юридических лиц, привлечь иностранных инвесторов
  3. Реально инвестиционные банки выполняют не только функцию агента по размещению ценных бумаг, но и консультируют предприятие по вопросам выбора оптимального вида ценных бумаг с учетом потребности предприятия и возможностей финансового рынка.

Фактически, прямое размещение целесообразно проводить только в 2 случаях:

  1. Предприятие планирует продать весь выпуск облигаций заранее известному кругу инвесторов, с которым предприятие состоит в партнерских отношениях
  2. Планируется разместить небольшой объем облигаций, преимущественно среди физических лиц, прежде всего, среди сотрудников предприятия.

Во всех остальных  случаях, предприятие может столкнуться  с ситуацией, когда самостоятельное  размещение облигаций окажется более  дорогим, чем посредничество инвестиционного института.

Проведение аукциона по размещению ценных бумаг 
Как уже отмечалось, этот достаточно редко применяется при размещении корпоративных ценных бумаг, чему есть ряд причин. Тем не менее, у этого способа на данном этапе есть определенные перспективы в России. Это обуславливается следующими факторами:

  • Отсутствие практики инвестиционно-банковской деятельности в России.
  • Отсутствие сложившегося рынка корпоративных облигаций в России. В этих условиях ни эмитент, ни инвестиционные банки не смогут заранее предсказать, по каким ценам могут быть размещены облигации. Аукцион в определенной степени позволяет решить данную проблему.
  • Существование практики размещения с помощью аукциона корпоративных облигаций

Размещение через посредничество инвестиционных банков 
 
Размещение выпусков облигаций значительного объема в России практически невозможно без участия инвестиционных банков. Поэтому, при осуществлении выпуска облигаций предприятие с необходимостью вынуждено найти себе партнера в лице инвестиционного банка. Однако, как уже отмечалось, инвестиционные банки в России находятся в настоящее время в стадии становления, и предприятию может быть достаточно сложно выбрать организации, способную должным образом провести размещение облигаций.  
Размещение ценных бумаг через посредничество инвестиционных банков может происходить в нескольких вариантах.

  1. Инвестиционные банки гарантируют размещение ценных бумаг (обязуясь либо полностью выкупить выпуск на себя, либо обязуясь выкупить неразмещенную среди инвесторов часть выпуска)
  2. Инвестиционные банки осуществляют содействие эмитенту в продвижении его ценных бумаг, но не гарантируют размещения выпуска.

Главную роль в подготовке эмиссии и выборе параметров облигаций  играет генеральный менеджер. На роль генерального менеджера может претендовать одна из организаций, перечисленных в части 2. При этом, при выборе генерального менеджера предприятию есть смысл придерживаться следующих принципов:

  • При планировании размещения ценных бумаг на международных финансовых рынках (еврооблигации), в качестве генерального менеджера должен выбираться зарубежный инвестиционный банк.
  • При планировании значительных по объему эмиссий на внутреннем рынке на роль генерального менеджера может быть назначен крупный московский инвестиционный банк. Если планируется разместить часть выпуска среди иностранных инвесторов, то привлекаемый инвестиционный банк должен иметь хорошие связи с этой группой инвесторов.
  • При планировании осуществления средних и небольших по размеру эмиссий (до $10-20 млн.), в роли генерального менеджера может выступать крупная региональная инвестиционно-банковская организация, или средний по размерам петербургский или московский инвестиционный банк.

Существует 2 принципиальных способа выбора генерального менеджера  эмиссии (ФР, с 330):

  • "Договорной" способ. Выбор инвестиционного банка - ведущего менеджера осуществляется по результатам серии переговоров, с которым происходит согласование параметров эмиссии и цены размещения.
  • "Тендерный" способ. Выбор генерального менеджера осуществляется в результате публичных торгов, в ходе которых инвестиционные банки конкурируют между собой, предлагая наибольшую цену размещения или наилучшие условия.

Генеральный менеджер осуществляет формирование консорциума андеррайтеров. В консорциум андеррайтеров в России могут входить организации, перечисленные в числе возникающих инвестиционных банков, а также более мелкие участники рынка ценных бумаг, имеющие значительную клиентскую базу.  
Консорциум андеррайтеров, в свою очередь, осуществляет непосредственное размещение ценных бумаг среди инвесторов, и, в случае необходимости, может привлечь к размещению группу продаж. Группа продаж может включать в себя небольшие брокерские компании, работающие непосредственно с конечными инвесторами.  
Преимущество размещения через инвестиционные банки - возможность размещения значительных объемов ценных бумаг. Недостаток - необходимость платить комиссионные за размещение.  
Ставки комиссионные за размещение облигаций в России пока еще не сформировались. Поэтому, чтобы оценить расходы, сопряженные с выпуском облигаций, целесообразно обратиться к опыту других стран. В части 1 приводилась таблица, в которой указывался размер вознаграждения за размещение облигаций (в случае гарантированного размещения) инвестиционных банков в США. Для достаточно крупных выпусков он составляет порядка 1,2-0,9%. Это не означает, впрочем, что в России будут действовать в точности такие же ставки комиссионных. Однако при ведении переговоров с инвестиционными банками предприятиям есть смысл ориентироваться на ставки, принятые в мировой практике, и не позволять инвестиционным банкам чрезмерно повышать размеры своего вознаграждения. На мой взгляд, в России диапазон приемлемого вознаграждения инвестиционных банков должен составлять 1,5-2%.

ТЕМА 9. Сущность и функции рынка ценных бумаг

    1.  Что представляет собой рынок ценных бумаг?

     В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Регулирование рынка ценных бумаг закреплено в Законе “О рынке ценных бумаг”.         

 В этом смысле  понятие рынка ценных бумаг  не отличается и не может  отличается от определения рынка  любого другого товара, например  нефть. Отличия появляется, если  сравнить сам объект исследуемого  рынка. Номенклатура рынка ценных бумаг соответствует не рынку какого-то отдельного товара, а для ценной бумаги – своя. Товар продается один или несколько раз, а ценная бумага может продаваться и покупаться неограниченное число раз и т.д. Рынок ценных бумаг – это составная часть рынка любой страны. Основой рынка ценных бумаг является товарный рынок, деньги и денежный капитал. Первый является надстройкой над вторым, производством по отношению к ним.       

 Классификация видов  рынков ценных бумаг имеют  много сходства с классификациями самих видов ценных бумаг.        

 Так различают:

-          международные  и национальные рынки ценных бумаг;

-          национальные и региональные (территориальные) рынки;

-          рынка конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.)

-          рынка государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;

-          рынки первичных производственных ценных бумаг.           

   Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения, является:           

- рынок банковских капиталов,           

- рынок ценных бумаг,            

- валютный рынок,            

- рынок страховых  и пенсионных фондов.           

         Поскольку далеко не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, поскольку рынок ценных бумаг не может  в полном объеме быть отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком и в этом качестве есть составная часть финансового рынка. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих сравнительно небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.            

        Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как:           

- коммерческая функция,  т.е. функция получения прибыли  от операций на данном рынке;            

- ценовая функция,  т.е. рынок обеспечивает процесс  складывания рыночных цен, их  постоянное движение и т.д.;           

- информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и участниках;           

- регулирующая функция,  т.е. рынок создает правила  торговли и участия в ней,  порядок разрешения споров между  участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.           

         К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:            

- перераспределительную  функцию;

-          функцию страхования ценных и финансовых рисков.

-              Перераспределительная функция условно может  быть разбита на три подфункции:

-          - перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;               

- перевод сбережений, прежде всего населения, из  непроизводительной в производительную форму;            

- финансирование дефицита  государственного бюджета на  неинфляционной основе, т.е. без  выпуска в обращение дополнительных  денежных средств.                 

           Составная часть рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций в рынке ценных бумаг необходимо выделить рынки:           

- первичный и вторичный;             

- организованный и  неорганизованный;             

- биржевой и небиржевой;             

- традиционный и компьютеризированный;            

- кассовый и срочный  .           

             Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами; это первая стадия процесса  реализация ценный бумаги; это первое проявление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями .           

             Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; это совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее  владельца к другому в течении всего срока существования ценной бумаги.            

Информация о работе Рынок ценных бумаг