Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и его компонентов и составных частей, а также анализ состояния рынка ценных бумаг Российской федерации на современном этапе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию «рынок ценных бумаг»
рассмотреть функции рынка ценных бумаг
рассмотреть и проанализировать составные части рынка ценных бумаг
дать определение понятию «ценная бумага»
рассмотреть основные виды ценных бумаг
изучить современное состояние рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ
БУМАГ ………………………………………………………………………………………………………………………….6
Понятие рынка ценных бумаг и его виды ……………………………………….…6
Функции рынка ценных бумаг ………………………………………………………8
Составные части рынка ценных бумаг ……………………………………………...9
Понятие и виды ценных бумаг….…………………………………………………...11
Государственные ценные бумаги……………………………………………………17
Облигации…………………………………………………………………………….19
Акции………………………………………………………………………………….23
Векселя…………………………………………………………………………………26
Сберегательные и депозитные сертификаты……………………………………….28

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………………..30

Процесс становления рынка ценных бумаг в России…………………30
Современное состояние рынка ценных бумаг в России………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ……………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Рынок ценных бумаг и его российские особенности.docx

— 98.40 Кб (Скачать)

Формирование рынка ценных бумаг в России повлекло за собой возникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  рынка ценных бумаг, которые требуют первоочередного решения:

1. Преодоление негативно  влияющих внешних факторов, т.е.  хозяйственного кризиса, политической  и социальной нестабильности.

Владимир Миловидов, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам ,считает, что для того чтобы защититься от кризиса, нужно совершенствовать российскую финансовую инфраструктуру. Состояние рынка ценных бумаг осенью 2008 года, Владимир Миловидов назвал "экономически не мотивированным сбросом российских ценных бумаг", а минимумы, которые прошел индекс РТС, "экономически не обоснованным значением, которое не соответствует вообще ничему". По его мнению, российские индексы опустились ниже справедливых значений.

2. Целевая переориентация  рынка ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение  своей главной функции - направление  свободных денежных ресурсов  на цели восстановления и развития  производства в России.

В 2008 году было выпущено государственных ценных бумагна сумму 479 млрд. рублей. "Из них 374 млрд. рублей приходится на облигации федеральных займов, 105 млрд. рублей - на государственные сберегательные облигации", - сказал вице-премьер, А.Кудрин.

В 2009 году общий объем  выпуска составил 512 млрд. рублей, из них ОФЗ - 392 млрд. рублей и ГСО - 120 млрд. рублей.

Предполагаемый объем выпуска государственных ценных бумаг в 2010 году установлен на уровне 698 млрд. рублей, из которых на ОФЗ приходится 538 млрд. рублей и на ГСО - 160 млрд. рублей. [16]

3. Улучшение законодательства  и контроль за выполнением  этого законодательства.

Для решения этой проблемы государство периодически вносит попровки в российское законодательство. Например, 30 октября 2009 года был принято Федеральный закон РФ № 241-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ». Он дополняет Уголовный кодекс тремя новыми статьями.

До этого в законодательстве содержалась ответственность только за несколько преступлений, связанных  с махинациями с ценными бумагами – за злоупотребления при эмиссии  ценных бумаг, за злостное уклонение  от предоставления инвесторам и контролирующему органу информации об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, о сделках и прочих операциях. Теперь вводится уголовная ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг.

Так, за нарушение правил учета прав на ценные бумаги будет  назначен штраф от 300 до 500 тыс. руб. либо срок до 2 лет со штрафом до 100 тыс. руб. Если такое же преступление совершается  коллективно, да еще и по предварительному сговору, либо наносит особо крупный  ущерб, то срок увеличивается с 2 до 6 лет со штрафом до миллиона рублей.

В конце ноября 2009 года вступил  в силу Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.08.09 г. № 09-33/пз-н  «Об особенностях порядка ведения  реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами ценных бумаг». Приказ содержит всего четыре статьи, но несмотря на скромный объем данный документ заслуживает самого пристального внимания, поскольку предусматривает новые  обязанности для акционерных  обществ, осуществляющих ведение реестра  акционеров самостоятельно. Данный приказ предусматривает следующее:

Во-первых, ведение реестра  должно осуществляться на основании  внутреннего документа акционерного общества – правил ведения реестра  владельцев именных ценных бумаг. Следует  заметить, что данный документ не является новым, такие правила предусмотрены  и в Положении о ведении  реестра владельцев именных ценных бумаг (Постановление ФКЦБ от 02.10.97 г. № 27). Однако новый приказ возлагает  обязанность на акционерные общества раскрывать правила ведения реестра  и предусматривает два способа  раскрытия: на странице в сети Интернет (для всех открытых акционерных обществ, а также закрытых акционерных  обществ, осуществивших публичное  размещение ценных бумаг) и путем  их направления всем зарегистрированным в реестре акционерам и в территориальный  орган ФСФР (для остальных закрытых акционерных обществ).

Во-вторых, приказ предусматривает  обязанность всех акционерных обществ, осуществляющих ведение реестра  акционеров самостоятельно, представлять в территориальный орган ФСФР ежегодную отчетность не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным. Какой-либо утвержденной формы ежегодного отчета нет, однако в приказе перечислены  требования к его содержанию, которыми и следует руководствоваться при составлении отчета [18].

4. Повышение роли государства  на рынке ценных бумаг, для чего необходимо:

– создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

– необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

–   ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

– создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

–    гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

– создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

–  государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

–   приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

–    перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

– срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;

По инициативе Федеральной  службы по финансовым рынкам акции  и облигации иностранных компаний вскоре появятся на российском рынке ценных бумаг. Возможно, уже летом 2010 года на отечественных биржах инвесторы смогут покупать их на торговых площадках РТС и ММВБ. ФСФР опубликовала соответствующий проект приказов, которые должны регулировать процесс доступа иностранных ценных бумаг на российский рынок.

Эксперты уверены, инициатива регулятора значительно расширит перечень финансовых инструментов, правда, привлекательным, по их мнению, для иностранцев российский рынок станет только через некоторое  время. К тому же продавать свои бумаги смогут не все, а только те, кто уже  имеет листинг хотя бы на одной  из мировых финансовых бирж, или  те, кто соответствует всем показателям  ликвидности и инвестиционного риска[13].

В 2008 г. наблюдалось увеличение объемов размещения выпусков корпоративных облигаций, субфедеральных и муниципальных облигаций и рост объемов их обращения, прежде всего биржевого, при сокращении доли внебиржевого оборота. В этом же году состоялось биржевое и внебиржевое размещение выпусков корпоративных облигаций(КО) и региональных облигаций(РО) суммарно на 608 млрд руб. Необходимо отметить, что в 2008 году увеличились объемы внебиржевого размещения - более 180 из 608 млрд руб. за 9 мес. 2008г. Объем биржевого и внебиржевого оборотов КО и РО за 2008 г. в 1,52 раза превысил объем их оборотов за 2007 г. - 14,037 трлн и 9,477 трлн руб., соответственно. В структуре суммарного биржевого и внебиржевого оборота КО и РО за 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошли изменения в сторону увеличения доли биржевого оборота КО (с 73,1% в 2007 г. до 77,0% в январе—сентябре 2008 г.) при сокращении долей биржевого оборота РО (с 19 до 17,5%) и внебиржевого оборота КО (7,1 и 5,2%, соответственно) и РО (0,8% в 2007 г. и 0,3% в январе—сентябре 2008 г.) [17].

5. Реализация принципа  открытости информации через  расширение объема публикаций  о деятельности эмитентов ценных  бумаг, введение признанной рейтинговой  оценки компаний-эмитентов, развитие  сети специализированных изданий  (характеризующих отдельные отрасли  как объекты инвестиций), создание  общепринятой системы показателей  для оценки рынка ценных бумаг  и т.п.

Основными перспективами  развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

–       концентрация и централизация капиталов;

–       интернационализация  и глобализация рынка;

–       повышения  уровня организованности и усиление государственного контроля

–       компьютеризация  рынка ценных бумаг;

–       нововведения на рынке;

–       секьюритизация;

–       взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет  два аспекта по отношению к  рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые  участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных  капиталов (концентрация капитала), так  и путем их слияния в еще  более крупные структуры рынка  ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают  крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг  притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка  ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к  нему со стороны массового инвестора  напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг  таковы, что его разрушение прямо  ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть  доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в  том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и  мошенничества. Все участники рынка  поэтому заинтересованы в том, чтобы  рынок был правильно организован  и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке  ценных бумаг:

–       новые  инструменты данного рынка;

–       новые  системы торговли ценными бумагами;

–       новая  инфраструктура рынка.

В настоящее время ФСФР совместно с ЦБ работает над совершенствованием инфраструктуры: законопроект о клиринге, который призван защищать инфраструктуру в период кризиса, находится в  продвинутом состоянии. "Признаком  завершения кризиса является ужесточение  требований ФСФР к участникам рынка  ценных бумаг", - сказал Миловидов[12].

Новыми инструментами  рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных  ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли –  это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и  современных средств связи, позволяющие  вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация- это тенденция  перехода денежных средств из своих  традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних  форм ценных бумаг в другие, более  доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс  их взаимопроникновения. С одной  стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым  способствует их развитию.

Российский фондовый рынок  оказался в числе наиболее пострадавших вследствие мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году. Более чем  трехкратная просадка индекса РТС  стала прямым следствием отток, а  зарубежного портфельного капитала и спровоцированных этим проблем в системе. Говоря о потенциале подъема, не следует забывать также и о заметно возросшей волатильности на фондовых площадках, которая несет в себе ряд рисков. Если возвращение средств покупателей на биржи будет происходить быстрее, чем это обосновано фундаментальными показателями в экономике, неизбежна новая коррекция, которая нейтрализует избыток денежных средств и приведет к новому падению индексов. Подобный сценарий лишь затянет процедуру рекапитализации рынков, хотя небольшие коррекции неизбежны и в известной мере способствуют процессу поступательного развития. [14]

Информация о работе Рынок ценных бумаг